Главные вкладки

    Доклад"Выявление признаков жестокого обращения с ребенком".
    консультация по теме

    Комарова Мария Алексеевна

    В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное действующее лицо при проведении этой работы.От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей а так же защита от жестокого обращения в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД

    на тему : «Выявление признаков жестокого обращения с ребенком».

                                                                                       Комарова М.А.

                                                                                          январь 2016г.

              В  настоящее  время  острой  проблемой,  стоящей  перед  системой  дошкольного  воспитания,  является  использование  правовых  и  педагогических  возможностей  детского  сада  для  защиты  прав  ребенка  в  семье.

    Какие же функции педагог должен выполнять для  правового воспитания дошкольников?

          -Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.        

    • Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
    • Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией.
    • Организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка.
    • Содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности.
    • Привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
    • Формирование высоких морально – нравственных качеств у детей.
    • Ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.

            «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье.

           Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

    1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
    2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
    3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.                                                                                                       К психической форме насилия относятся:                                                                                             - открытое неприятие и постоянная критика;                                                                                          - угрозы в адрес ребенка в словесной форме;                                                                                     - замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;                                           - преднамеренная физическая или социальная изоляция;                                                                     - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;                                                                                       - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
    4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

             Основные  физические признаки травм : гематомы, ожоги, травмы головы, внутрибрюшные травмы, переломы костей и крайнее истощение.

    Гематомы

    Сами по себе синяки обычно не являются основанием для обращения за срочной медицинской помощью.Но если они в области живота,в районе головы, шеи, торса и гениталий,это должно стать основанием для поиска симптомов других, более серьезных проблем.

    􀀛 Синяки на ягодицах, задней стороне бедер и нижней части спины часто являются следствием применения телесных наказаний.

    􀀛 Травмы гениталий практически всегда носят преднамеренный характер. Гематомы, найденные в области гениталий или на внутренней стороне бедер, часто являются следствием наказаний за недержание мочи или стула.. Выявив любые травмы в области гениталий, педагог обязан оценить вероятность сексуального насилия и незамедлительно показать ребенка врачу.

    􀀛 Синяки на щеках или мочках ушей часто возникают в результате пощечин или подзатыльников.

    􀀛 Возникновение гематом или порезов на шее почти всегда является результатом удушения рукой, шнуром, собачьим ошейником или другим предметом.

    􀀛 Щипки, захват, сжатие, удар рукой тоже оставляют характерные отметины на коже. Это могут быть следы в форме пальцев, подушечек пальцев или целой ладони.

    􀀛 Следы укуса представляют собой четко выраженные парные дуговидные гематомы, на которых можно разглядеть отпечатки отдельных зубов.

    􀀛 Петлеобразные гематомы возникают в результате избиения ребенка сложенным вдвое электрическим проводом, шнуром или веревкой.

    􀀛 В случаях, когда ребенка насильно привязывают к кровати или другому предмету, у него на ступнях, лодыжках и запястьях остаются характерные следы.

    Чтобы отличить случайные травмы от преднамеренно нанесенных, необходимо

    знать, где и как возникают случайные повреждения.

    􀀛 У детей любого возраста часто страдают выступающие части тела, такие как колени, локти, предплечья, голени, лоб и подбородок. Когда дети спотыкаются и падают, у них появляются характерные синяки — как правило, округлой формы, без характерных очертаний.

    􀀛 В некоторых случаях необъяснимые, часто возникающие гематомы могут быть проявлением наследственных заболеваний крови. Располагаются они обычно в местах, типичных для травм.

    Ожоги

    Примерно в 10 процентах случаев физического насилия имеют место ожоги.

    􀀛 Чаще всего встречаются сигаретные ожоги. Они имеют округлую форму, примерно одинаковый размер и углубление посередине.

    􀀛

    Если ожог расположен на тыльной стороне руки, то, скорее всего, он был причинен ребенку преднамеренно.

    􀀛 Ожоги в виде клейма возникают, когда к телу ребенка прикладывают раскаленный металлический предмет.

    􀀛 Наиболее частой причиной водных ожогов является окунание или погружение ребенка в горячую воду ягодицами.Тот факт, что руки и ноги ребенка остаются непораженными, позволяет отмести любые оправдания родителей о якобы случайном характере таких ожогов.

    􀀛 Ожог, который возникает в результате погружения в горячую воду обеих ног ребенка, иногда называют «чулочным ожогом», поскольку по форме он напоминает чулки или носки. Аналогичный ожог рук называется «перчаточным».

    Травмы головы

    􀀛 Широкая залысина на голове, ломаные волосы различной длины чаще всего говорят о том, что ребенка часто таскают за волосы. Если ребенка оттаскали за волосы недавно, прикосновение к волосистой части кожи головы вызывает болезненные ощущения.

    􀀛 Наличие синяков под обоими глазами говорит о том, что ребенка неоднократно били наотмашь по глазам или по голове.

    Переломы костей

              Предполагаемые переломы костей требуют незамедлительного медицинского вмешательства. Рентгеноскопическое обследование детей, ставших жертвами физического насилия, более чем в 20 процентах случаев выявляет наличие у них переломов костей.

    Крайнее истощение

    Ребенок, страдающий крайним истощением, имеет явно недостаточную массу тела и может выглядеть изможденным.

     􀀛 Обычно диагноз ставится при сравнении роста и веса ребенка со стандартными показателями, однако заподозрить истощение можно  выявить уже при первом контакте с ребенком.

     У таких детей сильно выступают ребра, худые ягодицы, сморщенная кожа, костлявые руки и ноги и сморщенное личико.

    Признаки пренебрежения нуждами у детей.

    Можно предполагать, что ребенок находится в ситуации пренебрежения нуждами,  если он:

    • носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде);
    • голоден, просит, крадет или запасает еду
    • часто выглядит вялым, уставшим, невыспавшимся, ослабленным;
    • часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции;
    • выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет;
    • имеет нелеченные раны

    Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

    О пренебрежении нуждами ребенка могут свидетельствовать следующие признаки в поведении родителей, хотя ни один из них сам по себе нельзя рассматривать как факт доказательства плохого обращения:

    • проявляет равнодушие и безразличие по отношению к ребенку;
    • выглядит апатичным или депрессивным;
    • злоупотребляет алкоголем или наркотиками;
    • отрицает наличие проблем или обвиняет ребенка;
    • считает ребенка испорченным, рассматривает как обузу для себя;
    • видит в ребенке в первую очередь средство удовлетворения своих собственных потребностей.

    Фактором, повышающим риск насилия над детьми и неудовлетворения их потребностей, является бедность.

    Объяснение родителями причин возникновения травм,

    указывающие на возможность жестокого обращения с ребёнком в данной семье.

         К объяснениям, вызывающим подозрения в жестоком обращении с ребенком, относятся следующие.

    􀀛 свидетельства очевидцев или заявление ребенка.

    􀀛 Когда один из родителей утверждает, что другой родитель допускал насилие в отношении ребенка, это обычно соответствует действительности, особенно если речь не идет о ситуации, когда родители оспаривают друг у друга права опеки над ребенком.

    􀀛 Нередко родители частично признают свою вину. Например, что они нанесли ребенку одну из полученных им травм, отрицая, что имеют отношение к остальным травмам.

    􀀛 Иногда родители отрицают, что им было известно о наличии у ребенка гематом или ожогов, несмотря на то, что эти травмы видны невооруженным глазом.

    􀀛 Если родители рассказывают причудливые, необычные или неправдоподобные истории, их виновность очевидна.

    􀀛 Родители могут попытаться свалить вину на братьев или сестер ребенка в том случае, если не в состоянии придумать более или менее правдоподобное объяснение полученной ребенком травме.

    􀀛 Невиновные родители обычно стремятся как можно быстрее показать пострадавшего ребенка врачу. Родители, допустившие насилие в отношении своего ребенка, поступают наоборот –подолгу не обращаются за помощью медиков.

             Педагог – главное  действующее  лицо  при  проведении  работы.  От  его  квалификации  и  культуры  зависит  соблюдение  прав  детей  в  дошкольном  образовательном,  а  также  защита  детей  от  жестокого  обращения  в  семье.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Признаки жестокого обращения и насилия

    НАКАЗЫВАЯ,  ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»...

    «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

    Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

    Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

    В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

    Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

    В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

    Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы со случаем жестокого обращения с ребенком»

    Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы  со случаем жестокого обращения с ребенком»...

    Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...

    Методические рекомендации по выявлению жестокого обращения с ребенком

    Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстниковНе упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал...