Главные вкладки

    Педагогический проект «Планета Здоровячков»
    проект (младшая группа) на тему

    Паршина Наталья Аркадьевна

    Основная концепция проекта является создание развивающей среды в ДОУ как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, развития общей культуры и активное вовлечение  родителей в совместную деятельность по мотивации здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx36.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты                                          

    «Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

    муниципальнöйвелöдан учреждение

                                Педагогический проект  

    «Планета Здоровячков»

                                                                                                                                           Паршина  Н.А

                                                                                                                                             воспитатель                                                                                

    МБОУ «Начальная школа –

    детский сад № 1» г. Воркуты

                                                                           

                                                                            г. Воркута

    2015 год

                  Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы,

    по средствам современной здоровьесберегающей технологии А.Н. Лазарева «Здравствуй».

    Основная концепция проекта является создание развивающей среды в ДОУ как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, развития общей культуры и активное вовлечение  родителей в совместную деятельность по мотивации здоровья.

    Авторы:  Паршина Наталья Аркадьевна – воспитатель высшей категории, «Начальная школа –детский сад №1»

     

             Во время подъема вирусных инфекций (простудных, кишечных) мы часто слышим    рекомендации от ведущих врачей гигиенистов, что одним из профилактических мер, которые человек должен выполнять в этот период – это  соблюдение правил личной гигиены, а именно  мытье рук. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой своего тела, полости рта, носа не только говорит о культуре ребенка, но и является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.  

          Приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробными объяснениями действий, подробное словесное объяснение, частичный показ указания, напоминания с указаниями действий, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка. Но как показала практика этого  материала не достаточно, что бы ребенок смог применить свои знания и навыки  самостоятельно, осознанно.

        Дети 3-4 лет начинают осознавать правила поведения. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. Девочка  начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, заплели косички. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Таким образом, у ребенка  3-4 лет  начинается формироваться осознанное отношение к поступкам.

          Как научить детей 3-4 лет   осознанно относится к выполнению правил личной гигиены,  понимать, что немытые руки – это причина многих болезней. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность  и желание быть здоровым.

            Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно, в дошкольном образовательном учреждении,   необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.  Обучение носило интегрированный характер, обеспечение понимание детьми, для чего им нужны  полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.  Именно поэтому мы обратились к проектной деятельности, так как считаем, что использование в образовательной деятельности метода  проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности  в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений, тем самым повышается эмоциональная активность ребенка. А эмоционально активный ребенок  не может остаться безучастным к происходящему.

            Проектная деятельность будет существенно влиять на формирование культурно-гигиенических навыков и умений у детей, если  методы и приемы будут  доступны восприятию детьми, соответствовать возрастным возможностям, а информация будет эмоциональна насыщена. Важно помнить, что познание ребенка идет через чувствование, мир фантазий и воображения, поэтому одним из важнейших приемов формирования культурно-гигиенических навыков является воображаемая ситуация. Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения ребенка естественным, раскрепощает его.  

            Необходимо организовать  такую здоровьеобразующую деятельность,  которая помогла организовать оздоровительную работу, направленную на  формирование позиции ценности здоровья, т.е  воспитание  мотивации здоровья.

           С целью реализации данного проекта мы ознакомились с  оздоровительно – развивающей программой А.Н. Лазарева «Здравствуй». Материал курса затрагивает психоэмоциональную сферу, расширяет кругозор детей. Развивает их как физически, так и эстетически.  При этом содержание курса включает в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического и психологического и личностного роста детей. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья.

               Участниками проекта стали дети младшего дошкольного возраста и их родители.

            Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – информационный, творческий, игровой; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности – краткосрочный (1 неделя); по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

            Цель проекта: формирование у детей второй младшей группы осознанного отношения к выполнению культурно-гигиенических  навыков через  внедрение оздоровительной технологии.

               Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

              Для воспитанников:

    1. Формировать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
    2.  Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
    3. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.
    4.  Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур
    5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

            Для педагогов:

    1.Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.

    2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

    3.  Разработать и апробировать план мероприятий по  формированию культурно-гигиенических навыков.

    4. Привлечь внимание родителей к работе по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья.

    5.  Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

              Предполагаемый результат:

    Дети второй младшей группы знают и умеют правильно намыливать руки мылом. Дети могут использовать самостоятельно полученные знания и сформированные умения в определенной обстановке. Дети усвоили, что такое микробы и как не допустить попадание их в организм. Имеют представления о  назначении личных вещей (расческа, зубная щетка, носовой платок).

             Продукт проекта:

     Развлечение «Мы спешим на помощь Фырке»;  Здравик дарит книгу «Волшебство чистых рук», куда вошли рисунки детей.

    Этапы проекта:

    1 этап -  Организационный  (продолжительность – 1 месяц).

    Направление деятельности педагога:

    •  Изучение оздоровительно-развивающей программы «Здравствуй» М.Л. Лазарев;
    • Создание методической базы, разработанной в соответствии  с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
    • Формулировка цели и задачи проекта;
    •  Разработка перспективно-тематического плана, подбор материала для работы с детьми, продумывание игровых приемов, упражнений, художественного слова, рисунков для раскрашивания;
    •  Организация познавательной, предметной среды: иллюстраций, фотографий  о  культурно-гигиенических навыках, подбор слайдов на тему: «Если хочешь быть здоров».
    • Разработать памятку для детей и родителей о том, когда нужно мыть руки

    Работа с родителями:

    • Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта;  
    • Привлечь  к   участию в жизни группы  (помощь в пошиве кукол)
    • Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка», «Что ребенок должен знать о микробах»

    2 этап – Практический (продолжительность – 1 неделя).

    Совместная деятельность воспитателя с детьми:

    Тема проекта была выбрана не случайно, прочитав  детям рассказ «Зайка заболел», провели беседу по прочитанному:

    Воспитатель: Дети,  посмотрите на картинку, какой здесь зайка?

    Дети: Грустный.

    Воспитатель:  Почему, как вы думаете?

    Дети: Он заболел, у него болит голова.

    Воспитатель: Вспомните, когда вы болели, вам было хорошо, хотелось играть или вы были грустными?

    Дети:  Было плохо.

    Воспитатель: Значит, болеть плохо. А почему зайка заболел?

    Дети долго молчали, пожимали плечами.

    Воспитатель: Вы хотели бы узнать, что нужно делать, чтобы не болеть?

    Дети: Да.

    Воспитатель:  Есть такая планета, где живет Здравик со здоровичками и они никогда не болеют. Здравик  и здоровички  знают, что нужно делать, что бы не болеть. А если бы вы их встретили, что бы вы у них спросили?

    - Что нужно делать, что бы ни болеть?

    - Я постараюсь его разыскать и приглашу его к нам в гости.

    Понедельник

    «Знакомство со Здравиком»

    Цель: вовлечение детей в проект через героев планеты «Здоровья».

    Создание проблемной ситуации: в  группу к детям приходит «Здравик».  Он рассказал  о себе и планете, на которой он живет и том, как один здравик по имени Акрыф превратился  в Фырку. Теперь он ходит и заражает всех жителей планеты. После того, как дети захотели помочь Здравику, детям было  предложено дома вместе с родителями раскрасить картинки на тему «Когда нужно мыть руки» - это первый секрет Здравика.

                 Работа с родителями: Консультация для родителей о  соблюдении культурно – гигиенических  правил.  Раскрасить картинки и обсудить с ребенком, когда нужно мыть руки с мылом.

    Вторник
    «Волшебство чистых рук»

                 Цель: формирование элементарных  представлений и знаний у  детей  о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде для детей и  способах борьбы с ними.    

                  Здравик обсуждает с детьми рисунки, выполненные дома детьми  вместе с родителями, тем самым дети узнают, когда нужно мыть руки с мылом – первый секрет здоровичков.

    Здравик предлагает детям узнать второй секрет здоровичков «Откуда берутся микробы», он знакомит детей с Грязнулькой. А так же используется игровой прием с мукой и пульвизатор. В конце беседы предлагает детям дома вместе с родителями выполнить

    рисунок «Грязнульки».

         Работа с родителями: Выполнить рисунок с ребенком «Грязнульки».

    Памятка для родителей о соблюдении культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

    Среда

    «Появление Капелии»    

                  Цель: совершенствование навыков у детей  мытья рук с мылом (намыливать руки до образования пены)

                Воспитатель преднамеренно не предлагает детям помыть руки перед тем, как сесть за стол. Появляется Здравик , который  знакомит детей с Капелией, что бы она помогла раскрыть третий секрет здоровичков и научила детей правильно мыть руки и только после того, как дети помыли руки  садятся за стол.

          Работа с родителями:  Выполнить дома рисунок  на тему: «Алгоритм действия при мытье рук».

    Четверг

    «Предметы личной гигиены»

                 Цель: формирование  знаний у  детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.

                  В группу к детям приходит Здравик,  что бы рассказать про последний, четвертый секрет, который называется «личные вещи».  После беседы о личных вещах детям предлагается посмотреть мультфильм «Королева – Зубная щетка» (Приложение № 4) 

    Вечер

    Капелия разучивает с детьми песню «Щетка и расческа» (см. «Книга сказок» часть 1)

         Работа с родителями: выполнить рисунки   «личные вещи» (зубная щетка, расческа, носовой платок, полотенце, обувь, вещи).

    Пятница

    Презентация проекта:

    Развлечение

    «Мы спешим на помощь Фырке»

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами идем в гости в страну Акватония, где живет Капелия, там ждет нас  Фырка, давайте возьмем с собой все секреты, которые мы узнали от Здравика и пойдем.

    Дети проходят в зал.

     Капелия: Здравствуйте, ребята, мы вас приветствуем  на своей планете Акватония.

    Капелия:  А где же Фырка и Здравик? Что могло с ними случиться?

    Вдруг вбегает Здравик, вся голова у Здравика в пене и   он что-то громко кричит, рядом бежит довольный Фырка.

    Капелия: Я все поняла.  Капелия выносит тазик с водой. Ребята, помогите мне, давайте умоем Здравика.  Пена исчезла. Здравик вытирается полотенцем.

    Капелия: Как же тебе не стыдно, Фырка, посмотри у Здравика все глаза красные.

    Фырка начинает петь свою песню «Грязнуля».

    Фырка: подумаешь. Ничего страшного я не совершил, я не знаю, почему ему так больно?

    Капелия: Ну, тогда покажи, как ты это сделал.

     Фырка берет мыло и начинает намыливать лицо. Капелия убирает таз с водой.

    Фырка: Ой-ой-ой! Как жжет глаза! Спасите! Умираю! Дайте скорее воду! Я все понял! Я больше не буду!

    Капелия поднесла тазик и умыла Фырку.

    Фырка начинает чихать кашлять.

    Капелия: Фырка, а как ты себя чувствуешь?

    Фырка: плохо, у меня болит живот, я постоянно чихаю и кашляю.

    Капеляи:  Хочешь, мы тебе поможем, и ты забудешь про боль и будешь вновь веселым и счастливым!

    Фырка: А вы знаете, как мне помочь?

    Здравик: мои помощники знают волшебные секреты и мы пришли, что бы тебе их рассказать.

    Капелия: чье же это полотенце? (Капелия показывает полотенце с пятнами от грязных рук).

    Кто не моет руки с мылом

    От среда и до среда

    На мохнатом полотенце

    Отпечатаны следы.

     Ну-ка детки покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Фырка, покажи свои руки  Вот он. Это оказывается, твое полотенце.

    А нашли, ругать не будем,

    То, что было позабудем

    Позабудем то, что было

    А научим мыться с мылом.

     Здравик: Ребята, давайте расскажем фырки наш секрет «Чистые руки»

    Послушай нашу песню.   Дети исполняют песню «Моем руки».

     Здравик: Фырка, посмотри на рисунки детей и выполни сейчас все правильно, а мы с ребятами посмотрим и если надо подскажем.

    Фырка начинает мыть руки и преднамеренно допускает ошибку (после мытья рук он вытирает руки об себя)

    Капелия: дети, все ли правильно выполнил фырка.

    Дети называют ошибку и рассказывают, как нужно правильно поступить.

    Здравик: А если ты руки будешь вытирать о свою одежду, то микробы останутся на твоих руках.

    Фырка: Микробы, а что это такое?

    Здравик: А это наш следующий секрет. Ребята, покажите Фырке свои рисунки на которых изображены  страшные микробы.

    Фырка: А если я буду правильно мыть руки, что больше микробов никогда не будет?

    Капелия: Будут, конечно!  Но нужно постоянно следить за тем, чтобы руки были чистыми  и никогда не садиться за стол, не вымыв руки.

    Здравик: Ребята, давайте Фырке расскажем про наш последний секрет «Личные вещи», покажите рисунки и расскажите, что нарисовано и что фырка еще должен делать

    Дети показывают рисунок с изображением расчески, зубной щетки, носового платка и рассказывают для чего, что надо.

    Фырка: У меня есть расческа, вот я ей сейчас расчешусь и носовой платок и зубная щетка. (Фырка приводит себя в порядок)

    Капелия: А теперь Фырка, посмотри на себя в зеркало (Фырка смотрится на себя и радуется).

    Фырка: Спасибо,  ребята, я все понял и мне очень нравиться быть чистым, красивым и здоровым.

    Здравик: Ребята, спасибо вам большое, что помогли мне спасти мою планету и на память о себе я хочу подарить вам книгу  «Волшебство чистых рук».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Планета Здоровья"

    Проект «Планета Здоровья»...

    Проект "Планета Дружбы"

    Формирование навыков альтернативы агрессии с позиции эмоционального благополучияПодготовительная группа...

    Проект "Планета Земля - вторая жизнь ненужных вещей"

    Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богат...

    Презентация проекта "Планета сказок Ю.Магалифа"

    Любимой книгой моего сына в детстве было произведение Юрия Магалифа «Жаконя» с которым я решила познакомить и деток своей группы, так и возникли проекты «Планета сказок Ю. Магалифа»...

    Педагогический проект "Планета Оригами"

    Педагогический проект по формированию предпосылок учебной деятельности средствами искусства оригами с планированием работы кружка "Волшебный мир оригами" и презентацией....

    Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Планета...

    Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Пл...