Доклад на тему: «Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»
статья по логопедии

Тасмагулова Светлана Александровна

Роль логопеда в процессе формировании  детей  к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temy_doklada.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»

Разработала: учитель-логопед

первой категории Тасмагулова С.А.

Здравствуй коллеги.

Хотелось бы вам рассказать о роли учителя - логопеда в формировании готовности  ребенка к школьному обучению.

Роль логопеда в процессе формировании  детей  к школьному обучению.

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Почему это происходит? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. К возникновению речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также первые годы жизни ребенка.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Ведь современная жизнь требует от детей идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Осуществление своевременной коррекционной помощи детям с нарушением речи в условиях детского сада – залог не только успешного последующего обучения их в школе, но и успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотной речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности и чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с нарушениями в его развитии. Поэтому успех коррекционной работы напрямую зависит от своевременности и правильности поставленного диагноза, выбора методик, практических навыков специалиста, материальной базы.

Неуклонное ухудшение, по результатам статистики, речевой деятельности, обуславливает актуальность функционирования эффективной логопедической помощи в дошкольном учреждении. Ведь чем раньше будет выявлена причина этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

 Освоение элементов грамоты уже в детском саду положено в основу коррекционного обучения, это обязательная подготовка детей к обучению в школе.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Скудность речи, неумение связно излагать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка, в овладении учебными навыками. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»«слог»«слово»«предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом, самостоятельно составлять рассказ-описание.

Все эти направления логопедической работы осуществляются в дошкольном учреждении при взаимосвязи специалистов участников коррекционно-развивающего процесса. Особенно значимой является работа учителя-логопеда, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с воспитателями и родителями детей. Все это способствует формированию у детей фонетически и грамматически правильной речи, оказывает помощь в обучении грамоте, повышении качества чтения, письма, развития речи.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна.

К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными. Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ведь постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой и здесь важна роль учителя-логопеда при выявлении детей с речевой патологией, направлении их на ПМП комиссию и организации коррекционной работы с ними.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Если с дошкольником не проводилась коррекционная работа, то к 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Не совсем оправданным является изучение иностранного языка, в коррекционных группах детского сада. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем. Учитель-логопед ставит звук, правильный для русского языка, а педагог дополнительного образования закрепляет звук дефектный для ребенка. Последствия могут быть разными, но хорошими – никогда.

В последнее время в дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Во-первых, создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- совместно с учителем-логопедом и согласно его рекомендациям, проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с учителем-логопедом.

Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения, возможность понять – какие трудности возникают у дошкольника при выполнении заданий. Благодаря домашним заданиям родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников. Еженедельное консультирование учителем-логопедом родителей, позволяют им быть в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Посещение родителями открытых логопедических занятий помогают им увидеть успехи и неудачи своего ребенка в сравнении со сверстниками, понять необходимость и значимость коррекционной работы. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.