Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр
методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и развивающие игры. Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и речевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Основой организации работы по обучению математике детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр является следующая система дидактических принципов:

– принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);

– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);

– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного  опыта творческой деятельности)

Игровые занятия должны носить интегрированный характер, в которых математические задачи сочетались бы с другими видами детской деятельности: поисково-исследовательской, конструктивной, продуктивной и др. Обучение детей должно включать как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников. Желательно достаточно широко использовать условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению задач в умственном плане. А так же включать физкультминутки, логические задачи которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно моторной координации, развитие логических форм мышления. Загадки, пословицы , поговорки, народные приметы, стихи которые позволят связать игровые математические занятия с лексическими темами.  Использовать  «словесную наглядность – образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество» на занятиях по математике рекомендует Е. И. Щербакова  в книге «Методика обучения математике в детском саду» (М., 2000. С. 81).В процессе таких игровых занятий, математических досугов, викторин, К. В. Н, строительно – конструктивных и сюжетно ролевых игр с математическим содержанием дети не видят, что их чему –то обучают, а думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. А нетрадиционный подход к организации игровых занятий и других мероприятий позволяют достичь нестандартные дидактические средства, такие как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и математический планшет

  Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш, они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

 – четырех форм (круги, прямоугольники, круги, треугольники);

 – трех цветов (красные, синие, желтые);

 – двух размеров (большие и маленькие);

 – двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции  (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и другие).

Палочки Кюизенера разработал бельгийский математик Х. Кюизенер.

Комплект цветных палочек – чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольную призму с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, цвета распределены по условным классам.

Например: класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 6, 8); класс синих чисел – числа равные трем(3, 6, 9); класс желтых чисел – числа кратные пяти (5, 10).

Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как “больше – меньше”, “на сколько больше – меньше”, “длиннее – короче”. С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, “плести разноцветные коврики” знакомясь с составом числа из двух меньших чисел.

Математический планшет представляет собой квадратное поле с 25 штырьками для рисования резиночками. Это задания на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на симметрию, на выкладывание цифр. С помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.Дидактические средства блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математический планшет можно использовать и для сочинения развивающих сказок, а так же в самостоятельной деятельности детей.Таким образом, данная методика обучения математике основана на игре – ведущей деятельности дошкольника. Дети до 7 лет не способны к осознанной и целенаправленной деятельности. Особенность методики в том, что ребенок сам охотно вступает в игру и с интересом на основе развернутых практических действий с предметами, наглядного материала и условных символов усваивает необходимые знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"

В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

«Формирование элементарных математических представлений у детей с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича»

Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр

В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

Мастер-класс по созданию презентации с триггерами в программе Microsoft PowerPoint Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством инновационных развивающих технологий.

   Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильн...