Консультация для воспитателей "Вовлечение родителей в жизнь группы"
учебно-методический материал на тему

Крошухина Ольга Анатольевна

В связи с введением  ФГОС ДО меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями.  Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие" "на равных" всех трех субъектов образовательной деятельности: педагога, ребенка, родителя. Перед педагогами стоит важная задача-вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. Статья расскрывает основные аспекты и способы взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в жизнь группы» (январь 2016 года)

Мы с вами уже говорили о том, что в  соответствии с ФГОС меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями.  Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие" "на равных" всех трех субъектов образовательной деятельности: педагога, ребенка, родителя.

Перед педагогами стоит важная задача - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.  Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение детей и  сами приобретают всё новые и новые умения.

Основные цели всех форм взаимодействия:

  • Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
  • Объединение всех в одну команду, приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • Знакомство родителей со спецификой учреждения, с  его воспитательной и развивающей средой;
  • Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.

 Чтобы добиться активности родителей, нужно обратить внимание на три аспекта:

  1. Создание алгоритма вовлечения родителей в жизнь группы.
  2. Создание условий для взаимодействия с родителями.
  3. Разнообразие  форм взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. Создание алгоритма вовлечения родителей в жизнь группы.

Я бы выстроила следующий алгоритм:

  • повышение авторитета педагога и приобретение доверия родителей (у  Филонова  подразделяется на три стадии: СТАДИЯ НАКОПЛЕНИЯ СОГЛАСИЯ. СТАДИЯ ПОИСКА СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ. СТАДИЯ ВЗАИМНОГО  ПРИЯТИЯ)

Как повысить авторитет педагога и заполучить доверие родителей? Вы знаете, что доверие родителя к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности, личностным качествам.

  1. Для начала обязательно надо выучить имя, отчество каждого родителя и обращаться только так! Не забыть членов семьи, кто принимает активное участие в воспитании ребенка. (Список под стекло или другое удобное место).
  2. Внешний вид педагога, его внутренняя активная жизненная позиция.
  3. Отличное знание того, о чем говоришь с родителями. Уверенность в своей позиции. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, но не потакать! Надо уметь аргументировать свой выбор, вариант своего действия.
  4. Чаще рассказывать родителям о том, что было в группе, как занимается их ребенок, как себя чувствует, как строит общение со сверстниками. Родителям интересно все, что касается их ребенка. Трансляция положительного образа ребенка
  5. Открытость   любых режимных моментов для родителей, создание возможности  присутствия их в группе (по желанию и возможности).

  • родители начинают прислушиваться к мнению педагога, раскрываться перед ним. На этом этапе важно  изучить потребности и ожидания  родителей, обнаружить проблемы и противоречия в семейном воспитании
  • одноразовые поручения, подгрупповая помощь, небольшое участие в воспитательно-образовательном процессе, выступление на родительских собраниях и консультациях.
  • масштабные проекты и активные формы сотрудничества.

  1. Создание условий для взаимодействия с родителями. Уровни участия родителей.

В каждой группе встречаются родители разных типов: 

  • есть родители, которые активно и  с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, заинтересованы в успешности своих детей, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Есть родители очень занятые на работе, придерживающиеся в основном позиции потребителя образовательных услуг, для которых детский сад является простой жизненной необходимостью.
  •  Есть родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу), равнодушные, желающие решить проблемы  с помощью специалистов.
  • Есть и такие, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют.
  • Есть те, кто может быть активным только при условии значимой мотивации.

Наша задача, по возможности,  активизировать любого родителя.

Можно выделить несколько уровней участия семей в жизни ДОУ:

  1. Оказание разовой помощи, выполнение небольших технических и трудовых поручений, не задавая никаких вопросов.
  2.  Привлечение к  организации образовательной работы с детьми на занятиях, в подготовке к утренникам, развлечениям, выставкам, конкурсам.
  3. Проявление инициативы, активное высказывание своего мнения, участие в принятии решений относительно своей деятельности группы и ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации и признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Следуя алгоритму, после того, как родители начинают прислушиваться к твоему мнению, мы начинаем давать небольшие индивидуальные разовые поручения.

Приведу пример создания условий для взаимодействия на этом этапе: предположим, вы планируете начать тему «Транспорт». Даже если это всего лишь вторая младшая группа, некоторые представления у отдельных детей уже есть. Можно вечером спросить их об этом и сделать записи, которые вывесить в приемной с добавлением информации: «Мы готовимся к новой теме».

Таким образом, родители увидят: маленькие дети уже знают достаточно много, их собственные рассказы не пропали даром.  Возможно, они захотят дома что-то напомнить своему ребенку, включатся в тему,  расскажут что-то новое или найдут фотографии, почитают и т.п.

Кроме того, при таком раскладе у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи: родители уже будут готовы.  А дальше можно просто написать объявление о том, что вам нужно для работы по данной теме. Вы можете попросить книжки, выполнить совместно с детьми  рисунки  и т.д..

Позже можно переходить на более сложные задания и поручения: помощь родителей в оснащении педагогического процесса,  в подготовке занятий, участие в выставках, вернисажах, конкурсах.

На этом этапе родители уже почти не задают вопросов: а зачем? Для чего? Но иногда ещё звучит вопрос: почему именно я?

Как избежать этого? Я думаю, необходимо публично отражать участие родителей в мероприятиях. Здесь может поможет «Картотека добрых дел» или «Лист участия в   трудовых десантах».  

Если возникают ситуации, когда родители прикрываются фразами «не могу, нет времени», можно повесить в приемной табель или календарь, в котором члены семьи воспитанника могли бы отметить удобный для них день. Подкрепите календарь расчетом: в месяце 21 день (берем только рабочие дни), нас – 22. Следовательно, только 1 раз в месяц Вам нужно найти время и прийти в группу на 20-30 минут.

Главное правило любой просьбы воспитателя: открыто и искренне благодарить родителей за помощь, за участие, за выделенное время!!!

 Помните: каждый человек, сделав какую –нибудь  работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители!

Введите в группе за правило: вручать благодарственные письма, грамоты, призы за даже небольшое участие в конкурсах и выставках. Делайте  это при любом удобном случае.

С этого момента количественные показатели простого присутствия родителей на мероприятии заменяются на качественные. Мы оцениваем: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной деятельности.

Как активизировать родителей на собраниях и консультациях?

Зачастую люди не любят оказываться в центре внимания или боятся дать «неправильный» ответ. Приучать к высказыванию своего мнения надо постепенно.  

Помните: родители с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки, буклета. Пусть они на первых собраниях и консультациях знакомятся с ними дома, позднее можно просить родителей зачитывать советы непосредственно на собрании. (Например, можно попросить зачитать «Правила обучения ребенка развивающей игре», ОКНО и т.д.)

На собраниях должна звучать только важная и конкретная информация. Воспитатель должен говорить 1. только о том, что он реально делает; 2. зачем он  это делает. Тогда родители будут понимать важность и необходимость своего участия в привлекаемых мероприятиях.

Например, говорим о развитии речи, о важности развития в младшем возрасте мелкой моторики рук ---- просим родителей изготовить пособия для развития мелкой моторики рук: с пуговками, с петельками, с кнопочками, шнуровки или объясняем необходимость приобретения соответствующих пособий для группы. Говорим о воспитании любви к природе у дошкольников --- просим родителей принять участие в подготовке и проведении экскурсии в березовую рощу.

Позже можно использовать и более активные формы сотрудничества: родительский клуб, семинары, школы (где родители будут активно высказывать свою точку зрения); глобальный трудовой десант (ремонт группы);  совместный отдых на природе, выход в театр, посещение музеев, организация вечеров отдыха с чаепитием, участие родителей в утренниках, постановке спектаклей для своих детей.

Вообще досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное в плане организации общения, возникновения  дружеских отношений, но и самое  трудное  в организации!

Родителям можно уже поручить самостоятельно создавать папки-передвижки, тематические газеты. Они без напоминания участвуют в субботниках!

Постепенно родители становятся  активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками воспитателя, с удовольствием  взаимодействуют  друг с другом, дружат семьями.

3.        Разнообразие  форм взаимодействия ДОУ и семьи.

И в этом вопросе сегодня необходимо уходить от заорганизованности и скучных шаблонов.  Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Чем они хороши? Да именно тем, что направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями многим известны. Хочу их просто напомнить:

  • Семинар, круглый стол, школа, родительский клуб.
  • Выпуск семейных газет.
  • Родительская почта.
  • Игротека.
  • Творческие конкурсы, выставки.
  • Досуговые спортивные, музыкальные и театрализованные мероприятия.
  • Проекты

В современных условиях есть замечательный активный и гибкий способ информирования родителей и вовлечения их в жизнь группы- это социальные сети. Через них можно сообщать родителям информацию о ежедневных успехах их ребенка,  делать объявления, проводить конкурсы и выставки, рекомендовать обучающие сайты, делиться собственными педагогическими взглядами, обобщать свой опыт, который пойдет на пользу и родителям.

Но для этого педагоги должны сами иметь активную позицию, уметь пользоваться интернетом и обязательно находить способы документировать проводимую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенд ДОУ.Участие родителей в жизни группы

Стенд ДОУ.Участие родителей в жизни группы...

Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)

Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....

Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)

Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....

Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в жизнь группы"

В консультации раскрывается роль родительской активности в создании условий для успешного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении...

Способы участия родителей в жизни группы своего ребенка

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в нас...

"Вовлечение родителей в жизнь группы"

Консультация будет интересна как воспитателям, так и старшим воспитателям. Отражён  теоретический аспект как непосредственного  участия  родителей в жизни группы, так и частого присутст...