Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
методическая разработка по теме

Педагогические чтения. Тема: Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pch03.doc57.5 КБ
Файл tema.pptx86.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Педагогические чтения

Тема:
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.

Воспитатель:

Власова И. А.

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  • Трансляция родителям положительного образа ребенка.
  • Работа по коррекции детско-родительских отношений.
  • Работа   по  предотвращению  нарушения   прав  ребенка  незнакомыми
    взрослыми.

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, реже - агрессивны.

Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может, предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого: важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Перечислим общие и конкретные признаки, которые должны привлечь внимание и насторожить педагога:

- ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не
соответствует возрасту;

- ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок демонстрирует изменчивое поведение - оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.

- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

-   ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;

- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание - головную
боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

-   ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (к другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

-   ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует   не   соответствующее   возрасту   «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
- к выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на него, но и на его родителей. Что важно определить, какие наиболее характерные особенности в их поведении должны подтвердить ваши худшие опасения? В беседе о ребенке они проявляют:

- настороженность или безразличие,

- чрезмерную озабоченность.

На жалобы по поводу поведения ребенка в детском саду они реагируют холодно, либо напротив, очень бурно и эмоционально. Также отметим, что такие родители часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что еще может предпринять педагог при подозрении в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, нужно постараться завоевать его доверие, наблюдать за поведением, обращая особое внимание на выделенные выше признаки. Для этого можно завести специальный дневник. Обратите внимание и на поведение родителей (опекунов, близких родственников) ребенка. Побеседуйте с ними, выскажете свою озабоченность поведением их ребенка в детском саду. Постарайтесь побывать у ребенка дома, посмотрите, в каких условиях он живет, постарайтесь установить социальные контакты семьи. Если у ребенка есть братья или сестры - постарайтесь также установить контакт и побеседовать с ними. При необходимости узнайте и свяжитесь с детским садом, который раньше посещал ребенок.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • на некоторое время вы становитесь доверенным лицом для ребенка;

-        решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов.

2. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе и сексуального)?

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

  1. Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и
    поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей
    те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его
    слов.
  2. Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
  3. Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и
    эмоционально к нему привязан.
  4. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но
    не укрепляйте в нем этих чувств сами.
  5. Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
  6. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и
    жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах
    самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
  7. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  1. Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что Вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим - медикам, психологам и т. д. Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а)        реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не
давать оценок случившемуся);

б)        дать понять ребенку, что проблема его ясна («Молодец, что ты рассказал
о таком событии, это очень важно»);

в)        оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема, и мы
постараемся ее решить вдвоем»);

г)        постараться уделить ребенку максимум внимания.

3. Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует специальной профессиональной подготовки, а во многих случаях проведения медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.

Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.

Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомой взрослого, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов и специальных служб и центров.

К кому обращаться за помощью

  1. Полиция
  2. Юридические консультации
  3. Службы здравоохранения
  4. Медико-социально-психологические центры
  5. Специальные службы защиты от насилия
  6. Телефоны доверия

Предоставляю вашему вниманию, сайты посвященные защите прав детей:

     Проект «Гармония». Здесь разработаны методические материалы, подготовленные в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье».

Адрес сайта:
http://dv.projectharmony.ru/mater/main.html

      Сайт «Права ребенка», созданный сотрудниками Томской областной детско-юношеской  библиотеки. На сайте можно найти положения Конвенции о правах ребенка, информацию о законах, защищающих детей, ссылки на другие ресурсы.
Адрес сайта:

  http://www.libry.tsu.ru/children/fromh.html
на этом же сайте можно найти список адресов других сайтов, посвященных защите прав детей.
http://www.libry.tsu.ru/children/read.html

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Куртамышский детский сад №5» Очные районные педагогические чтения Тема: «Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку» Власова Ирина Александровна воспитатель

Слайд 2

Направления работы воспитателя по защите детей от всех форм насилия: 1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения. 2. Профилактика жестокого обращения с детьми: - трансляция родителям положительного образа ребенка; - работа по коррекции детско-родительских отношений; - работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

Слайд 3

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

Слайд 4

П ризнаки которые должны привлечь внимание и насторожить педагога: - ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; - ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или , напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет; - ребенок демонстрирует изменчивое поведение - оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. - у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне. - ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений; - ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны; - для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание - головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

Слайд 5

- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери; - ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; - ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; - ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; - ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса; - ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми; - к выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Слайд 6

1. Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. 2 . Нельзя показывать ребенку свои чувства. 3. Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. 4. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами. 5. Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. 6. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того, о ком идет речь. 7. В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне. 8. Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

Слайд 7

Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Слайд 8

1. Полиция 2. Юридические консультации 3. Службы здравоохранения 4. Медико-социально-психологические центры 5. Специальные службы защиты от насилия 6. Телефоны доверия К кому обращаться за помощью

Слайд 9

Проект «Гармония». Адрес сайта: http ://dv.projectharmony.ru/mater/main.html Сайт «Права ребенка». Адрес сайта: http ://www.libry.tsu.ru/children/fromh.html http ://www.libry.tsu.ru/children/read.html Сайты, посвященные защите прав детей

Слайд 10

Спасибо за внимание!