АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

программа работы в театральной студии для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnoy_studii_skazka_za_skazkoy.docx133.51 КБ
PDF icon retsenziya_malahova.pdf312.28 КБ

Предварительный просмотр:

             

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                 «Детский сад общеразвивающего вида №14»

C:\Users\лариса\Desktop\69917d53-77dc-4cfb-97e2-ed2691265fe8.jpg

Программа театральной студии

«Сказка за сказкой»

   по развитию творческих и коммуникативных способностей детей

старшего дошкольного возраста.

                                                                                                             Воспитатель: Л.А.Малахова

                                                     г.Нижнекамск, 2015г. РТ

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Структура и содержание программы…………………………………5
  3. Разделы программы…………………………………………………….8

Раздел I: «Знакомство с театром»………………………………………8

Раздел II «Культура и техника речи»…………………………………...9

Раздел III «Творческая мастерская»……………………………………11

Раздел IV: «Создание спектакля»………………………………………12

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………………14
  2. Взаимодействие с родителями………………………………………….15
  3. Тематическое планирование……………………………………………16
  4. Список литературы……………………………………………………...21
  5. Приложение ..……………………………………………………………22
  6. Приложение1…………………………………………………………….23
  7. Приложение 2……………………………………………………………26
  8. Приложение 3……………………………………………………………27


  1. Пояснительная записка

«Театр - это  волшебный край,

в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»

                            С.И. Мерзлякова

Актуальность.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Анализ данной проблемы, изучение ее теоретических аспектов помогли собрать практический материал. Была составлена программа театральной студии по развитию творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников.

На игровых занятиях в нашей студии мы используем игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения дыхательной гимнастики, техники речи, направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.

При активной поддержке родителей, были сшиты и связаны наборы кукол, изготовлены ширмы и сменные декорации, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, палочках, платках), маски-шапочки; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.

Основная цель программы:

Развитие творческих и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи: 

  1. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
  2. познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
  3. последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
  4. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  5. разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  6. способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  7. совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
  8. совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  9. способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
  10. создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

В основу разработки программы были положены следующие принципы:

- Принцип полноты и целостности. Содержание программы должно быть

  реализовано по всем разделам.

- Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный

  год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

  - Принцип последовательности. Подразумевает логичное усложнение задач

    музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара.

- Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста

  содержание обучения выстраивается последовательно: одно и то же

  содержание программы по разделам используется для работы в разных

  возрастных группах (при этом используются методы, соответствующие

  возрастным особенностям детей.)

- Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как

  самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной

  программы.

- Принцип импровизационности. Театрализованная игра рассматривается как

  творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого

  и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения

  детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей

  точки зрения, стремления к оригинальности.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях

  дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны

  стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с

  ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными

  участниками педагогического процесса.

В процессе составления программы «Сказка за сказкой» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень развития творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, которыми ребёнок должен овладеть к концу второго года обучения.

Критерии педагогической оценки:

  1. Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.
  2. Называет предметы театрально-игрового оборудования.
  3. Умеет передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.
  4. Следит за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  5. Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов.
  6. Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.
  7. Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.
  8. Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для спектакля.
  9. Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации игрой на музыкальных инструментах.
  10. Избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

  1. Структура и содержание программы.

Программа «Сказка за сказкой» представлена в виде отдельных разделов:

I раздел – «Знакомство с театром»,

II раздел – «Культура и техника речи»,

III раздел – «Творческая мастерская»,

IV раздел – «Работа над спектаклем».

Для работы по развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план мероприятий по данному направлению работы с учётом возрастных особенностей детей старшей и подготовительной групп.

С целью выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей, была проведена соответствующая диагностическая процедура.

Применялись следующие методы педагогических исследований:

- беседы с детьми;

- наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

- экспериментальные занятия;

- устный опрос;

- диагностика.

Содержание программы рассчитано на два учебных года:

I год – старшая группа (возраст детей 5-6 лет);

II год – подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет).

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

- рассматривание иллюстраций по теме;

- чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;

- беседы;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами;

- пантомимические этюды и упражнения;

- театрализованные игры, игры драматизации;

- разучивание скороговорок;

- проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;

- посещение детьми театров совместно с родителями.

Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:

- наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);

- словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение

  художественной литературы, заучивание);

- игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры,

  театрализованные упражнения и пантомимические этюды).

          Правила работы с детьми.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с

  персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы

  они могли подействовать или поговорить с ними;

- осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний;

- побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;

- прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его

  основные достижения (уточнить, у кого получилось похоже и почему, а не у

  кого лучше);

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Условия реализации программы.

Театральные занятия  необходимо проводить со всеми детьми старшей и подготовительной групп без какого-либо отбора, необходимо только желание ребенка и родителей. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10-16 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.

Форма одежды детей облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки.

          Сроки реализации программы

          В старшей группе – в течение учебного года, а также согласно интеграции образовательных областей, в других видах деятельности - ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, художественное творчество.    

Группа

Продолжительность занятия, мин.

График проведения

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Старшая    (5-6) лет

Не более 25

1,3 среда  каждого месяца

2

18

В середине занятия проводится динамическая пауза длительностью     1-3 мин.

Программа рассчитана в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.

Сценарии спектаклей руководитель подбирает с учетом численности детей в группе.

          Модель работы театральной студии.

1. Речевая разминка.

 Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

     - Упражнения на развитие речевого дыхания.

     - Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.).

     - Дидактические игры.

2. Новая информация. Способы её подачи:

     - использование театрализованных фрагментов;

     - беседы – диалоги;

3. Физкультминутка

4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;

5. Подведение итогов. Анализ деятельности

        Материал планируются по направлениям:

Раздел I. «Знакомство с театром»

Раздел II. «Культура и техника речи»

Раздел III. «Творческая мастерская»

Раздел IV. «Работа над спектаклем»

        С момента решения о начале постановки спектакля в группе (не раньше, чем через 2 месяца занятий) добавляются еще 30 минут на репетиции (1 раз в неделю - групповые и 1 раз в неделю — индивидуальные).

         Формы работы.

  • Театрализованные игры.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Ситуация общения.
  • Игровые упражнения на умение высказываться.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок, спектаклей, с дальнейшим показом зрителям);
  • Чтение литературы.
  • Оформление:

- альбома о театре,

- фотоотчёта о прошедшем представлении,

- творческой выставки рисунков «Мои впечатления о театрализованном

       представлении»,

- сборника авторских сказок «Сезонные сказки»,

- «Мини-музея детской книги» (совместно с родителями).

  1. Разделы программы

Раздел I. «Знакомство с театром»

Цели: систематизация знаний дошкольников о театре; воспитание положительно-эмоционального отношения к нему; формирование готовность к театрализованной деятельности.

Задачи:

1. уточнить представления дошкольников о театре, выделить особенности

    театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным

    значением, самим зданием и интерьером;

2. подвести к пониманию специфики актерского искусства. На основе

    просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной

    выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

3. сформировать представления о театральных профессиях, расширять

     словарный запас детей;

4.  познакомить с правилами поведения в учреждении культуры.

Содержание работы.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

В данном разделе программы дети узнают:

- чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры,

  музыканты, дирижер),

- кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер),

- кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер,

  гардеробщик).

Свои впечатления дети отражают в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить полученные знания.

Из бесед, игровых диалогов, дошкольники смогут понять: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы дети, разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться:

«Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

Данный раздел программы реализуется с небольшой помощью родителей воспитанников, которые помогают организовать коллективное посещение театров, что способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре.

Раздел II. «Культура и техника речи»

Цели: ознакомление дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

Задачи:

1. развивать речь детей;

2. развивать умение слышать собеседника;

3. выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого

    дыхания;

4. развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их

    речи, пластики, мимики;

5. развивать эстетические способности;

6. развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

7. активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

8. развивать навыки общения и коллективного творчества.

Содержание работы.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Данный раздел программы включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи, орфоэпией.

Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с театральными играми.

Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» - «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить ее, выдели разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру», «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые):

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

1) «Испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает

     свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего

     быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой

     лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо

     ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести

     скороговорку и т.д.;

3) вариант «Ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом.

    Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро

    произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог

    четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из

    игры;

4) «Змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят

    через ворота, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед

    которым ворота захлопнулись, должен произнести любую скороговорку.

    Если он сделает это хорошо, ворота открываются, и игра продолжается, в

    противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «Фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или

    скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «Главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз

    выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно

    разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5—6 и 6—7 лет, в зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определенными задачами также регулируется возможностями данной группы.

Раздел III. «Творческая мастерская»

Цели: совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения.

Задачи:

  1. развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  2. развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  3. учить согласовывать свои действия с другими детьми;
  4. развивать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников;
  5. учить проявлять эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
  6. воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  7. снимать зажатость и скованность.

Содержание работы.

Данный раздел программы включает:

- Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Этюды помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Этюды позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Большинство детей легко справляются с заданиями. Обычно этюды сопровождаются музыкой.

- Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.

- Театрализованные игры - как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

- Диалоги - для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.

- Инсценировки – игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети не сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.

Раздел IV. «Работа над спектаклем»

Цели: создание и участие дошкольников в спектакле.

Задачи:

  1. учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
  2. развивать чувство ритма и координацию движений;
  3. развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  4. развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;
  5. учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Содержание работы.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не

    распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Я придерживаюсь точки зрения Э. Г. Чурилово, которая выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка

    танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и

    костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых

    обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью по ведения в

    сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

    реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и

    декораций. Уточнение темпоритма спектакля. На значение ответственных за смену

    декораций и реквизит.

 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10.Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по

     спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои вырази тельные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль фиксируются (фотоотчёты, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Кроме создания самого спектакля с детьми, в данный раздел программы также входят: изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов.

Два раза в году воспитанники театральной студии показывают сказку ребятам из других групп детского сада. В ноябре 2015 года у нас прошло театрализованное представление для младших групп нашего детского сада и родителей воспитанников «Теремок на новый лад».

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

        Благодаря проведенной работе у детей сформируются системные знания о разнообразии видов театра, актерского мастерства, что будет способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, а также развитию речи.

        Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика) проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года).

       Первый уровень (низкий): у ребёнка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на произведения незначительный. Ребёнок затрудняется в воспроизведении театральных движений, часто допускает ошибки в ответах, не умеет действовать с куклами. Узнает и называет распространенные виды театра, вычленяя некоторые их особенности. Познавательное отношение к видам театра неустойчивое. Словарь беден, при ответах использует простые короткие предложения.

       Второй уровень (средний): интерес к театрализованной деятельности неустойчив. Участвует ребенок в театрализованной деятельности по инициативе

педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению и теме произведения. Ребёнок часто отвлекается. В движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями о видах театра. Отвечает на вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.

      Третий уровень (высокий): ребёнок вслушивается в музыку, характеризующую героя сказки, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение персонажа, активен в театрализованной деятельности, владеет знанием большинства видов театра.

Приложение 2

         Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

        Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

         Перечень оборудования  детской театральной студии.

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Элементы костюмов для детей и взрослых.

11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

12.Ширма для кукольного театра.

13.Музыкальный центр, видеоаппаратура, ноутбук, проектор,  синтезатор.

14.Медиотека (аудио - и CD диски).

15.Декорации к спектаклям

16. Методическая литерат

  1. Взаимодействие с родителями по реализации программы

Перспективный план работы с родителями театральной студии «Сказка за сказкой».

Месяц

Формы работы

Участники

Задачи

Сентябрь

Анкетирование «Нужен ли театр детям?»

родители, воспитатели

Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.

Октябрь

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»

Воспитатель, родители

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Ноябрь

Театрализованное представление для младших дошкольников и родителей «Теремок на новый лад»

дети, воспитатель, родители

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своими детьми

Декабрь

Консультация для родителей «Организация театрально-игровой деятельности в домашних условиях»

воспитатель, родители

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Январь

«Творческая мастерская». Конкурс на тему «Мастерим театр своими руками» (атрибуты, виды театров, маски, ряженье, обшивание кукол, выставка театральных кукол, сделанных руками родителей, шитьё костюмов для сказки)

родители,

дети

Заинтересованность родителей тем, что есть в группе и что нужно детям, обратиться к родителям с предложениями продолжить обогащать развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей, побуждать родителей творить вместе с детьми.

Февраль

Оформление мини-музея детской книги «Теремок сказок»

родители, дети, воспитатель

Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы

   Март    

Театрализованное представление для младших дошкольников и родителей «Заюшкина избушка»

дети, воспитатель, родители

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своими детьми

 Апрель

Оформление папки-передвижки «Поиграйте в кукольный театр дома», памятка для родителей «Сочиняем сказки вместе с ребёнком».

родители, дети, воспитатель

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своими детьми.

   Май

Фото-стенд «Мы играем в театр» (фотоотчёт проведённых театрализованных представлений)

родители, дети, воспитатель

Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов.

Подведение итогов работы студии «Сказка».

  1. Тематическое планирование программы театральной

студии «Сказка за сказкой»

Темы

Количество часов

(теоретич. и практические)

Примерное содержание занятия

Сентябрь

1

«Что такое театр»

25 мин.

  • Беседа о театральных профессиях.
  • Просмотр сказки «Теремок».
  • Игра «Мы гримеры».
  • Этюды на движение.

2

«Что такое театр» (продолжение занятия) Выставка рисунков «Театр глазами детей»

25 мин.

  • Беседа о правилах поведения в театре;
  • Решение ситуативных задач о поведении в театре.
  • Игровые упражнения по сюжету сказки «Теремок».

        Октябрь

3

Знакомство со сценарием театрализованной сказки  «Теремок на новый лад»

25 мин.

  • Беседа по содержанию.
  • Игровое упражнение « Мимика и жесты».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке, прослушивание частушек, стихов, песенок, танцевальных постановок.

4

Обыгрывание спектакля с помощью настольного театра

«Теремок»

25 мин.

  • Обыгрывание спектакля  с помощью настольного театра.
  •  Распределение ролей.
  •  Отработка голоса героев.
  •  Рисование персонажей сказки.
  • Игра на развитие внимания  «Слушай звуки!»

        Ноябрь

5

Работа над интонационной выразительностью речи представления «Теремок на новый лад», генеральная репетиция

25 мин.

  • Беседа « Почему нужно беречь свой  голос».
  •  Игровое упражнение « Изменю себя  друзья, догадайтесь  кто же я».
  •  Показ руководителем мизансцен спектакля.
  •  Обсуждение с детьми.  
  • Проговаривание диалогов персонажей вместе с руководителем и индивидуально.
  • «Минутка шалости» - релаксация.
  • Показ театрализованного представления в группе
  • Обсуждение недостатков.

6

Показ театрализованного представления для младших дошкольников и родителей «Теремок на новый лад» Выставка рисунков «Мои впечатления от сказочного представления»

25 мин.

  • Показ представления перед родителями и младшими дошкольниками.
  • Минутка шалости (релаксация после спектакля).
  • Игра способствующая успокоению и организации «Идём за синей птицей ».
  • Изо-деятельность «Мои впечатления от спектакля»

        Декабрь

7

«Творческая мастерская»

25 мин.

  •  Изготовление элементов костюмов,

    декораций, афиш,

    билетов, масок

  •  Игры и упражнения на

 опору дыхания:

 «Дрессированные

  собачки», «Птичий

  двор», «Эхо»

8

Беседа «Что мне нравиться в студии «Сказка за сказкой»

25 мин.

  • Беседа за круглым столом:

      «Нравиться ли заниматься в  студии?»

  • Почему? Что дети делают в студии?
  •  О чём мечтают? Какую роль хотели бы сыграть? Отработка диалогов.
  •  Дидактическая игра «Какие бывают театры».
  • Игровое упражнение «Кто за кем?» (наблюдательность, успокоение).

        Январь

9

Беседа «Зачем быть вежливым?» Обыгрывание  ролей.

25 мин.

  • Беседа «Зачем быть вежливым?» « Как обратится к человеку?»
  • Начать отработку показа  образов  животных с помощью выразительных  пластичных движений.
  • Показ выполнения ролей детьми.
  • Подбор музыкальных композиций к образам
  • Игра «Передай позу», «Что мы делали не скажем».

10

Игровое  упражнение «Небылицы»,  «Мы  костюмеры»

25 мин.

  • Игровое упражнение «Небылицы».

      .Рисование несуществующего    

              животного.

  • Обсуждение  костюмов  героев  пьесы. Подбор и примерка костюмов.
  •  Исполнение мизансцен детьми  в костюмах.
  • Игра на развитие памяти «В магазине зеркал».  
  • Танцевальное упражнение  «Наша дискотека».

        Февраль

11

Знакомство со сценарием театрализованной сказки «Заюшкина избушка»

25 мин.

  • Чтение сценария руководителем.  
  •  Обсуждение сценария (содержание , характеры ,персонажей ).
  • Упражнение   « Повтори слова персонажа…» (проговаривание текста пьесы).
  • Танцевальное упражнение    «Запрещённое движение».

12

Работа над сценарием спектакля

«Заюшкина избушка»

25 мин.

  • Беседа «Смех лечит от всех болезней».
  • Речевая разминка «Веселые сочинялки» ,«Разные лица».
  • Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра.
  •  Проговаривание детьми отрывков пьесы .
  • Обсуждение «вариантов» выполнения ролей и подбор исполнителей.
  • Лепка персонажей  пьесы.
  • Игра на развитие  памяти «Вот так  позы!»

        Март

13

Работа над интонационной выразительностью речи представления «Заюшкина избушка», генеральная репетиция

25 мин.

  • Обсуждение мизансцен спектакля.  
  • Упражнение с элементами соревнования «Кто произнесёт знакомую скороговорку в быстром темпе?».
  • Репетиция входа и ухода актёров. Отработка театрального поклона.
  • Генеральная репетиция «Минутка шалости» (релаксация).

14

Показ театрализованного представления для младших дошкольников и родителей «Заюшкина избушка»

25 мин.

  • Беседа о поведении в театре, решение ситуативных задач.
  •  Подбор и расстановка декораций
  • Исполнение пьесы с музыкальным сопровождением.
  • Комплекс этюдов «На берегу моря», (саморасслабление).

        Апрель

15

«Мы режиссеры»

25 мин.

  • Рассматривание сюжетных картинок «Радость», «Грусть», «Страх», «Злость».
  •  Упражнение «Изобрази  эмоцию»- (Изображение перед зеркалом).
  • Прослушивание музыкальных этюдов данных эмоций.
  •  Обсуждение с детьми моментов прихода  и ухода  персонажей.
  • Упражнение «Покажи,  как выполнить движение» (режиссура роли).
  • Этюды на пластику по желанию детей.

16

«Мы декораторы-гримеры»

25 мин.

  • Игры на речевое дыхание «Мыльные пузыри», «Фыркающая лошадь», «Удивлённый бегемот» и т д.  
  • Показ схематичного грима на рисунке. Показ наложения грима на ребёнке. Выполнения грима детьми.
  • Рассматривание и обсуждение декораций к любимым спектаклям. Подбор и расстановка декораций
  •  Исполнение любимых спектаклей с музыкальным сопровождением.

        Май

17

«Мы поэты и писатели» (пополнение сборника авторских стихов и сказок)

25 мин.

  •    Игровое упражнение «Придумай конец сказке», «Сказочные герои перепутались», «Положительные и отрицательные герои»
  •   Игра с мячом «Говори в рифму»

18

«Мы-актёры» (обыгрывание сюжетов любимых сказок)

25 мин.

  • Игры на интонационную выразительность речи

Фактический объем учебной нагрузки на ребёнка в месяц

50 мин.

Фактический объем учебной нагрузки на ребёнка  за год

7 часов  30 мин.

Список используемой литературы

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2001.
  5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». «Мозаика-Синтез». М.: 2008.
  6. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  7. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  8. Ихсанова С.В. «Игротерапия». Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
  9. Кнушевицкая Н.А., Объедкова О.Л. «Сборник инсценировок для детей 5-7 лет». М.: Издательство «Аркти» 2008.
  10. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
  11. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  12. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  13. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
  14. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  15. Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду». Великий Новгород, 2006 г.
  16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  17. Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  18. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  19. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
  20. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
  21. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  22. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
  23. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  24. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками». М.: 2007.
  25. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
  26. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  27. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  28. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

   

    C:\Users\лариса\Desktop\69917d53-77dc-4cfb-97e2-ed2691265fe8.jpg

   Приложения

                                                                                                          Приложение 1

                          Тематика разделов программы: «Сказка за сказкой»

Старшая группа

Подготовительная группа

Раздел I «Знакомство с театром»

1. Знакомство с понятием-театр:

    кукольный театр, ТЮЗ,

    драматический театр (показ

    слайдов, картин, фотографий)

2. Знакомство с театральными

    профессиями

3. Знакомство с правилами

    поведения в театре

4. Знакомство с основными

    понятиями театрального

    искусства (театр, сцена,

    спектакль, роль, выступление,

    костюм, реквизит, основные

    элементы сцены и т.д.)

5. Знакомство с видами театров

6. Эти забавные пиктограммы

  7.  КВН «В мире театра»

8. Посещение кукольного театра

   (совместно с родителями)

1. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

2. Сюжетно-ролевая игра «Кто

    работает в театре»

3. «Театр бывает разный, а я люблю

    играть в…»

4. Изготовление настольного

    театра, с использованием

        игрушек из киндер-сюрприза

5. Викторина «Мой любимый

    сказочный герой»

   6. Мы веселые ребятки, мы веселые

       котятки (беседа с

       использованием пиктограмм

       настроения)

7. Сюжетно-ролевая игра «В

   зрительном зале»

8. Посещение театра оперы и

   балета (совместно с родителями)

Всего 6 часов

Всего 6 часов

Раздел II «Культура и техника речи»

1. Игры и упражнения на свободу

    звучания с мягкой атакой:

    «Больной зуб», «Капризуля»

2. Игры и упражнения на опору

    дыхания:

    «Дрессированные собачки»,

    «Птичий двор», «Эхо»

3. Игры на расширение диапазона

    голоса:

    «Чудо-лесенка», «Самолет»

4. Творческие игры со словом:

   «Веселые стихи»,

   «Волшебная корзинка»,

   «Вкусные слова»,

   «Сочини предложение»,

   «Сочини сказку»

5. Игры со скороговорками:

   «Испорченный телефон»,

   «Ручной мяч», «Змейка с

   воротцами»

6. Дыхательная гимнастика:

   «Тряпичная кукла»;

   «Львенок греется»;

   «Петух»; «Часики»;

   «Трубач»; «Каша кипит»;

   «Насос»; «Регулировщик»;

   «Вырасти большой»

  1. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой:

«Колокольчики»,

«Колыбельная»

2. Игры и упражнения на опору

    дыхания:

«Дрессированные собачки»,

«Птичий двор»,

«Эхо»

3. Игры на расширение диапазона

    голоса:

 «Чудо-лесенка», «Самолет»

4. Творческие игры со словом:

«Вопрос-ответ», «Придумай диалог»,

«Расскажи сказку от имени героя»,

«Похожий хвостик»,

«Фантазии о…», «Ручной мяч»

 5. Игры со скороговорками:

«Ручной мяч»,

«Фраза по кругу»,

«Главное слово»

6. Дыхательная гимнастика:

«Маятник»; «Задуть свечу»;

«Понюхай ягодку»; «Песня»;

«Считалочка»; «Погреем ручки»;

«Комарик»; «Насосик»

Всего 8 часов

Всего 8 часов

Раздел III «Творческая мастерская»

  1. Игры:

«Здороваемся без слов»

«Комплименты»

«Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай»

«Исполнение желания»

«Магазин игрушек»

«Путешествия Буратино»

«Догадайся, кто я»

«Жизнь в лесу»

«Путешествие по стране сказок»

«Театр теней»

«Библиотека»

«Диалоги»

«Зайчики и лиса»

«Менялки»

«Горная тропинка»

«Строим дом»

  1. Этюды:

«Встреча с другом»

«Хорошее настроение»

«Золотые капельки»

«После дождя»

«Старый гриб»

«Ночные звуки»

«Гроза»

«Круглые глаза»

«Разъяренная медведица»

«Прогулка»

«Отдых. Сон на берегу моря»

  1. Упражнения:

«Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)

«Позови движением»

«Приглашение на танец»

«Преодолеем страх»

«Что было бы, если бы я...»

«Пойми меня»

«Угадай и нарисуй»

«Сказки наизнанку»

«Просьба о помощи»

«Отказ» или как сказать «нет»

«Связующая нить»

«Близнецы»

  1. Игры:

«Назови свое имя ласково»

«Назови имя соседа ласково»

«Я бросаю тебе мяч»

«Но зато я»

«Загаданное действие»

«Телефон»

«Знакомство»

«Магазин»

«Объясни незнайки»

«Построим город»

«Что в сундучке»

«Замри»

«Поводырь»

«Лепим из глины»

«Почта»

  1. Этюды:

«Каждый спит»

«Насос и мяч»

«Качели»

«Пылесос и пылинки»

«Розовое словцо «привет»»

«Просто старушка»

«Мышка – хвастунья»

«Так будет справедливо»

«Добрый мальчик»

«Конкурс лентяев»

«Что это за сказка?»

«Дружная семья»

«Факиры»

  1. Упражнения:

«Изобрази эмоцию» («Страх»; «Удивление»)

«Здравствуй (те)»

«До свидания»

«Выражение благодарности»

«Что случилось»

«Собери чемодан»

«Слушай и повторяй»

«Плохое настроение»

«Художник слова»

«Снежная королева»

«Группа в обручах»

«Холодно – горячо»

Всего 12 часов

Всего 12 часов

Раздел IV «Работа над спектаклем»

1. Изготовление элементов костюмов,

    декораций, афиш, билетов

2. Подбор музыкального

    сопровождения к эпизодам сказки

    – сценария

3. Этюды по содержанию эпизодов

    сказки

4. Репетиция спектакля

5. Показ спектакля

  1.  Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
  2.  Подбор музыкального сопровождения к эпизодам сказки – сценария
  3.  Этюды по содержанию эпизодов сказки
  4.  Репетиция спектакля
  5.  Показ спектакля

Всего 12 часов

Всего 12 часов

                                                                                                                        Приложение 2

Мониторинг развития творческих способностей дошкольников

(старшая группа)

№ п/п

Критерии

0 баллов

  1. балл

2 балла

1.

Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

2.

Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях

3.

Имеет элементарные представление о правилах поведения в учреждениях культуры

4.

Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства

5.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения

6.

Понимает основную идею литературного произведения

7.

Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов

8.

Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля

9.

Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности

10.

С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;

1 балл – средний  уровень развития творческих способностей;

2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;

10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;

ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

                                                                 

                                                                                                    Приложение 3

Мониторинг развития творческих способностей дошкольников

(подготовительная группа)

№ п/п

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

2.

Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях

3.

Знает правила поведения в учреждениях культуры

4.

Владеет основными понятиями театрального искусства

5.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения

6.

Называет предметы театрально-игрового оборудования

7.

Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов

8.

Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание

9.

Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности

10.

Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;

1 балл – средний  уровень развития творческих способностей;

2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;

10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;

ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"...

Авторская программа театрального кружка "Улыбка"

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он вос...

Рецензия на авторскую программу

Рецензия на авторскую программу...