Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Самохина Наталья  Григорьевна

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений,  даже если его речь несовершенна. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,  вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый  социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к  усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevaya_gotovnost.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей и

педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы. Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма.

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений,  даже если его речь несовершенна. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,  вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый  социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к  усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у  первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и  лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

У ребёнка должно быть сформировано: умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно  употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять  звуковые и смысловые различия между словами; образовывать  прилагательные от существительных.

Дети должны уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умениеобразовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные(ЛИСА – ЛИСИЙ)от существительных; умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;  например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слог», «слово», «предложение».

К началу обучения в школе дети должны уметь

- строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове

составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части);

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ,  стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших  литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной  местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому  среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по  родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с  фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

 Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Основная задача родителей - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, что поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.

Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья)и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен  уметь объяснить значения слов(что такое хлебница, кровать, кисточка, мяч..)

Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных»(у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра  «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная»и т. д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова.

 Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок.

Ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и  родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Советы родителям будущих первоклассников

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.
  9. Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.
  10. Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.
  11. Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.
  12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.
  13. Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.

Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

  1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
  4. Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
  5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
  6. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.
  7. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
  9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.
  11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.
  12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.
  14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.
  15. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АСТ:Астрель, 2009.
  16. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  17. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007.
  18. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.В. Дисграфия и дизорфография.: изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, 2008.
  19. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  20. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Консультацияучителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ«Речевая готовность детей к школе»...

консультация для родителей и педагогов "Речевая готовность детей к школе"

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...

Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группе на тему: "Психологическая и речевая готовность детей к школе"

Информация для родителей воспитанников, о понятии "готовность к школе" и способах подготовки детей к этапу школьного обучения. Предрассудки и заблуждения....

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с п...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Ваш ребенок готовится стать школьником.Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом....