«Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»
материал

Гачак Анна Александровна
Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов: — интеллектуальная готовность; — мотивационная готовность; — эмоционально-волевая готовность; — коммуникативная готовность. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад № 6

Доклад на тему:

«Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»

https://i.posleurokov.ru/resize/600/-/12395/e680c1ab2c81ed2b0bb934347440ab73.png

Подготовила:

Учитель-логопед

А.А. Гачак

2021 г.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А.

Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов:

— интеллектуальная готовность;

— мотивационная готовность;

— эмоционально-волевая готовность;

— коммуникативная готовность.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении.

Дошкольнику необходимо овладеть полноценной речью и потому что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период   поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители, а сверстники, поэтому воспитаннику требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками и педагогами. Проблемы с речью, бедность словаря, неумение связно рассказывать и пересказывать, недостаточное владение навыками фонематического анализа и синтеза, недостатки звукопроизношения приводят к тому, что дошкольник испытывает трудности при обучении в  школе.

Еще одной проблемой, в значительной степени способствующей школьной дезадаптации ребенка по причине несовершенства речевых навыков, является школьная неуспеваемость, обусловленная дисграфией и дислексией. Для правильного соотнесения звуков и букв необходимо устранять и недостатки звукопроизношения, вызванные отклонением в развитии устной речи. Такие дети характеризуются большим количеством орфографических ошибок при овладении письмом.

В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности воспитанника к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Воспитанник должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.                                                                                
  2.  Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. 
  3.  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.                              
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования.                                                                    
  5.  Сформированность грамматического строя речи.

Реализуемый в нашем детском саду проект «В школу вместе», который длится с января по май, способствует формированию выше перечисленных критериев речевой готовности дошкольников. Проект включает в себя взаимодействие учителя-логопеда с воспитанниками, их родителями, педагогами.

Формы работы с воспитанниками.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть моего рабочего времени в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в формировании звуковой стороны речи. В свои индивидуальные занятия  включаю комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, работу над становлением грамматического строя речи, развитие навыка построения связных высказываний. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.

На индивидуальных занятиях у меня есть возможность установить эмоциональный контакт с воспитанником, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.                                                                                        

Подгрупповые логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства логопатов. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Подгрупповые занятия  представляют мне возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяю логопатов, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков,  включаю упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, расширение словаря и овладение грамматически правильной речью. Целесообразно перегруппировать логопатов с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с воспитанниками, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.

Взаимодействие с родителями

В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является и актуальным, и наиболее сложным направлением в работе логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с неврологическими и другими заболеваниями. Проблема многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении воспитанников в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Поэтому можно выделить два основных направления в своей работе взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, мастер-классы, консультации;
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Ведение дневников воспитательно-коррекционной работы воспитанников

Я предоставляю родителям возможность проследить динамику обучения своего ребёнка, организовать их участие в выполнении заданий в дневниках. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребенку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у него вызывает затруднение, а с чем ребёнок хорошо справляется.

В свою очередь, я имею возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Дневники коррекционной работы является связующим звеном в системе «логопед-воспитанник-родитель». Давая каждому логопату своё индивидуальное задание, я имею возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

В зависимости от степени нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук по лексическим темам. Эта форма работы позволяет создавать единый речевой режим.

Взаимодействие с педагогами

Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда с педагогами детского сада. Только тесный контакт учителя-логопеда и педагогов может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Во взаимодействии с педагогами применяю такие формы работы как:                                                        — мастер-классы, на которых при необходимости знакомлю или закрепляю навыки проведения артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик;

— консультации, проводимые ежемесячно, с целью информирования педагогов о новых подходах в коррекционной работе с воспитанниками;

— посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня логопедизации педагогического процесса;

— проведение открытых логопедических занятий с целью обмена коррекционно-педагогическим опытом.

Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы круглого стола для педагогв ДОУ, родителей и учителей начальных классов "Психологическая готовность детей к школе"

Традиционно каждый год в нашем детском саду "Солнышко" проходят встречи за круглым столом между педагогами, родителями и учителями начальных классов.Проблема психологической готовности детей к школе в...

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

Роль учителя-логопеда в формировании речевой культуры ребнка

Речь - основной способ приобщения ребенка к культуре, познанию мира. Навык правильной речи приобретается в семье, на примере речи родителей. То, что воспринимает слух ребенка в первые годы его жизни, ...

Необходимость участия учителя-логопеда в формировании речи детей

Материал будет полезен родителям  малышей, которые находятся в самом начале своего речевого развития, а также тем, кто уже в самой активной стадии....

Доклад на тему: «Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»

Роль логопеда в процессе формировании  детей  к школьному обучению....

Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе

Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...