Адаптация детей при помощи театрализованной деятельности
статья (младшая группа) на тему

Грудкина Екатерина Юрьевна

Данная статья расскажет о формировании познавательных процессов и адаптации детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности.театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей при помощи театрализованной деятельности.

В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком анализировать и делать маленькие открытия в сказках. Для этого необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Но при внедрении театрализованной деятельности в процесс социализации детей возникает противоречие между формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщением его к нравственным, духовным ценностям и уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении.

А потому использование театрализованной деятельности как инструмента адаптации детей решает многие задачи.

Например:

-приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм;

-создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (желание выступать перед куклами и сверстниками, работая над речью, интонацией; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка;

-создать условия для развития нравственных ценностей у детей младшего возраста;

-организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

-создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

- воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Примерный план мероприятий по социальной адаптации:

Вид деятельности: художественно - речевая

1. Беседа на тему: «Театр»

Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру

2. Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию

Задачи: познакомить детей с сюжетом сказки, работать над интонацией, выразительностью, дикцией.

3. Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: вспомнить с детьми сюжет сказки, работа с текстом.

4. Сказка «Вершки-корешки».

Задачи: знакомство с текстом сказки, способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами, формировать память, речь

5. Прочтение сказки « Морозко » . Беседа по ее содержанию

Задачи: познакомить детей с содержанием сказки, учить передавать содержание своими словами

6. Сказка «По щучьему веленью». Беседа по ее содержанию

Задачи: продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, запоминать ключевые моменты сказки, связывать сказку с былью, развивать речь

7. Сказка «Заячья избушка». Знакомство с текстом сказки

Задачи: учить передавать содержание сказки своими словами, развивать память, речь

8. Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки

Задачи: учить запоминать и передавать содержание сказки

Театрально-игровая

1. Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам)

Задачи: закрепить знания текстов сказок, развивать память

2. Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко»

Задачи: закреплять знания детей о сказке, способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания

3. Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: воспитывать у детей умение передавать содержание сказки, формировать дикцию, интонационную выразительность

4. Игра «Вершки и корешки с героями сказки мужиком и медведем

Задачи: способствовать умению детей классифицировать овощи по заданной тематике

5. Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко»

Задачи: закреплять знания детей о сказке, формировать воображение, фантазию, речь.

6. Представление сказки «Морозко»

Задачи: воспитывать умение участвовать в построении сказки по ролям (отработка силы голоса, интонаций, движений, взгляда и т. д.)

7. Игра «По щучьему веленью, по моему хотенью» с героем сказки Емелей

Задачи: выполнение задания Емели, вживаясь в роль волшебницы щуки

8. Проигрывание диалогов из сказки «Заячья избушка»

Задачи: учить передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характер героев сказки

Изобразительная

1. «Мой любимый герой сказки»

Задачи: формировать интересы детей, способствовать умению передавать качества личности любимого героя

2. Герои сказки «Бобовое зернышко»

Задачи: воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев

3. Герои сказки «Морозко»

Задачи: передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев. закрепить умение передавать при изображении черты людей разного возраста

4. Рисование героев сказки «Заячья избушка»

Задачи: формировать знания об особенностях тел животных, их окрасе, движениях, передавать это в рисунке

Творческая

1. Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко»

Задачи: воспитывать желание изготовлять из рисунков сказочную книжку

2. Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди»

Подготовка кукол, театральных декораций.

Задачи: формировать эмоциональную атмосферу и активность детей

3. «Фигурка медведя» (лепка)

Задачи: учить передавать характер героя через пластику

4. Поделка «Щука»

Задачи: способствовать умению детей изготовлять из природного материала макет щуки, передавая ее характерные особенности

Работа с родителями

Выставка работ и показ сказки «Вершки и корешки»

Познакомить родителей с результатами работы

Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»

Познакомить родителей с результатами творческой деятельности детей, продемонстрировать приобретенные навыки в театральном творчестве

Список использованных источников:

1. Берлова А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М., 2008г.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

3. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи, М., -2003

5. Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

6. Панков В. И. Ваши помощники книги, М, - 1998

7. Рябкова И. В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004

8. Щуркова Н. Е. Игровые методики, - 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Развитие одаренных детей с помощью театрализованной деятельности

Развитие одаренных детей с помощью театрализованной деятельности. 2 слайд. Говоря «одаренность», подразумевается, что в человеке есть такое, что им  не обучено, а то, что ему над...

Развитие диалогической речи детей 5-6 лет, с помощью театрализованной деятельности

Наблюдая за детьми нашей старшей группы, мы заметили, что:1.Не все дети умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в тру...

Конспект открытого занятия на тему: «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект открытого занятия на тему: «Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»

Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе....

Методическая разработка (консультация для родителей) "Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности"

данная публикация поможет родителям разобраться как именно театрализованная деятельность влияет на развитие речи дошкольника....