Главные вкладки

    Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
    консультация на тему

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

    2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

    3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

    4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

    2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

    3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

    4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

    Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

    Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

    Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Формы жестокого обращения с детьми:

    •        физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

    •        сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

    •        психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

    Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    •        Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

    Признаки жестокого обращения с детьми

    Физическое насилие:

    •        боязнь физического контакта с взрослыми;

    •        стремление скрыть причину травм;

    •        плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

    •        негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

    •        суицидальные попытки.

    Сексуальное насилие:

    •        ночные кошмары, страхи;

    •        не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

    •        стремление полностью закрыть свое тело;

    •        депрессия, низкая самооценка.

    Психическое насилие:

    •        постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

    •        различные соматические заболевания;

    •        беспокойство, тревожность, нарушения сна;

    •        агрессивность;

    •        склонность к уединению, неумение общаться;

    •        задержка физического, умственного развития;

    •        плохая успеваемость;

    •        нервный тик, энурез.

    Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

    •        задержка речевого и моторного развития;

    •        постоянный голод;

    •        кража пищи;

    •        требование ласки и внимания;

    •        низкая самооценка, низкая успеваемость;

    •        агрессивность, импульсивность;

    •        сонный вид и утомленность;

    •        санитарно-гигиеническая запущенность;

    •        отставание в физическом развитии;

    •        часто вялотекущая заболеваемость;

    •        антиобщественное поведение, вандализм.

    Профилактика жестокого обращения с детьми:

    •        создание доверительно-делового контакта с родителями;

    •        участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

    •        изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

    Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

    Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

    Признаки:

    •        ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

    •        ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

    •        ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

    •        у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

    •        ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

    •        ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

    •        ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

    •        ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

    •        ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

    •        ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

    •        ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

    •        ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

    •        у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

    Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

    •        похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

    •        проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

    •        объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

    •        держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

    Нельзя:

    — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

    — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

    — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

    Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

    Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

    •        реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

    •        оградить ребенка от реакции других детей;

    •        уделить ребенку максимум внимания;

    •        дать понять, что проблему можно решить.

    В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

    Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Как бы Вы продолжили следующие высказывания?

    •  "Наказание ребенка взрослым происходит, потому что..."

    •  И мне приходится наказывать ребенка когда он:

    •  Как наказывали Вас Ваши родители?

    •  Как Вы наказываете Вашего ребенка?

    •  Что Вас раздражает в ребенке?

    •  Что Вас раздражает в супруге?

    •  Что Вас раздражает (раздражало) в Ваших родителях?

    •  Что Вас раздражает в себе?

    •  Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах воспитания?

    •  Кто, по - Вашему, более ответствен за воспитание ребенка - родители или дошкольное образовательное учреждение?

    •  Какой источник информации Вы считаете наиболее компетентным в вопросах воспитания?

    АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВА РЕБЕНКА»

    1. Ф. И. О.________________________________________________________

    2.  Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________

    3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________

    4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________

    5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________

    6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________

    7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим воспитателем)_______________ ____________________________________

    8.       Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________

    9.      Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________

    10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________

    11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________

    12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________

    13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________

    __________________________________________________________________

    14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________

    15.  Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?______________________

      АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    "Детский сад и права ребенка"

    Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.  

    1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?

    2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

    -дома, из средств массовой информации;

    -в детском саду;

    -из педагогической литературы;

    -из других источников  

    3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?_____________

    __________________________________________________________________

    4. Какие права у ребенка в семье?____________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?____________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?_________________________________________________

    __________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад"Выявление признаков жестокого обращения с ребенком".

    В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное де...

    Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

    Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку....

    «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

    Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

    Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы со случаем жестокого обращения с ребенком»

    Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы  со случаем жестокого обращения с ребенком»...

    Методические рекомендации по выявлению жестокого обращения с ребенком

    Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстниковНе упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал...

    Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

    жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...

    Выявление жестокого обращения с ребенком в ДОУ

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...