Выступление на педагогическом совете «Проблемы преемственности обучения в подготовительной группе и в начальной школе по ФГОС». Март 2016 г.
статья по теме

Гимадиева Гульнара Замиловна

В выступлении описана работа школы-интерната для детей с ОВЗ по преемственности дошкольного образования и начального звена в условиях ФГОС. Март 2016 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

«Проблемы преемственности обучения

в подготовительной группе

и в начальной школе по ФГОС»

Подготовила

воспитатель АШИ VI вида

Гимадиева Г.З.

Г. Альметьевск, 2016 г.

        С 1 января 2014 года все дошкольные общеобразовательные учреждения России перешли на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.

        Каким должен быть выпускник ДОУ по ФГОС?

        Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, то есть главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

        Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

        Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям.

        Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психологически развить ребенка. Сформировать способности, желание учиться.

        Основной образовательной программой дошкольного образования на данный момент является программа «От рождения до школы», которая была разработана в 2013 году. Руководителями коллектива разработчиков являются Н.Е.Верекса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Отдельная часть в программе отведена коррекционной и инклюзивной педагогике, особенностям организации образовательного процесса для детей с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Сейчас по всей стране создаются пилотные площадки для апробации программ с детьми с ОВЗ. С 2016 года будут адаптироваться программы непосредственно для детей с ОВЗ, издаваться и печататься. Если программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания и обучения, которые должны опираться на ряд принципов:

- принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические;

- принцип дозированности объема изученного материала;

- принцип постепенного усложнения материала;

- принцип инвариантности. Видоизменение, комбинирование разделов.

        Мы разработали свою рабочую программу подготовительной группы, перспективные планы с учетом ФГОС. Приобрели и используем книги следующих авторов. (Показ книг.)  

        На занятиях и в режимных процессах используем прописи по обучению детей грамоте и математике, тетради в крупную клетку для графических диктантов.

        У нас в группе семь будущих выпускников. Двое из них – Лазарев Сергей и Юнусова Фируза имеют высокие показатели по успеваемости.

В нашей школе работа по преемственности дошкольного образования и начального звена осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Работа с детьми.
  1. Экскурсии по школе. В этом учебном году с детьми были организованы экскурсии в библиотеку, медицинские кабинеты, кабинеты труда, психолога, учительскую.
  2. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы. Была организована экскурсия в начальные классы, знакомство детей с учителями начальных классов Подьяровой Е.Б., Сайфутдиновой Л.Ю.,  Беловой Е.П., Талиповой А.К. Взаимодействие с учениками начальной школы у нас происходит постоянно: подготовка и проведение совместных праздников: «Осень», «Новый год», «8 Марта», «День рождения школы» и др. Мероприятия спортивного характера: «Масленица», «Зарница».
  3. Выставки рисунок и поделок: «Осенние мотивы», «Зимние забавы», «С днем рождения школа», «Любимой мамочке», «Весенняя капель», «8 марта».
  4. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками школы.
  5. Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом).
  1. Взаимодействие педагогов.
  1. Совместные педагогические советы.
  2. Семинары.
  3. Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы.
  4. Психологические и коммуникативные треннинги для воспитателей и учителей.
  5. Взаимодействие медицинских работников, психолога школы.
  6. Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
  7. Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет

  1. Сотрудничество с родителями.
  1. Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями начальной школы. Мы запланировали родительское собрание на май месяц с приглашением учителей начальных классов. В ноябре месяце воспитателями дошкольных групп было проведено общешкольное родительское собрание «О здоровье всерьез». Где родители вместе с воспитателями делали зарядку, участвовали в анкетировании, получили памятки здоровья, отвечали на вопросы «Острого блюда», просмотрели фильм, где были сняты их дети; рисовали эмблемы здоровья. Семьи Рогачевых и Иванычевых заняли призовые места. Для родителей был проведен практикум «Биологически активные точки».
  2. Совместные праздники. Постоянно привлекаем родителей для участия в утренниках. В прошлом году на 8 марта родители участвовали в сценке «Теремок с посудой». Учили слова, рисовали шапочки.
  3. Творческие мастерские. Наши родители активно участвуют в конкурсах рисунков, поделок, не только в школьных конкурсах, но и в городских, республиканских. Участвовали в конкурсе рисунков «Мир прекрасен», организованный Социальной защитой населения и заняли призовые места, в VIII Всероссийском конкурсе рисунков «Забавные отпечатки» г. Бийск. Работы Юнусовой была отправлена на республиканский конкурс «Мульти-пульти – волшебная страна».
  4. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
  5. Семейные вечера, тематические досуги. Мы проводили семейные вечера «День матери», «23 февраля», «В здоровом теле здоровый дух».
  6. Визуальные средства общения (стендовый материал).

Мы систематически используем в своей работе яркие, красочные папки-передвижки. В этом учебном году «Сон ребенка», «Зубы и профилактика заболеваний», «Закаливание детей», «Готовность ребенка к школе», «Времена года». Организовали стенды с фотографиями детей и их родителей: «Папа, мама, я – дружная семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Выставка эмблем здоровья».

Благодаря ИКТ каждый родитель получает достоверную информацию о своих детях: где занимается, с кем, где лечится, как лечится. Родители просматривают фотографии и видео занятий, занятия других специалистов, с лечебных процедур и праздников. Отсюда можно сделать вывод: что проблема преемственности будет успешно решаться только при тесном взаимодействии д/с, школы и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную...

Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Выступление на педагогическом совете «Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии».

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дет...

Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»

      Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к ...

Выступление на педагогическом совете "Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).Понятие «ин...