Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"
статья на тему

Фомина Елена Николаевна


В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фомина Е.Н.

г. Старый Оскол

МБДОУ детский сад №10 «Светлячок»

                                                                                                     

Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников с использованием сказочного материала

       В настоящее время всех волнует вопрос о том, как готовить ребёнка к школе. Мы знаем, что надо начинать подготовку не в последний день перед школой, а значительно раньше. Но когда и как? Эти проблемы вызывают больше всего вопросов. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить  многое из того, чему они раньше начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

     Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

     Когда ребёнок делает первые шаги в математику, может быть тогда, когда, собираясь кормить кукол, малыш расставляет тарелки: каждой кукле по тарелочке, а может быть тогда, когда строя мост, пытается предугадать, пройдёт ли под мостом машина или нет.

     Все ли понимают значение таких игр? Нередко взрослые строго разграничивают игру и занятие. Иногда забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести в такой увлекательной форме, что ребёнок будет просить позаниматься с ним ещё и ещё. Знания, данные детям в занимательной форме, дают намного больше, чем долгие сухие упражнения. Мы видим, как загораются глаза детей, когда говорим: «Сейчас мы с вами поиграем!» или «Сейчас я расскажу вам интересную историю». Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их приключения, ребёнок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить.

     Не случайно ещё К.Д.Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем более, когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связывать с окружающей жизнью.

А для ребёнка сказка – это его жизнь. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик- семицветик» и другие).

     Использование сказочного материала способствует поддержанию познавательной активности, активизации познавательной деятельности дошкольника. Например, по теме «Количество и счёт», для закрепления понятий «большой», «маленький» целесообразно использовать знакомые детям сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Вини- Пух». Так, на одном из занятий, предлагаю детям пойти в театр, где они встретятся с героями сказки «Репка». Но герои ссорились, так как не могли вспомнить, кто за кем прибегал тянуть репку. Перед детьми ставится задача: что же делать? Как их успокоить, помирить? Дети с удовольствием помогают восстановить определённую последовательность. А затем дети упражняются в порядковом счёте, обозначают количество героев в сказке нужной цифрой. (аналогично можно проводить работу по другим сказкам).

     Для закрепления знания детьми геометрических фигур, названий цветов можно использовать сказку «Теремок».                                                            Для этого необходимо изготовить плоскостной теремок из картона, на который наклеены окна (балконы) различной формы.  Дети расселяют животных по их желанию. Например, лисичка сидеть на балконе круглой форме, но не может его найти и т.д.. или предлагаю детям заселить теремок так, чтобы на первом этаже животных было больше чем на втором. Что нужно сделать , чтобы на первом и на втором этажах животных было поровну. В процессе таких игр дети не только закрепляют или овладевают определёнными знаниями, такие упражнения способствуют развитию внимания, памяти, учатся рассуждать.

     Интересно видеть лица детей «очарованными», когда в группе происходят удивительные события. В гости к ним приходят сказочные герои: Буратино, Красная Шапочка, Машенька, Золушка, которые часто просят помощи, совета у ребят. В такие минуты работать хочется всем. Например, как не помочь Красной Шапочке выложить дорожку из геометрических фигур (можно по образцу, или из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящий), по которой она раньше волка придёт к бабушке. Выполняя задания такого вида дети учатся делать выводы на основе сравнений, обобщений, учатся выявлять закономерности.

     Использование сказочного материала эффективно при  знакомстве с числами и цифрами 3 и 7. («Три медведя», «Три поросёнка», «Белоснежка и семь гномов» и др.). Рассматривая иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Три поросёнка», дети находят, что в них общего. Для закрепления детьми цифр хорошо использовать пеньки, шарики с цифрами (сказка «Маша и медведь», «Вини- Пух»). Дидактическая игра «Сложи картинку по цифрам»,

(иллюстрации к сказке): разрезные картинки обозначены цифрами, способствует формированию умения собрать целое из частей.  

    Осуществляется взаимосвязь с другими предметами. Так, чтобы попасть в сказку «Цветик - семицветик» дети должны назвать семь признаков зимы.        Закреплению знаний детей о  геометрических фигурах способствует «Сказка о геометрических фигурах», которые путешествуют на белом листе бумаги, а затем дети продолжают сказку, о том, как дальше жили эти фигуры в городе геометрических фигур. Такие упражнения способствуют развитию внимания, мышления, учат детей ориентироваться на листе бумаги.

     Вместе с героями сказок на занятиях дети путешествуют по стране сказок, помогают героям в трудных ситуациях, сами выполняют некоторые роли (например, «Три медведя»). Создание сказочной ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки по математике.

     Использование сказочного материала для формирования математических представлений можно с успехом использовать и вне занятий. Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок. Но прежде чем они станут сказочными героями, они должны выполнить определённые задания математического содержания. Так, например чтобы попасть в теремок, необходимо выполнить индивидуальное задание. После того как дети познакомятся с цифрами, драматизацию сказки «Теремок» можно проводить с цифрами.

     В настоящее время на первое место в работе с детьми выходит моделирование, как ведущий приём, способствующий развитию наглядно- образного мышления детей. Работа по сказкам «Гуси- лебеди», «Колобок», «Репка» позволяет развитию у детей способности к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них (кодируют сказочных героев геометрическими фигурами по разным свойствам).

     Дети очень любят и надолго запоминают считалки. В «Вечер сказок» можно провести конкурс самых смышленых и талантливых . После прочтения сказок «Смоляной бычок», «Зимовье» можно предложить детям придумать считалки.

 «Сказка о глупом мышонке» помогает детям лучше и быстрее запомнить части суток. На прогулке можно придумывать с детьми экологические сказки о деревьях высоких и низких, листиках больших и маленьких.

     Отличительная особенность использования сказки – продуктивная работа всех детей, активизация мыслительной деятельности, сознательное и глубокое усвоение знаний.

     Опыт работы позволяет сделать вывод: использование сказочного материала способствует развитию любознательности, инициативы, эмоциональной памяти, развивает познавательный интерес и активность дошкольников, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. А мы, воспитатели, должны вести этот прекрасный, благодатный к воспитательным воздействиям возраст от незнания к знанию, от неумения к умению.  

 

     

     



Предварительный просмотр:

Фомина Е.Н.

г. Старый Оскол

МБДОУ детский сад №10 «Светлячок»

                                                                                                     

Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников с использованием сказочного материала

       В настоящее время всех волнует вопрос о том, как готовить ребёнка к школе. Мы знаем, что надо начинать подготовку не в последний день перед школой, а значительно раньше. Но когда и как? Эти проблемы вызывают больше всего вопросов. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить  многое из того, чему они раньше начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

     Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

     Когда ребёнок делает первые шаги в математику, может быть тогда, когда, собираясь кормить кукол, малыш расставляет тарелки: каждой кукле по тарелочке, а может быть тогда, когда строя мост, пытается предугадать, пройдёт ли под мостом машина или нет.

     Все ли понимают значение таких игр? Нередко взрослые строго разграничивают игру и занятие. Иногда забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести в такой увлекательной форме, что ребёнок будет просить позаниматься с ним ещё и ещё. Знания, данные детям в занимательной форме, дают намного больше, чем долгие сухие упражнения. Мы видим, как загораются глаза детей, когда говорим: «Сейчас мы с вами поиграем!» или «Сейчас я расскажу вам интересную историю». Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их приключения, ребёнок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить.

     Не случайно ещё К.Д.Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем более, когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связывать с окружающей жизнью.

А для ребёнка сказка – это его жизнь. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик- семицветик» и другие).

     Использование сказочного материала способствует поддержанию познавательной активности, активизации познавательной деятельности дошкольника. Например, по теме «Количество и счёт», для закрепления понятий «большой», «маленький» целесообразно использовать знакомые детям сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Вини- Пух». Так, на одном из занятий, предлагаю детям пойти в театр, где они встретятся с героями сказки «Репка». Но герои ссорились, так как не могли вспомнить, кто за кем прибегал тянуть репку. Перед детьми ставится задача: что же делать? Как их успокоить, помирить? Дети с удовольствием помогают восстановить определённую последовательность. А затем дети упражняются в порядковом счёте, обозначают количество героев в сказке нужной цифрой. (аналогично можно проводить работу по другим сказкам).

     Для закрепления знания детьми геометрических фигур, названий цветов можно использовать сказку «Теремок».                                                            Для этого необходимо изготовить плоскостной теремок из картона, на который наклеены окна (балконы) различной формы.  Дети расселяют животных по их желанию. Например, лисичка сидеть на балконе круглой форме, но не может его найти и т.д.. или предлагаю детям заселить теремок так, чтобы на первом этаже животных было больше чем на втором. Что нужно сделать , чтобы на первом и на втором этажах животных было поровну. В процессе таких игр дети не только закрепляют или овладевают определёнными знаниями, такие упражнения способствуют развитию внимания, памяти, учатся рассуждать.

     Интересно видеть лица детей «очарованными», когда в группе происходят удивительные события. В гости к ним приходят сказочные герои: Буратино, Красная Шапочка, Машенька, Золушка, которые часто просят помощи, совета у ребят. В такие минуты работать хочется всем. Например, как не помочь Красной Шапочке выложить дорожку из геометрических фигур (можно по образцу, или из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящий), по которой она раньше волка придёт к бабушке. Выполняя задания такого вида дети учатся делать выводы на основе сравнений, обобщений, учатся выявлять закономерности.

     Использование сказочного материала эффективно при  знакомстве с числами и цифрами 3 и 7. («Три медведя», «Три поросёнка», «Белоснежка и семь гномов» и др.). Рассматривая иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Три поросёнка», дети находят, что в них общего. Для закрепления детьми цифр хорошо использовать пеньки, шарики с цифрами (сказка «Маша и медведь», «Вини- Пух»). Дидактическая игра «Сложи картинку по цифрам»,

(иллюстрации к сказке): разрезные картинки обозначены цифрами, способствует формированию умения собрать целое из частей.  

    Осуществляется взаимосвязь с другими предметами. Так, чтобы попасть в сказку «Цветик - семицветик» дети должны назвать семь признаков зимы.        Закреплению знаний детей о  геометрических фигурах способствует «Сказка о геометрических фигурах», которые путешествуют на белом листе бумаги, а затем дети продолжают сказку, о том, как дальше жили эти фигуры в городе геометрических фигур. Такие упражнения способствуют развитию внимания, мышления, учат детей ориентироваться на листе бумаги.

     Вместе с героями сказок на занятиях дети путешествуют по стране сказок, помогают героям в трудных ситуациях, сами выполняют некоторые роли (например, «Три медведя»). Создание сказочной ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки по математике.

     Использование сказочного материала для формирования математических представлений можно с успехом использовать и вне занятий. Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок. Но прежде чем они станут сказочными героями, они должны выполнить определённые задания математического содержания. Так, например чтобы попасть в теремок, необходимо выполнить индивидуальное задание. После того как дети познакомятся с цифрами, драматизацию сказки «Теремок» можно проводить с цифрами.

     В настоящее время на первое место в работе с детьми выходит моделирование, как ведущий приём, способствующий развитию наглядно- образного мышления детей. Работа по сказкам «Гуси- лебеди», «Колобок», «Репка» позволяет развитию у детей способности к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них (кодируют сказочных героев геометрическими фигурами по разным свойствам).

     Дети очень любят и надолго запоминают считалки. В «Вечер сказок» можно провести конкурс самых смышленых и талантливых . После прочтения сказок «Смоляной бычок», «Зимовье» можно предложить детям придумать считалки.

 «Сказка о глупом мышонке» помогает детям лучше и быстрее запомнить части суток. На прогулке можно придумывать с детьми экологические сказки о деревьях высоких и низких, листиках больших и маленьких.

     Отличительная особенность использования сказки – продуктивная работа всех детей, активизация мыслительной деятельности, сознательное и глубокое усвоение знаний.

     Опыт работы позволяет сделать вывод: использование сказочного материала способствует развитию любознательности, инициативы, эмоциональной памяти, развивает познавательный интерес и активность дошкольников, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. А мы, воспитатели, должны вести этот прекрасный, благодатный к воспитательным воздействиям возраст от незнания к знанию, от неумения к умению.  

 

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр

Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....

Консультация "Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Консультация "Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр

В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр «Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений, совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5. Задачи: Развивающие: Закреплять представления о частях суток; Упражня...