Материалы круглого стола для педагогв ДОУ, родителей и учителей начальных классов "Психологическая готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Булгурян Егисапет Амазасповна

Традиционно каждый год в нашем детском саду "Солнышко" проходят встречи за круглым столом между педагогами, родителями и учителями начальных классов.

Проблема психологической готовности детей к школе всегда является актуальной! Ведь именно от того, как будет ребенок подготовлен к школе, зависит его дальнейшая судьба в жизни!

На встрече я делюсь многолетним опытом работы с детьми в аспекте психологической  готовности их к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologich_gotovnost_k_shkole.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Круглый стол»

с родителями, учителями и педагогами МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»

Выступление на тему:

«Психологическая готовность детей к школе» 

 

  Подготовила:

Булгурян Егисапет Амазасповна,

  педагог-психолог

МБДОУ ЦРР детского сада №2    «Солнышко»                                    

с. Чалтырь

2015 г.

Здесь ведется психологическое сопровождение ребенка.  Составляется программа и проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия. В большинстве случаев у таких детей есть и речевые нарушения . поэтому параллельно работаю и над коррекцией и развитием речи. Существует множество игр и заданий на развитие психических процессов. Например, для развития внимания и мышления мы играем в игры «Что изменилось?», «Найди различия», «Найди картинку», «Лабиринты», «Четвертый-лишний», «Продолжи ряд» , «Скопируй» и т. д. на современном этапе издается множество развивающих игр и пособий. Отрадно видеть, что некоторые родители, приобретая такие пособия, систематически занимаются с детьми и поэтому результаты заметны в развитии детей в положительную сторону.

В этом учебном году дети двух подготовительных групп работают систематически в рабочих тетрадях О.В.Узоровой «350 упражнений», тем самым развиваются все психические процессы, дети учатся работать в тетради – это сенсорная ориентировка, развитие мелкой моторики, развитие мыслительных процессов. Множественные логические задания позволяют развитию у детей школьно-значимых функций, учит нестандартно мыслить.

2. Личностная готовность включает формирование дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей), и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп.

Общение создает условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений. Обследуя последнее, выявляю статус ребенка в детском коллективе и ,если определяю отверженных детей, то провожу с ними коррекционно-развивающую работу. Игры  «Давайте поздороваемся», «Художник слова», «Вежливые слова», «Различные этюды»  позволяют гармонизации детских и детско-взрослых отношений.

Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме . Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса ребенка в детском коллективе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать свои эмоции.

От того, как сформированы навыки общения в детском возрасте, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудовом коллективах. В свою очередь умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения свидетельствуют о высоком уровне нравственной зрелости. В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое происходит в контактах со взрослыми и ровесниками как овладение важнейшей коммуникативной операцией, а затем она начинает применяться в сфере познавательной деятельности.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка На специальных занятиях дети знакомятся с видами эмоций, учатся в какой-то мере управлять ими. Например, агрессивные, отрицательные эмоции мы можем запрятать в шарик или в сундучок.

К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

3. Физическая готовность определяется физическим развитием ребенка и его соответствием  возрастным нормам.

Поступление ребенка в школу-это переломный момент в его жизни, в формировании его личности . От того, как взрослые подготовят к другому образу жизни, будут у ребенка успешно складываться новые формы деятельности.

Здесь ведется психологическое сопровождение ребенка.  Составляется программа и проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия. В большинстве случаев у таких детей есть и речевые нарушения . поэтому параллельно работаю и над коррекцией и развитием речи. Существует множество игр и заданий на развитие психических процессов. Например, для развития внимания и мышления мы играем в игры «Что изменилось?», «Найди различия», «Найди картинку», «Лабиринты», «Четвертый-лишний», «Продолжи ряд» , «Скопируй» и т. д. на современном этапе издается множество развивающих игр и пособий. Отрадно видеть, что некоторые родители, приобретая такие пособия, систематически занимаются с детьми и поэтому результаты заметны в развитии детей в положительную сторону.

В этом учебном году дети двух подготовительных групп работают систематически в рабочих тетрадях О.В.Узоровой «350 упражнений», тем самым развиваются все психические процессы, дети учатся работать в тетради – это сенсорная ориентировка, развитие мелкой моторики, развитие мыслительных процессов. Множественные логические задания позволяют развитию у детей школьно-значимых функций, учит нестандартно мыслить.

2. Личностная готовность включает формирование дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей), и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп.

Общение создает условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений. Обследуя последнее, выявляю статус ребенка в детском коллективе и ,если определяю отверженных детей, то провожу с ними коррекционно-развивающую работу. Игры  «Давайте поздороваемся», «Художник слова», «Вежливые слова», «Различные этюды»  позволяют гармонизации детских и детско-взрослых отношений.

Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме . Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса ребенка в детском коллективе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать свои эмоции.

От того, как сформированы навыки общения в детском возрасте, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудовом коллективах. В свою очередь умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения свидетельствуют о высоком уровне нравственной зрелости. В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое происходит в контактах со взрослыми и ровесниками как овладение важнейшей коммуникативной операцией, а затем она начинает применяться в сфере познавательной деятельности.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка На специальных занятиях дети знакомятся с видами эмоций, учатся в какой-то мере управлять ими. Например, агрессивные, отрицательные эмоции мы можем запрятать в шарик или в сундучок.

К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

3. Физическая готовность определяется физическим развитием ребенка и его соответствием  возрастным нормам.

Поступление ребенка в школу-это переломный момент в его жизни, в формировании его личности . От того, как взрослые подготовят к другому образу жизни, будут у ребенка успешно складываться новые формы деятельности.

Психологическая готовность ребенка к школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей.

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка – стимуляция физиологических и психических процессов в организме : развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.  Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Прежде всего, у дошкольника должны быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.

Если ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью, пассивностью.

 Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

- негативно относится к любой умственной деятельности;

- не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

- не может подчиняться правилам;

- не может подобрать синонимы или антонимы;

- не может ориентироваться на заданную систему требований:

- не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

- не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

- рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

- никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только лишь в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но, на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3- 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Признаки готовности к школе:

- сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

- достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

- способность к выполнению основных мыслительных операций;

- достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

- развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

- определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память – способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель – запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух – почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70 % учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание – способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация – Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить его четко ориентироваться  в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например, спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление – умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.

Советы психолога

        Учитель-логопед, педагог-психолог

        МДОУ ЦРР - детского сада №2 «Солнышко»

                                Булгурян Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол в рамках Соглашения между ДОУ и начальной школой

В статье освещена тема обсуждения адаптации первоклассников и преемственности между ДОУ и школой...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Круглый стол "Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей".

Круглый стол "Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей".Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возм...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Консультацияучителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ«Речевая готовность детей к школе»...