Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством
консультация на тему

Суркова Татьяна Васильевна

Консультация для воспитателей по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_doshkolnikov_s_narodnym_dekorativno.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством

Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

   Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленяет души гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Обучение дошкольников декоративному рисованию состоит из 3 этапов:

  1. Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов;
  2.  Углубление знаний о промысле, выделения более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
  3.  Творческое использование полученных знаний, умений и навыков. В основе обучения декоративному рисованию лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях, на которых дошкольники приобретают навыки создания декоративных композиций, уделяется краеведческим мотивам.

   Декоративное рисование – рисование для украшения.
Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный.

   Представления о некоторых видах декоративно – прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

   Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое  явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, средство развития личности ребенка.

   Условно игры делятся на несколько групп – на те, которые:

  • Помогают различать виды прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;
  • Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;
  • Знакомит с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

   В основе этих игр лежат традиционные принципы, но и содержание: освоение особенностей декоративно – прикладного искусства. Игры первой группы направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов («Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувениров», «Художественный салон»).

   С помощью следующей группы игр «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элементы узора» - можно закрепить знания о стилевых особенностях элементов узора. Внимание детей сосредотачивается не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычислять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях.

   Третью группу составляют игры («Составь узор», «Разрезные картинки», «Одень матрешку») с композиционным построением узоров, представляющих различные промыслы.

 При ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством в дошкольной педагогике разработаны общие дидактические принципы:

  1. Историзма. Любить свой край – это значит хорошо знать его историю, культуру, прошлое и настоящее. Изучения творчества народных мастеров рождает в душе детей чувство гордости за свой край и чувство патриотизма.
  2. Индивидуализации и дифференциации. Большое внимание на занятиях уделяется на творческую деятельность ребят, позволяющее каждому проявить свой личный потенциал и индивидуальность. Дифференциация обучения предполагает выбор детьми заданий разного уровня сложности.
  3. Активность и посильная самостоятельность. Одной из задач в работе является развитие положительной мотивации. Активное включение в творческий процесс всех детей дает им возможность всем ощутить сопричастность к национальной культуре.
  4. Принцип наглядности. Выставки изучаемых объектов, различные иллюстрационные материалы позволяют осмыслить культурно – исторические события родного края.
  5. Последовательности и систематичности. Последовательное систематическое включения материала, позволяют сформировать и углубить у детей чувство  Родины, бережного и корректного отношения к культуре своего народа.

Методы формирования сознания личности включает в себя разъяснение, беседу, рассказ.

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей об окружающей действительности, о традициях и обычаях народа, о нравственных правилах поведения (любовь к родному краю и т.д.)

В дошкольных учреждениях особенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания об истории родного края, о культуре и традициях своего народа, о природе родного края.

Разъяснение – как метод воспитания используется в работе с детьми. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт. Разъяснение должно быть лаконичным, точным, сжатым.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником или несколькими.По своему содержанию беседа может быть эстетической, рассматривая образцы вышивки национального костюма и т.д.

К методам организации деятельности и опыта поведения относятся такие методы: приучение, упражнение.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Ознакомление с родным краем наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, т.к. именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности.

Приучение – направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения.

Упражнение -  многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью.

Методы формирования сознания личности включает в себя разъяснение, беседу, рассказ.

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей об окружающей действительности, о традициях и обычаях народа, о нравственных правилах поведения (любовь к родному краю и т.д.)

В дошкольных учреждениях особенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания о истории родного края, о культуре, традициях итворчествесвоего народа.

Разъяснение – как метод воспитания используется в работе с детьми. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт. Разъяснение должно быть лаконичным, точным, сжатым.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником или несколькими.

По своему содержанию беседа может быть эстетической, затрагивать явления общественной жизни своего народа и т.д.

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 240 с.
  2. Вершинина Н., ГорбоваО. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42
  3. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. //Дошкольное воспитание.- 2007-№9-с.33
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985 – 192с.
  5. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей // Дошкольное воспитание.- 1998-№10-с.65
  6. Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание.- 1990-№10-с.51
  7. Попова Ос., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. (Нар.ун-т. Фак. Литературы и искусства).М.:»
  8. Ткачев С. Трудные темы дошкольной педагогики// Дошкольное воспитание.- 1997-№3-с.80
  9. Фокина Т., Хитрова В.Программа художественного эстетического развития детей//Дошкольное воспитание.- 1999-№1-с.35
  10. Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л.Крейдлина.- М.:НМЦ, 1994,54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Методические  рекомендации по ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого ...

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.Декоративно...