Конспект НОД для средней группы по социально-эмоциональному развитию «Уроки этикета»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Конспект НОД для средней группы по социально-эмоциональному развитию «Уроки этикета»

Программное содержание:

·                                        учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

·                                        совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

·                                        упражнять в использовании вежливых слов;

·                                        воспитывать культуру общения и культуру поведения;

·                                        развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

 

Материал:

·                                        вырезанные из цветного картона сердечки, мелко нарезанная мишура; кисти, клей.

·                                        светящееся игрушечное сердечко;

·                                        картинки с изображением грустного и весело лиц;

·                                        иллюстрации с изображением различных этических ситуаций;

·                                        «волшебный цветок»;

·                                        ЭОР: аудиозаписи детских песен;

·                                        ИКТ:  магнитофон,

·                                        шапочки ежика и зайчика;

·                                        ширма;

·                                        атрибут: морковка;

·                                        игрушка: домик, куклы: медведь,заяц,лиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_sredney_gruppy_po_sotsialno.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для средней группы по социально-эмоциональному развитию «Уроки этикета»

Программное содержание:

  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

Материал:

  • вырезанные из цветного картона сердечки, мелко нарезанная мишура; кисти, клей.
  • светящееся игрушечное сердечко;
  • картинки с изображением грустного и весело лиц;
  • иллюстрации с изображением различных этических ситуаций;
  • «волшебный цветок»;
  • ЭОР: аудиозаписи детских песен;
  • ИКТ:  магнитофон,
  • шапочки ежика и зайчика;
  • ширма;
  • атрибут: морковка;
  • игрушка: домик, куклы: медведь,заяц,лиса.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Дети хором здороваются. Садятся на стульчики.

— Ребятки, когда мы при встрече говорим «Здравствуйте», что мы желаем этим приветствием?

— Правильно, здоровья всем. Если произнести это слово приветливо и улыбнуться, то мы доставим человеку радость. Он обязательно улыбнется в ответ. Вот какое это волшебное слово.

 (Иллюстрация с изображением солнышка с улыбкой).

Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

Солнцу красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Здравствуйте от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.
Настал день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, друг другу, и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки, закроем глаза, и передадим друг другу тепло и любовь, что живет в нашем сердце. Массаж
«Добрые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу. (звучит тихая музыка  для релаксации)

У друга мягкая и теплая ладошка.

Погладим друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

 Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, садитесь!

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

Ответы детей.

Проблемная ситуация.

Воспитатель. (иллюстрация с изображением ссоры между детьми) Итак, самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что – то или когда хотите делать одно и то же.

Ребята, представьте себе двух друзей Ёжик и Зайчик.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию)

с ними произошла вот такая история:

Инсценировка стихотворения 

В тихом лесу среди кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне морковку нашли.

Ёжик навстречу к морковке шагнул,

Заяц морковку  к себе потянул.

Заяц: Я первый!

А Ёжик: Нет. Я!

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель. Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Дети. Ёжик не уступил ему морковку.

Воспитатель. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик с Ёжиком договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Заяц и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне морковку нашли.

Ёжик навстречу морковке шагнул,

Заяц морковку ему протянул.

Заяц сказал: «Угощу я  тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети.  Уметь договариваться, делится друг с другом.

Физкультминутка

С одной стороны ширмы укреплён домик.

С другой стороны появляется Мишка.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Мишка)

А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече? (Здравствуйте)

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Мишка, а что же ты такой грустный?

Мишка: Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!

Воспитатель: Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)

Мишка: Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!

Воспитатель: Иди, Мишка, вот по этой дорожке прямо и никуда не сворачивай

(мишка ничего не сказав, уходит). Пошёл мишка по дорожке и встретил Зайца.

Мишка: Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!

Воспитатель: А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему? (Потому что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста») Правильно, но сначала надо поздороваться. Ты понял, мишка?

Мишка: Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.

Зайка: Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.

Воспитатель: И собрался мишка идти дальше. Постой, Миша! А ты ничего не забыл?

Мишка: Нет. У меня ведь в лапах ничего не было.

Воспитатель: А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо было сделать?(Сказать Зайке «спасибо» и «до свидания»)

Мишка: Спасибо, Зайка! До свидания!

Зайка: пожалуйста, Мишенька! До встречи! Вот тебе за это волшебный цветок.

Воспитатель: зайчик принес из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов», на каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесем эти слова. Я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. (Аудиозапись песни «Волшебный цветок») “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, стоя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова). Молодцы, ребята, садитесь. А мишка продолжит свой путь.

Воспитатель: Пошёл Мишка дальше, а навстречу ему Лиса.

Мишка: Вспомню-ка я, чему меня ребята учили. Здравствуй, Лисонька!

Лиса: Здравствуй, Мишенька!

Мишка: Будь добра, помоги мне, пожалуйста, найти дорогу к дому.

Лиса: С удовольствием помогу. пойдём со мной, я приведу тебя прямо к дому.

Мишка: А вот и мой дом! Спасибо тебе, Лисонька!

Лиса: Пожалуйста, Миша! До встречи!

Мишка: И вам, ребята, спасибо, подсказали удивительные, волшебные слова. Я запомнил их навсегда! А волшебный цветок я подарю вам, чтоб всегда напоминал о вежливых словах! До свидания, ребята!

Воспитатель: Ай да Миша! Научился у вас, ребята, вежливым словам. Сейчас я предлагаю  поиграть в игру «Хорошо ли, плохо ли?»

 Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли?»

Включаю аудиозапись песни   «Дорогою добра».

 Цель: Дать представление о хороших и плохих поступках, поведении; учить правильно, оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. Они должны разложить картинки на 2 стола, которые накрыты разными скатертями. На красной скатерти дети должны поместить картинки с изображением плохих поступков, а на зеленой скатерти разложить картинки с изображением хороших поступков.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А чему же научились мы с вами сегодня?(Здороваться, прощаться, вежливо обращаться друг к другу и к старшим, вспомнили вежливые слова, узнали о хороших и плохих поступках). Никогда не забывайте про эти слова, и вы увидите, какими добрыми и приветливыми станут все вокруг вас. А «Цветок добрых слов» будет радовать нас в группе, и напоминать нам волшебные слова.

 Посмотрите, как засверкало сердце нашей группы (показываю игрушечное сверкающее сердце).  Это сердце очень счастливое, доброе,— нежное потому что оно услышало много хороших слов. И мы сегодня стали добрее, счастливее и вежливее.

— Давайте нарисуем, как в наших  сердечках загорелись искорки счастья и доброты, как они радуются.

(Дети подходят к столам и начинают раскрашивать трафарет) (аудиозапись песни  «Друзья»)

— Положите свое сердечко на ладошку, посмотрите на него, какое оно?

(Доброе, счастливое, нежное, красивое). Подарите сердечки гостям, чтобы они были все здоровыми, счастливыми. Давайте скажем им «Спасибо» и «До свидания»!

Список литературы:

  1. Ковальзон М.Я. Мировоззрение и мораль.
  2. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура.
  3. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего возраста.
  4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для средней группы по ФЭМП и Развитию речи

Конспект открытого занятия для родителей по ФЭМП (средняя группа), Конспект игры-занятия по развитию речи  (средняя группа)...

Конспект занятия в средней группе по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность"

Задачи:1.     Продолжать развивать речь детей, умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию;2.     Закреплять умения согласовывать в р...

Конспект НОД для средней группы в области "Познавательное развитие" "Путешествие в осенний лес"

Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания на основе произведений В. Бианки. Воспитывать любовь и бережное от...

Конспект занятия в средней группе по познавательно — речевому развитию на тему : «Мой дом»

  Конспект НОД «Мой дом»Материал для воспитателей дошкольных учреждений.Тема: Мой домВозраст: Средняя дошкольная группа (4-5 лет)Направление: Познавательно-речевоеОсновная образо...

Конспект ОД средней группы по социально-коммуникативному развитию «Уроки вежливости»

Цель: формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве.Задачи:  учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых ...