Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»
консультация

Аликаева Марина Анатольевна

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть

правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

  1. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у

первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и

лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  2. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать

прилагательные от существительных.

  1. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

        

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и

специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это

поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

  1. родители не слышат недостатков речи своих детей;
  2. не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно

чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить

правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда,

педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно

помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать

положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Консультацияучителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ«Речевая готовность детей к школе»...

консультация для родителей и педагогов "Речевая готовность детей к школе"

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с п...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с п...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №8»Учитель-логопед:Сирина А.С Ваш ребенок готовится стать школьником.Для во...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ "Речевая готовность детей к школе"

Представлена информация для родителей и педагогов ДОУ об особенностях речевой готовности детей к школе, раскрываются критерии речевой готовности к обучению в школе....