Консультация для педагогов на тему «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Зайцева Виктория Викторовна

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером и  каждая минута общения с ребенком обогащает его и формирует его личность.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №2 «Искорка»

Консультация для педагогов на тему:

«Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».

Выполнила: Зайцева В.В.

  воспитатель

Протвино 2015г.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером и  каждая минута общения с ребенком обогащает его и формирует его личность.

Главными задачами во взаимодействии с родителями я считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Организация идет по трем направлениям:

- живая природа: многообразие живых организмов как приспособление к

окружающей среде, характерные особенности в различных климатических

условиях;

- неживая природа: воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др.

- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их

свойства, преобразование предметов.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

По мнению большинства психологов  семья в развитии ребенка играет очень большую роль. Родители должны оказывать  повседневное внимание к детским радостям и огорчениям. Строить свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения,  поддерживать  познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Р.У. Эмерсон.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил или требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогайте ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

  • В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку, ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
  • Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?  Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
  • Уборка комнаты. Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  • Поливка цветов. Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать растения водой? Нужно ли рыхлить землю у растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
  • Ремонт в комнате. Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Рисование. Оно так же играет не маловажную роль в поисково-исследовательской активности ребенка. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.

Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Литература:

1. С.Н. Николаева «Приобщение дошкольников к природе в саду и дома». 2013г.

2. О.В.Таглина «Секреты живой природы». 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальна...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании двигательной активности»

Консультация для родителей на тему:  «Роль семьи в формировании двигательной активности»...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно ...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Материал поможет воспитателям в работе с родителями в качестве рекломендаций по развитию познавательного интреса у детей дошкольного возраста в домашних условиях...

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников"

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни....