Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста».
статья на тему

Статья на тему «Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_rebenka_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое развитие ребенка раннего дошкольного возраста».

К.Д.Ушинский считал, что родное слово является почвой всякого  умственного становления и сокровищницей всех знаний. Своевременное и верное овладение ребенком речью считается важным условием полноценного психического становления и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет истинного общения, нет истинных успехов в учении.
     Хорошая речь – важное условие всестороннего развития дошкольников. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем проще ему выразить собственные мысли, тем шире его возможности в познании окружающей его реальности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем быстрее осуществляется его психическое развитие.

У детей этого возраста имеются недостатки произношения ряда слов, особенно длинных и почти не знакомых: сокращения слов (сипед – велосипед, атабиль – автомобиль); перестановки звуков в слове (певрый – первый); пропуски согласных звуков при их стечении (босой мальчик – большой мальчик, девича – девочка). Временами малыши в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними вспомогательные гласные (корабель – корабль, не зинаю – не знаю). Еще свойственен неверный порядок слов в предложении (я хочу нет), ошибки в согласовании слов (один колесо; у меня много подругов).

В словаре ребенка быстро возрастает количество слов – к трем годам их может быть до 800-1000. Происходит так потому, что жизнь детей становится более сложной и разнообразной, происходит знакомство с предметами и их свойствами, устанавливаются логические связи между действием и предметом. Развивается мышление, способность обобщать предметы. Дети активнее пользуются глаголами и описывают качества прилагательными. С помощью прилагательных дети обозначают не только размер предмета, но называют их цвет, качество, свойство, форму – игрушка красная, плохая, горячая, круглая. В речь входят местоимения и предлоги. Произносит слова ребенок уже более точно, поэтому его разговор начинает понимать не только близкая родня, но и те люди, которые не общаются с ним постоянно. Взрослые должны обращать внимание на слоговый строй слов, не допускать сокращений или искажений слов: например, вместо «бабочки» говорить нельзя «баба», – учить проговаривать все слоги. Допустимы возможные искажения («ба –би -ська»).

В это время родителям не стоит допускать в своем разговоре упрощения слов – говорить «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла». Если окружающие ребенка люди будут употреблять детские «сюсюкающие» слова, то позже малыш будет с большим трудом осваивать полноценную речь.
Чтобы ребенок умел правильно говорить, ему нужно освоить грамматические формы. Малыш начинает употреблять существительные в винительном, дательном, творительном падежах, различает множественное число, пробует изменять глагол по роду, времени, числу и лицу. Путь к правильной грамматике происходит путем ошибок, исправленных родителями. Дети в этом возрасте постоянно допускают ошибки в определении рода, числа и падежа существительного, не всегда правильно употребляют союзы и предлоги.
О произносительной стороне речи ребенка судят только тогда, когда малыш накопит значительные запасы слов. Появление и порядок новых звуков по времени неодинаково. В три года дети имеют право неправильно произносить звуки. Свистящие, шипящие и звуки Р и Л обычно пропускаются или заменяются на мягкие.

Трехлетние дети говорят короткими фразами, которые состоят из трех-четырех слов. Фразовая речь имеет определенные несовершенства: неправильный порядок слов («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
В процессе усвоения грамматического строя речь детей постепенно становится все более развернутой, а высказывания удлиняются. К 4-м годам дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи. Наиболее употребительной формой высказывания становится простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела». «Я стану большим сильным дядей».).

Звукопроизношение характеризуется рядом особенностей. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» – ложечка). Свистящие звуки «С, 3, Ц» произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок) или заменяются («фобака» – собака, «вамок» – замок, «фыпле-нок» – цыпленок, «тобака» – собака, «дамок» – замок, «тветок» – цветок). Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук) или заменяются («лосадка» – лошадка, «сапка», «фапка» – шапка, «зук», «нозик» – ножик, «вук» – жук, «оцки», «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка). Звуки Л и Р пропускаются («ампа» – лампа, «ыба» – рыба, «ука» – рука) или заменяются («лямпа», «йампа» – лампа, «люка», «йука» – рука).

Развитие речи — процесс трудный, творческий и поэтому  нужно, чтобы малыши, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили верно и красиво. Значит, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы обучим ребёнка говорить правильно , тем  свободнее он станет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и поочередная педагогическая работа, допускающая внедрение арсенала особых педагогических способов и собственные и речевые упражнения малыша.

В работе с детьми раннего дошкольного возраста применяются следующие  средства речевого  развития ребят: общение старших и детей, культурная языковая среда, изучение родной речи и языку на занятиях, всевозможные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература.  Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в совместной системе работы с детьми. Художественная литература  считается важным источником и средством становления всех сторон речи ребят и уникальным средством воспитания. Она может помочь ощутить всю красоту родного языка, развивает образность речи.

Литература:

  1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  2. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009.
  3. Т.М. Горюнова, Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста».

КонсультацияТема: «Речевое развитие  ребенка старшего дошкольного возраста»....

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)

В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ЗПР по речевому развитию в раннем дошкольном возрасте «Жёлтый комочек».

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ЗПР по  речевому развитию для педагогов работающих с детьми раннего возраста...

Статья на тему " Речевое развитие детей раннего возраста"

   Развитие речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо...

Статья на тему "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС"

Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого р...

Статья на тему:"Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр...

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...