Проект "Изодеятельность в решении проблем, психического развития детей"
проект на тему

Шаланова Оксана Владимировна

Оказание психолого - педагогической помощи, направленной на коррекцию профилактику тревожности, эмоционального благополчия детей дошкольного возраста с использованием изотерапии и цветотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo.docx99.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Pictures\p391_yemblemadlyasaytapsixolog.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79  контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru

ПРОЕКТ

ТЕМА: ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ, ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Выполнила педагог – психолог

Шаланова О.В.

Г.о.г.Выкса,2015

Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказок, музыки, рисунка,

Фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Сроки проведения проекта – декабрь -январь

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети старших групп; воспитатели; родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

  Дошкольный возраст – важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношением к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

  В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике  так ив коррекционно – развивающей работе с дошкольниками, имеющие проблемы в эмоционально – волевой сфере( высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладения рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

    Взрослые, родители и педагоги,  часто не замечают эмоциональных переживаний  при взаимодействии с ними или считают их беспредметными и немотивированными, что в свою очередь приводит к повышению тревожности у детей дошкольного возраста. Ритм нашей жизни способствует невротизации ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений. Дети  старшего возраста переживают неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывают сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми. Для решения этой проблемы разработан проект на тему

«Изодеятельность в решении проблем, психического развития  детей» для детей 5 -6 лет в котором используются эффективные методы коррекции тревожности и профилактическую работу с детьми которые не попадают в группу риска.

Изотерапия – эффективное средство для снижения тревожности. Сам процесс рисования оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Дети испытывают радость творчества и преодолевают трудности.

Цветотерапия  - положительно воздействует на эмоциональное состояние, и способствует снижению страха, неуверенности, чувства одиночества, формированию положительной самооценки.

В норме к 5 годам ребенок различает и называет основные цвета, рисовать с помощью разных приемов. Однако ему есть чему поучиться, различать и называть оттенки основных цветов, применять более сложные техники в работе с красками.

     В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие восприятия, воображения, образного мышления. Дети передают свое настроение. Эмоции и ощущения с помощью кисти и красок, карандашей. В этом огромную помощь оказывает изодеятельность. Дети могут многое сказать руками, не обладая в полной мере возможностью свои ощущения и чувства словами, часто изображая не то, что они видят, а то что они чувствуют. Именно поэтому детские рисунки,  бывают непонятны взрослым.

  Цель проекта - оказание психолого –педагогической помощи, направленной на коррекцию и профилактику тревожности, эмоционального благополучия детей старшего  возраста  с использованием изотерапии и цветотерапии.

Задачи:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, тревоги, агрессии;
  • Обучение новым приемам рисования и развитие умение экспериментировать;
  • Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

Этапы работы над проектом

I.Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1.Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, изучение и подбор литературы.

2.Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

3. Подбор и проведение анкетирования педагогов и родителей ( по опроснику Г.П.Лаврентьеву,Т.М.Титаренко).

4.Подбор и проведение диагностики тревожности у дошкольников(Игра – диагностика клякса по С.К.Кожохина, проективный тест Р.Теммала, В.Амена, М.Дорки Выбери нужное лицо).

5.Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, консультаций развивающих игр и упражнений с детьми (иллюстративных, художественных), подбор песен и музыки для релаксационных упражнений связанных с темой проекта, обогащение игровой среды, материалам для оформления групп и кабинета.

6. Сотрудничество с родителями оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости  участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

II.Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия  по работе с детьми:

1.Индивидуальная работа с детьми группы риска старшего возраста.

2.Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций: тема Цветомания.

3. Релаксационные упражнения, физкультминутки, беседы, игры, рисование ладонью и пальчиками , использование нетрадиционных техник рисования которое способствует развитию у ребенка уверенности в своих силах.

4.Эксперементы с цветами красок.

5.Итоговое мероприятие: «Праздник цвета» и выставка рисунков «Зимушка – зима»

Мероприятия по работе с педагогами:

       1.Консультации «Рисование для снятия напряжения, агрессии».

       2.Мастер – класс «Изотерапевтические техники направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста».

      3.Консультация «Цветотерапия».

      4. Оформление группы в соответствующий цвет.

      5.Индивидуальные консультации.

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Консультаций на тему «Цветотерапия» и «Изотерапия».
  2. Памятка  «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
  3. Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций, тема «Зимушка - зима».
  4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изотерапии.
  5. Мастер – класс по теме «Использования натрадиционных техник  рисования с детьми для снятия напряжения и тревоги».

III.Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

        1.Изготовление альбома «Теплые и холодные тона».

        2.Создание фотоальбома «Цвет и мы»

        3.Проведение развлечение «Цветомания»

4.Оформление  выставки детских рисунков в нетрадиционной форме на тему Зимушка -зима.

5.Презентация проекта.

6.Проведение диагностики с детьми группы риска по определению состоянию эмоциональной сферы дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение эмоциональной тревожности;
  2. Повышение самооценки;
  3. Улучшение детско – родительских отношений;
  4. Снижение числа тревожных детей.

Литература.

1.Кислева В.В. Арт – терапия в работе с детьми. – СПб.: речь, 2008.

2.Постоваева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. –М.: Национальный книжный центр, 2013.-136с.+ СД –диск (Психологическая служба)

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-СПб.: Каро,2010

4.ТкаченкоТ.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.-М. 2001.

5.ШвайкоГ.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . – М,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Арт-терапия: гуманный метод решения проблем детского развития

Статья содержит научно аргументированное описание использования рисуночого метода в работе психолога с детьми с такими проблемами, как тревожность, агрессивность, нарушение поведения, переживание...

Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"

Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые....

Решение проблем в развитии умственных способностей детей

       Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание новог...