Самообразование "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
материал

Иноземцева Анна Евгеньевна

Самообразование «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anya.docx97.15 КБ
Файл anya_plan.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Индивидуальный план работы по самообразованию

«Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Иноземцева А.Е.

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                              

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок  дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

  1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей;
  2.  Обогащать новыми представлениями и понятиями;
  3. Закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);
  4. Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.
  5. Продолжать развивать навыки
  6. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.

Продолжительность: долгосрочный

Работа началась в 2015г.

Ожидаемый результат: Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, умение договариваться. Развить умение сосредотачиваться но одном объекте. Развитие умственных способностей и коммуникативных навыков.

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат педагогических наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Посещение занятий воспитателей.

Декабрь

Работа над модернизацией группы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Февраль

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание»

Март

Создание методической разработки

Апрель

Разработка картотек игр по ФЭМП

Май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направления работы

Месяц

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Изучить литературу:

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2001.

А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

Октябрь

Изучить литературу:

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980.

Ноябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»)

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Март

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы работы

Задачи

Работа с родителями

Сроки выполнения

1.

Аналитический этап:

  • Выявление возможных источников информации;
  • Сбор информации.

Август

Этап планирования:

  • Постановка цели и задач;
  • Составление плана.

Август

2.

Организационно-диагностический

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

Выявить уровень знаний детей по данной теме

Сентябрь

3.

 Основная часть

  1. Изучение порядковых и количественных числительных.

Игры с цифрами и числами

- «Назови скорей».

- «Покажи столько же».

- «Какой цифры не стало».

- «Соедини цифры с нужным количеством».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

Октябрь

- Игра «Кто первый назовет?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).

- Игра «Кто знает - пусть дальше считает».

- «Какие цифры поменялись местами?».

- «Назови соседей».

- «Покажи ту фигуру, которую назову».

- «Нарисуй и разукрась геометрическую фигуру».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Ноябрь

  1. Ориентировка  в пространстве.

Ориентировка с помощью слуха:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали».

- «Угадай, кто позвал».

- «Иди на звук колокольчика.

- «Быстро движется или медленно?».

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Декабрь

Ориентировка в пространстве относительно предмета - впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

- «Что находится слева от…?».

- «Расскажи, где находится шкаф, стул….

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3.Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

Январь

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

- «Найди игрушки».

- «Куда пойдешь, что найдешь».

- «Покажи флажком вперёд, направо...».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя.

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка относительно себя».

Февраль

4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).

- Составление рассказа по картине «Режим дня»

-   Беседа: «Наш день».

- Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Март

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).

2.   Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

Апрель

4.

Заключительная часть

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигура:

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве:

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени:

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

Цель: проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования.

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Май

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Цифры от 1 до 10, знаки, >, <, геометрические фигуры.

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

 Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета.

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры.

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших.

Октябрь

Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры.

Мониторинг.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток.

Ноябрь

Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры.

Число 11, количественный счет, времена года.

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой.

Число 12, дни недели, знаки >, <

Декабрь

Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры.

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи.

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры.

Январь

Числа 11, 12, 13, 14 (повторение), состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги.

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры.

Числа от 1 до 15 (повторение), геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.

Февраль

Число 16, ориентировка во времени, логическая задача.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Сравнение смежных чисел, знаки <, >, состав числа 9, квадрат, величина предметов.

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе.

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача.

Март

Число 18, времена года, логические задачи.

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача.

Число 19, величина, ориентировка во времени.

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе.

Апрель

Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры.

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика.

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры.

Соотнесение числа и количества предметов, моторика.

Май

Величина, ориентировка во времени, развитие внимания.

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр

Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний....

Консультация "Роль развивающей игры в развитии математических представлений дошкольников"

laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от сво­их детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ...

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников.

Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников....