Консультация для воспитателей "Игра и игрушка"
консультация (младшая группа) на тему

Демидова Валентина Ивановна

Игра - это целенаправленная сознательная деятельность. в которой человек условно изображает разные явления и события окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:”Игра и игрушка.”

Игра- это целенаправленная сознательная деятельность, в которой человек условно изображает разные явления и события окружающей жизни .В первую очередь трудовые действия , а также различные взаимоотношения людей.

Для ребенка игра- это основная деятельность, а остальные виды деятельности отводятся на второстепенный план. Игра самая доступная для ребенка деятельность, самая интересная и любимая. Не надо напрягаться, чтобы добиться результатов. Почему же ребенок играет?

Одна теория утверждает, что это инстинктивная деятельность, врожденная. В играх девочек проявляется  инстинкт материнства, у мальчиков в играх –инстинкт агрессивности (война).Ребенок  отражает то, что есть в действительности. Игра – это подражательность. В игре ребенок комбинирует свои впечатления. Он играет потому, что  ребенок существо человеческое. Ему свойственно стремление к участию в жизни взрослых, но ребенок не имеет ни духовных, ни физических сил. В игре он может быть кем угодно и делать, что угодно в зависимости от своей фантазии потому , что игра – это потребность растущего организма.

Во-вторых у ребенка есть стремление все знать. Для ребят дошкольного возраста игра для них–  учеба, труд, серьезная форма воспитания. У  ребенка есть познавательный рефлекс “Что такое?”. Через игру он стремится к познанию то есть: идет познание окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения , изучает растения, животных и многое другое.

Все игры являются прежде всего средством программы воспитания , причем у детей могут развиваться как положительные , так и отрицательные качества. Поэтому надо активно руководить игрой , пускать игру на самотек нельзя. Руководя игрой воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на его сознание,чувства, волю , поведение . Использует также ее в целях умственного , нравственного , эстетического и физического воспитания.

Во время игры обращать внимание  на  положительные поступки  в общественной жизни , знакомить с литературными героями , подчеркивая их положительные поступки. Учить детей придумывать и изображать положительных героев – а именно добиваться , чтобы дети изображали вежливого покупателя , продавца , заботливую маму , послушную дочку , смелого летчика . Организуя игру , воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участникам игры , ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать  свои  намерения и действия с другими детьми , подчиняться правилам , которые устанавливаются в игре. Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние, например  жестокость , грубость ,разжигающие национальную ненависть , плохо действующие на нервную систему , вызывающие азарт , тщеславие. И есть игры , имеющие громадное воспитывающее значение , укрепляющие волю , воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д.

Игру также  называют социальным образованием, т. е. игра социальна не только по – своему содержанию, но и по своей форме , как деятельность(дети вступают в сложные взаимоотношения). Играя, ребенок всегда находится в определенных отношениях с детским коллективом, даже если дети играют двое  или трое. Чувства, вызываемые  игрой,  заключены в  отношениях, а взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь, играя, каждый ребенок и каждый коллектив в целом всегда действуют определенным образом. Это характерно для игр детей дошкольного возраста. Ребенку нужна игрушка: он отбирает ее у соседа, он кого – то зовет играть с собой.

В процессе игры мы на каждом шагу стаскиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят. Природа ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх. Поэтому игра, как другая любая деятельность выполняет свои особые задачи: формирует у детей ценного качества как –общего типа поведения.

С помощью игры ребенок готовится к предстоящей жизни в обществе. В других видах деятельности (быт, обучение,труд) нет такой благоприятной возможности. Поэтому игра не должна зажата узкими рамками ,как занятия- здесь нет жестко задуманных отношений. Например: наступил момент, когда  ребенок играет и кто-то попросился к нему  в игру, а кто-то из товарищей отказывает и ему приходится самому решать взять или нет. Ребенок принимает решение, а опыта нет. И он поступит оттого, какие нравственные качества у него привиты. Воспитатель не должен пропустить этот момент. В труде, занятиях и других видах деятельности в организации детской жизни стоит воспитатель, а в «игре стоит рядом, но не диктует , чтобы игра стала формой организацией детской жизни. Нужно соблюдать несколько условий:

1. Учить детей игровым действиям

2.Формировать    взаимоотношения между детьми

3.Учить договариваться,  уступать, подчинять свои интересы интересам товарищей, дружно распределять  роли.

Пожалуй, самыми  любимыми в младшей группе являются игры на бытовые сюжеты. Приняла я детей 2.5 – 3.5 лет. В первой половине года дети играли отдельно. Несогласованность действий играющих детей обычно приводили к многочисленным противоречиям между детьми. Например: Алиса некоторое время возила пустую коляску по комнате, а Федя играл с куклой, она отобрала у него эту куклу и посадила ее на свою коляску, а мальчик заплакал.  Подзываю обоих и говорю: “Федя, как удобно твоей кукле в коляске .Помоги Алисе вести коляску.” Естественно, конфликт был исчерпан.

Учила детей действовать с игрушкой, для этого создавала условия для игры, помогала выбрать игрушку или переключится на другую игрушку. Часто были конфликты из –за кукол и машин. Например: Даше нужно такую же куклу как у Алины с красным бантом. Взяла привязала такой же бант на другую куклу и слезы прекратились.

Во второй половине года дети уже начинают играть рядом. Часто можно увидеть детей(2-3 чел.)  в игре  с крупным строителем. Миша задумал строить  гараж, Ваня и Диана подвозили ему кирпичики.  Играли минут 5-7, затем вижу игра заканчивается, я предложила детям погулять по лесу, по грибы, ягоды. Игра продолжилась.

Поэтому руководство играми должно быть направлено на создание условий, помогающих детям общаться друг с другом. Воспитатель должен по мере необходимости подсказать  замысел игры, поддержать и помочь развивать возникающую у ребенка мысль. Маленькие дети в коллективе могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

консультация для родителей. даны рекомендации по выбору игрушек для детей; рекомендованы игрушки в зависимости от возраста....

Консультация для родителей " Какие игрушки нужны вашим детям?".

Какие игрушки нужны вашим детям? Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говор...

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

Данная консультация поможет родителям сделать правильный выбор при покупке игрушек своим детям....

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"

Консультации для родителей«Какие игрушки необходимы детям»...

Консультация для родителей "Как игрушки лечат"

Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. И от нас с вами зависит чем станет этот предмет в руках ребенка и как это отразится на его психике....

Консультация для родителей «Детская игрушка»

Детская игрушка… В чем ее ценность? Будут ли рядом с малышом любимые игрушки, которые станут самыми настоящими друзьями, помогут сформировать доброе и деятельное отношение к окружающему миру, зав...