Комплекс театральных игр
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Комплекс театральных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry_kompleks.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс театральных игр

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

   сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

«Весенние голоса»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

И дальше побежал («бульканье»)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

Вот и пришла весна!»

Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

          Соскачи-ка с печи,

          Испеки-ка в печи,

          Из муки калачи!»                

      

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

 

 «Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

 «Орёл на горе, перо на орле».

 

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

«Прогулка»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

«Битва»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

 - Змея – Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

«Страшный зверь»

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

 «Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

 

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

 

«Волшебное колечко»

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

4. Игры на развитие внимания и памятиразвивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

«Молчанка»

 Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.

«Художник»

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

«В магазине зеркал»

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

5. Целью этюдов на выразительность жестовявляется развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

«Игра с камушками»

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

«Дружная семья»

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

6. Ролевые игрыс использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

«Угадай ситуацию»

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

 Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

 2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

«Жмурки»

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

«Организуем всеобщий театр»

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.      

«Театр».

Цели:

1. Учить детей используя рисунок-схему изображать разное настроение мимикой.

2. Развивать координацию движений, отрабатывать чувство ритма. Продолжать учить детей пользоваться жестами.

3. Продолжать развивать речевое дыхание. (увеличение силы и длительности неречевого выдоха) Учить на одном выдохе «гасить» 3 свечи, разделив выдох на три порции.

4. Развивать воображение, музыкальный слух, память, умение действовать с воображаемыми предметами.

Атрибуты: билеты на каждого ребенка с изображением разных эмоций; «театральная касса»; на подставке имитация свечей, изготовленных по типу султанчиков; вёдра с удочками.

Ход

(Центральная стена украшена мимическими символами театра, в углу зала стоит театральная касса, в середине зала имитация озера, окруженного камышами)

- Ребята, вы догадались, куда мы с вами пришли? (в театр)

- А зачем взрослые и дети ходят в театр? (ответы детей)

- Как можно попасть на спектакль или сказку? (купить билеты)

- Так давайте же пройдем к театральной кассе. (дети покупают билеты с изображением разных эмоций на лицах и рассаживаются на стульях)

- Кто работает в театре? (актеры, режиссеры, костюмеры, парикмахеры и др.)

- Вы купили билеты и стали кем? (зрителями)

- Верно. Но иногда артисты привлекают зрителей, чтобы спектакль или сказка была интересней.

- Вы согласны быть сегодня не только зрителями, но и артистами? Тогда выполняйте все мои задания.

1. Игра «Покажи свое настроение»

- У каждого из вас в руках билетики, на которых нарисованы лица с разным настроением. Всем артистам в театре приходится играть разные роли – добрых и злых, веселых и грустных людей. – Попробуйте изобразить такое же лицо, как на вашем билетике.

2. Игра «Морская считалка».

- Руки – главный орган движения актера в роли. Они могут многое сказать зрителям. По действиям рук – жестам, человек, не разговаривая, может понять действия: иди сюда, уходи, приветствую, не знаю и т. д. Руками можно передать восхищение и удивление.

- А мы, расскажем считалку и будут нам помогать в этом – руки.

Раз, два – острова. (Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой

в сторону, как бы изображая два острова.)

Три, четыре – мы приплыли. (Два хлопка обеими руками. Волнообразные

движения руками в направлении от себя.)

Пять, шесть – сходим здесь. (Два хлопка, поочередное движение правой рукой

ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой

вверх (подбрасываем мяч) .)

Семь, восемь – сколько сосен! (Два хлопка, правая рука вытягивается вверх; на

слове «сосен» вытягивается вверх левая рука.)

Девять, десять – мы в пути. (Два хлопка; средним и указательным пальцами

обеих рук выполнить движение от себя вперед,

изображая «шаги».)

Досчитал до десяти!

3. Игра «Свеча».

- Актерам приходится много говорить, поэтому у них должно быть правильное дыхание. На одном выдохе хорошие актеры могут произнести много слов. – Давайте и мы потренируем свое дыхание.

- Представьте, что перед вами стоят свечи и их надо погасить. – Сколько свечей вы сможете погасить? (Тренировка медленного выдоха при направлении струи воздуха на воображаемое пламя свечи.)

4. Этюд «Любитель-рыболов».

- Послушайте теперь песню. (Педагог исполняет песню «Любитель-рыболов» А. Барто, муз.Старокадомского) :

С утра сидит на озере

Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Песенка чудесная –

И радость в ней и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.

Припев: Тра-ля-ля

Тра-ля –ля,

Тра-ля-ля

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля

Тра-ля-ля.

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается.

Озеро глубокое,

Удачный будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель рыболов.

(Припев)

- Про кого эта песня?

- Кто такой рыболов?

- Что нужно рыболову для рыбалки? (ведро, удочка, банка для червей)

- Какой может быть рыболов? (молодой, старый, веселый, грустный)

- Представьте, что вы сейчас артисты. Вы должны исполнить роль рыболова. – Берите удочки и ведро – пошли! (Дети под мелодию изображают походку любителя–рыболова. Затем останавливаются – копают червей и складывают их в банку. Идут дальше. Подходят к «озеру», одевают на крючок червяка и закидывают удочку. Сидят и напевают песенку.)

- Разный получился улов у рыбаков. У кого-то полное ведро рыбы, а кто-то всего лишь одну рыбку поймал. – Ребята, покажите настроение рыбака, у которого полное ведро рыбы. – А теперь покажите настроение рыбака, поймавшего одну рыбу. – А теперь пора домой идти.

- Прислушайтесь, звенит театральный звонок, скоро погаснет свет, зрителям пора покидать зал. – Сегодня вы были замечательными актёрами. - Покажите, как благодарят артистов. (дети громко аплодируют и кричат: «Браво! »)

  «Теремок»

Цель: Создавать условия для раскрытия творческих возможностей детей в ходе театрализованной игры.

Задачи :

- способствовать умению детей создавать образ героя сюжета сказки

- способствовать умению обыгрывать взаимодействие с другими персонажами

- углублять способности к творческой деятельности,

- стимулировать художественное воображение,

- развивать способность к ассоциированию, реализации творческих замыслов в их сюжетной разработке.

Ход занятия: (дети входят под народную мелодию и встают в круг)

Музыкальный руководитель(далее М. р.) : Всем, кто меня видит, всем кто меня слышит - Здравствуйте! (ответ)

Сегодня у нас необычное занятие. Прошу вас, ребята, посмотрите, что я вам приготовила, и догадайтесь, чем мы займёмся?

Дети: Домик, шапочки, костюмы, декорации…. мы думаем, что будем играть сказку.

М. р. Правильно, а теперь мы присядем на места. Я покажу вам маски и шапочки, а вы отгадаете, что это за сказка?

По очереди показываю маски- мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь и домик.

Дети . «Теремок»

М. р. А теперь выберем артистов (по желанию или рекомендации воспитателя, или считалочкой)

М. р. Пока артисты готовятся, одевают маски, зрители вспомнят, как надо вести себя в театре.

Правила:

Не шуметь, не кричать, игру артистов можно одобрять аплодисментами. Не мешать другим зрителям, смотреть внимательно.

Итак, сказка начинается! А сказку рассказать нам поможет песенка «Теремок»

Дети и м. р поют:

(во время пения выбегает на носочках мышка)

1. Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю мышка бежит

У дверей остановилась и пищит

Мышка: Кто-то… .(и далее по тексту сказки, детям разрешается импровизировать, говорить свои слова, но смысл должен оставаться)

М. р. Зашла мышка в дом и стала в нём жить.

Дети и м. р. поют (скачет лягушка) :

2. Стоит в поле….

Вот по полю лягушка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Кто-то…. (далее по тексту сказки)

М. р. И стали они жить вдвоём.

Дети и м. р. поют (скачет зайчик) :

2. Стоит в поле ….

Вот по полю, полю зайчик бежит

У дверей остановился и стучит.

Зайчик. Кто-то…. (далее по тексту сказки)

М. р. И стали они жить втроём.

Дети и м. р. поют (бежит лисичка) :

2. Стоит в поле…

Вот по полю лисичка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лисичка. Кто-то…. (по тексту сказки)

М. р. И стали они жить вчетвером.

Дети и м. р. поют (бежит волк) :

2. Стоит в поле …

Вот по полю, полю волк бежит

У дверей остановился и стучит.

Волк. Кто-то…. (по тексту сказки)

М. р. И стали они жить впятером.

Дети и м. р. поют (идет мишка) :

2. Стоит в поле.

Вот по полю, полю мишка идёт

У дверей остановился и ревёт.

Мишка . Кто-то в теремочке живёт…. (далее по тексту сказки)

Я- мышка-норушка

Я – лягушка-квакушка

Я – зайчик – побегайчик

Я – лисичка-сестричка

Я – волчок- серый бочок

А ты кто?

Варианты ответов медведя:

1. А я Мишка - всех давишка.

2. А я Мишенька - медведь, могу громко я реветь!

3. Я медведь с давних пор удивительный танцор!

(исходя из того, что выберет ребёнок, играющий роль медведя, можно завершить сказку по-разному)

                                                   

III. Театрализованный рассказ.

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

IV. Викторина – развлечение.

«В гостях у Королевы сказки»

Сказки входят в жизнь ребёнка с раннего детства. Они обогащают мир ребёнка, делают его интересным и полным необычных открытий и приключений. Дети воспринимают встречу со сказкой как праздник. Старшие дошкольники ещё любят всевозможные викторины, игры, соревнования по сказкам и драматизацию литературных произведений. Учитывая этот интерес, организовала с детьми подготовительных групп развлечение «В гостях у Королевы сказки». Развлечение проводилось в два захода с разными группами. Поэтому на фотографиях разные команды детей и Королева сказки в разных костюмах.

Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение и навыки работы в команде, развивать интерес детей к детской литературе и сказкам.

Предварительная работа – чтение сказок, беседы, разучивание роли Царицы.

Материал: элементы костюма Королевы сказки, эмблемы членам команд, мультимедийная презентация, карточки со слогами, телеграммы от сказочных героев, сундук со сказочными предметами, музыка «В гостях у сказки», буквы для «оживления», фломастеры, медали и подарки для награждения победителей.

Ход развлечения. Звучит музыка -заставка к телепередаче «В гостях у сказки»

Ведущий – Внимание, внимание! Начинаем праздник сказки. (1 слайд). Я уверена, что вы все очень любите сказки. А сегодня на нашем празднике мы увидим, кто больше и лучше знает сказки и сказочных героев.

Приветствуем участников игры: команду «Всезнайки», капитан команды Зыз Ваня! Команда «Почемучки», капитан команды – Белякова Полина!

Нашу игру будет судить строгое, но справедливое жюри: школьники Серёжа, Егор и Нина Силантьевна. Аплодисменты членам жюри!

Я тоже люблю сказки, а ещё знаю, где живёт Королева Сказки. Она живёт там, где сплелись ветвями ивы зелёные, где днём и ночью глухо шумит лесное озеро, где по ночам золотые звёзды робко и пугливо заглядываются на землю. На самой высокой горе стоит её замок, огромный и нарядный, а вместе с ней там живут все её сказки. (2 слайд)

Появляется Королева Сказки. Здравствуйте! Я знаю, что у вас сегодня праздник Сказки, поэтому я прилетела на ковре – самолёте. А вы много сказок знаете? Правда?

1. Игровое задание «Отгадай автора рекламного объявления»

Герои сказок написали и передали мне рекламные объявления и попросили вас отгадать, кто же их написал. (По очереди зачитываются объявления, а команды отгадывают их авторов.За правильный ответ – 1 очко).

Купила самовар, приглашаю всех к чаю. (Муха – Цокотуха)

Отнесу пирожок вашей бабушке. (Красная Шапочка)

Продам щуку, исполнит все ваши желания. (Емеля)

Предлагаю новое корыто, избу и дворянство в обмен на новую стиральную машину. (Старуха)

Нашедшему ключик из драгоценного материала гарантирую вознаграждение. (Буратино)

Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Гуси – лебеди)

2. Конкурс капитанов «Волшебная яблоня» (Слайд 3)

В моём сказочном лесу растёт волшебная яблоня. На яблоках вопросы - задания. Капитанам команд нужно сорвать яблочко и прочесть вопрос или задание. Ответить на вопрос и выполнить задание

«Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете? » - Тараканище, Доктор Айболит, Бармалей, Краденое солнце, Муха Цокотуха, Чудо – дерево, Мойдодыр, Телефон, Федорино горе,

«Назовите русские сказки, где одно слово» - Колобок, Теремок, Репка, Хаврошечка.

«Назовите произведении, где есть имена» (сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Дюймовочка, Машенька и медведь, Дядя Стёпа, Золушка)

Назовите произведения, где есть числа («2 жадных медвежонка», «4 желания», «12 месяцев», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», «Волк и 7 козлят», «Три медведя»)

Кто из героев говорил такие слова «Раз, два, три! Горшочек вари! »

«Рекс, фекс, пекс! »

3. Для следующей игры прошу игроков команд пройти к столам

Игра «Собери слова»

Это было в воскресенье,

У слона на день рождение,

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Что на части разлетелись.

1, 2, 3, 4, 5! Помоги гостей собрать! (из предложенных слогов собрать имена сказочных героев) Чья команда быстрее? (Слова «Золушка», «Буратино», «Матроскин», «Дюймовочка», «Шапокляк», «Бармалей», «Крокодил», «Айболит»)

4. Следующее задание Королевы Сказки «Живые буквы». Превратить буквы в живые – подрисовать им глазки, руки, ноги, волосы, бантики, головные уборы и т. д. У кого получится самая интересная живая буква.

Пока игроки выполняют задание, проводится игра со зрителями.

Вопросы для зрителей:

1. Как звали Кота из Простаквашино? (Матроскин)

2. Какую книгу купил папа Карло Буратино? (Азбука)

3. На чём любит играть Крокодил Гена? (На гармошке)

4. Кто знал волшебные слова «По щучьему велению»? (Емеля)

5. Как зовут лучшего друга Винни Пуха? (Пятачок)

6. Скольких животных встретил Колобок на своем пути( 4)

7. В кого превратился Гадкий утёнок из сказки Г. Х. Андерсена? (В прекрасного лебедя)

8. Как представил своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас

(По ответам определяется самый активный болельщик)

Работы с буквами детей вывешивается на доске.

5. Задание «Кто здесь побывал и что оставил»

Королева Сказки Возле моего сказочного замка побывали герои сказок и каждый из них в сундучке что – то оставил

Посмотрим, что находится в сундучке. А вы отгадайте, кто оставил этот сказочный предмет.

Яблочко (яблоко из сказки «О мёртвой царевне и 7 богатырях»)

Термометр ( «Доктор Айболит»)

Цветик – семицветик(девочка Женя из сказки «Цветик – семицветик»)

Хрустальная туфелька ( «Золушка»)

Ведро ( «Морозко»)

Зеркало (Царица из «Сказки о мёртвой царевне и 7 богатырях»).

Царица из сказки А. С. Пушкина сегодня у нас в гостях. Приглашаем её!

(Заранее подготовленная девочка читает монолог Царицы «Свет мой зеркальце, скажи! »)

Вот и закончилось наша встреча с Королевой Сказки. Для подведения итогов игры и награждения победителей слово предоставляется жюри

V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Примерные игры и упражнения к разделу  театральная игра

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.

«Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

«Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога -и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его « вагоны ». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.

«Словесный портрет»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Я положил в мешок...»

Цель: развивать произвольную слуховую память.

Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок ...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«У бабушки в огороде растет...»

Цель: та же, что и в описанной выше.

Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

«Тень»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3—5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все. что он делает.

«Разведчики»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По  определенному сигналу одного из детей -  командира,  дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей

ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.

«Внимательные звери»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.

«Зеркало»

Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».

Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Снежный ком»

Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я - живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

«Стульчики»

Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.

«Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.

Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

«Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

«Угадай, что я делаю?»

Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение. Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:

  1. стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
  2. наклониться вперед. Возможные варианты ответов:  «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».

«Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

«Кругосветное путешествие»

Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.

«Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

«Превращение комнаты»

Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

«Превращение детей»

Цель: та же, что ив игре «Превращение предмета».

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.

«Этюды»

Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).

Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении муниципального детского фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи».

Настоящее  Положение  определяет цели, задачи  и порядок организации  районного  фестиваля-конкурса  театральных коллективов  «Театральные встречи» среди городских ...

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Комплекс дидактических игр по театральной деятельности.

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...

Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)

Комплекс гимнастики после дневного сна на июль. Комплекс №1(1-2 неделя), Комплекс №2(3-4 неделя)...

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...