Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".
консультация (подготовительная группа) на тему

Кабанкова Ольга Анатольевна

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.

Родителям даны советы, чтобы исключить школьную дезадаптацию. Приведены игры, игровые ситуации для снятия тревожности у детей и развития целого ряда учебных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Выступление на педагогическом совете

«Проблема формирования готовности детей к школе»

Старший воспитатель

Кабанкова О.А.

Одинцово

РОЛЬ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Вся наша жизнь – игра…  Игра начинается с началом жизни человека, Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровления себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.

Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира. В активных движениях, в общении. Ребенок хочет действовать как взрослый, и он начинает действовать, как будто он взрослый. Выполняя определенную роль, ребенок осознает свое «Я»…

Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.

Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.

Однако,  в последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью.

Ранняя загруженность детей в детском саду учебной деятельностью ведет к тому, что они все раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившись играть, останется личностью незрелой.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и познания, быстро утрачивают интерес к школе. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.

Младший дошкольник, чтобы обучение происходило успешно, должен обладать такими качествами:

- в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив: он должен хотеть учиться.

- для успешного обучения в школе у ребенка должен быть сформирован внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме.

- одновременно с этим важно то, что ребенок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний.

- необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.

- а также творческая активность.

Эти качества являются стержневыми для формирования личности.

Все эти качества формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка. Тем не менее многие родители предпочитают отдавать своего ребенка  на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.

Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребенка чтению, письму и т.д.  Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличии вышеперечисленных базовых характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребенок активно натаскивается в отношении каких-то конкретных умений, что может весьма пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.

Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в  в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Первые дни в школе трудны для всех без исключения детей, как бы отлично они не справлялись со своими первыми школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали новую жизнь.

Примерьте положение первоклассника к себе. Представьте, что вам – взрослому человеку -  с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, в мелькание сотен незнакомых лиц (кстати,  не всегда доброжелательных), в среду, где вас еще не знают и не любят (говоря по-взрослому, не ценят), но зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше.

Поступление в школу – это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три компонента: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все компоненты тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Однако в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное – научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

- желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться;

- понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи;

- уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения;

- уровень восприятия, умение переработать и сохранить разнообразную информацию в процессе обучения;

- планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или их реакция выражается слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они мешают работе класса.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная или социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – роль школьника, она достигается целым рядом условий:

- развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат;

- развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих;

- формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (полнота знаний, их объем, глубина, возможность использовать знания на практике).

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе является его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, педагогический диагноз которой ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная  дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи. Тогда нарушения адаптации могут выражаться в следующих реакциях детей

- Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

- Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что он делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, его беспокоят страхи.

- Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах у него наблюдается напряженность, скованность, на перемене он не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается нервными тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости).

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно.  Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости – консультации профессиональных психологов.

Чтобы сделать учебу для ребенка радостным событием и исключить развитие нежелательных проявлений дезадаптации, можно дать родителям следующие советы:

  1. Используйте эффект «подкрепления»  (в физиологии высшей нервной деятельности существует такой специальный термин). И животные и человек склонны продолжать только такую деятельность, которая подкрепляется, то есть за которой следует приятный результат. Похвала учителя или родителей – это и есть подкрепление. Получив его, ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угасает и интерес к этой деятельности, она начинает вызывать неприязнь, как деятельность, в которой нет ничего радостного.
  2. Поощряйте дружбу с одноклассниками, общие дела и интересы. Важно всячески способствовать этому и в тоже время знать, не обижают ли его сверстники или старшие школьники. Поступать следует по обстоятельствам.
  3. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.
  4. Не требуйте от ребенка только хороших и отличных отметок.  Это ничего, кроме вреда, не принесет. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху. Тем из родителей, кто не сразу с этим согласится, напомним, как много «круглых» отличников в начальных классах «съезжают» на тройки в старших. И немало известно ученых, музыкантов, художников, которые неважно учились в школе.
  5. Старайтесь поднять настроение ребенку перед школой. Это могут быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии.

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы родители получили более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Вот несколько советов, которые могут помочь наладить контакт с ребенком.

  1. Пять вопросов в конце недели.  Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько вопросов:

- доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя и почему;

- что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало;

- какие социальные роли он выполнял в течение недели (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.); какие из них ему понравились, а какие нет;

- какой из дней запомнился более всего и почему;

- с чем связана для него грядущая неделя, будет ли она в его представлении  трудной, радостной, скучной, успешной.

2. Беседа по классной фотографии.  Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы он больше говорил о положительном  и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на ябедничество, нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют  не только конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько  его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросы типа «Кто у вас в классе больше всего хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?» Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего?», «Кто самый веселый?» и т.п.

3. Как ты закончишь триместр, год?  За две-три недели до конца триместра (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые оценки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и сравните его с прогнозом, у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

4. Плюсы и минусы школьного дня.   Эта несложная игра позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки, зерен красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше – радостного или неприятного, хорошего или плохого?  Главное – увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса, хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать вам сам.

5. Копилка школьных успехов. Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это «копилка школьных успехов», в которую, например, будут «складываться» пятерки и четверки. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-нибудь материального. Например, пуговиц, зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Содержимое копилки должно оставаться условным (не стоит класть в нее настоящие деньги). Пусть ребенок кладет туда фасолины или ракушки самостоятельно. Ваша задача – сделать игру привлекательной и простой. Как? Как только копилка оказывается заполненной, удивите сына или дочь приятным сюрпризом и верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то, пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение с одной стороны, не затягивалось на бесконечные месяцы, а с другой, не становилось делом пяти дней. Не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки и замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это просто несправедливо.

Анкета для родителей будущих первоклассников

Первого сентября Ваш ребенок идет в школу. Его экзамены впереди, а наши родительские мы сдаем на протяжен всей жизни! Предлагаем Вам в преддверии школьной жизни детей ответить на некоторые вопросы (нужное подчеркните).

  1. Что для Вас означает выражение «уметь учиться в школе»?

- получать необходимый запас знаний.

- слушать учителя и не шалить.

- развивать необходимые черты характера.

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье?

- да

- нет

- трудно сказать

3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

- желание ребенка идти в школу

- сформированность психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь)

- умение читать, писать, считать

4. Какую позицию Вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми обязанностями?

- усилите требовательность к ребенку и контроль

- возьмете на себя заботу о новых обязанностях ребенка

- всю ответственность возложите на учителя

5. Есть ли у Вашего ребенка желание учиться вообще и в школе в том числе?

- да

- нет

-трудно сказать

6. Попадалась ли Вам  книга (статья) о подготовке ребенка  к  школе, вызвавшая Ваш интерес (если да, то какая?)

- да

- нет

- не помню

Использованная литература:

О.В.Бережнова  

Семинар-практикум «Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе».  

Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 3 М. Педагогическое общество России, 2013г.