Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов МКДОУ «Речевая готовность детей к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Игнатьева Елена  Викторовна

 Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya_rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

для родителей и педагогов МКДОУ

«Речевая готовность детей к школе»

 Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

    Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

    Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

    1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

     3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

      4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

       5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

 -строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

 -находить слова с определенным звуком;

 -определять место звука в слове;

 -составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

 -членить слова на слоги (части) ;

 -различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

 -самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

 -драматизировать небольшие произведения;

 -уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

 -иметь представления о сезонных явлениях природы;

 -знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

      Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

      Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

    Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

       Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

     Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

      Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОО, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

   Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

 - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

 - не ругать ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

      Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

      Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

      Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

       В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

         Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

         Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Консультацияучителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ«Речевая готовность детей к школе»...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с п...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с п...

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе»

Ваш ребенок готовится стать школьником.Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом....

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №8»Учитель-логопед:Сирина А.С Ваш ребенок готовится стать школьником.Для во...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ "Речевая готовность детей к школе"

Представлена информация для родителей и педагогов ДОУ об особенностях речевой готовности детей к школе, раскрываются критерии речевой готовности к обучению в школе....