Главные вкладки

    Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Татаурова Надежда Ивановна

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Планета, на которой мы живем"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_planeta_na_kotoroy_my_zhivem.docx44.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

    «Планета, на которой мы живем»

    Авторы проекта: воспитатели    Татаурова Надежда Ивановна

                                                            Сергун Мария Михайловна

    Вид проекта: Творческо- информационный.

    Продолжительность: среднесрочный  (с 04.04 по 29.04.2016г.)

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. 

    Проблема: Развитие детей старшей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. И именно в этой части детей одной из ярких проблем, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности , сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили очень непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.

    Актуальность:

    • Для разностороннего развития детей старшей группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
    • Тема «Планета, на которой мы живем» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями многообразия жизни на земле. Конечно, важна здесь и направляющая роль воспитателя как координатора, человека, который подсказывает и помогает найти закономерности и зависимости, поможет систематизировать полученные знания.
    • Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
    • Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания, такие как «Познание», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы». Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной темы «Планета земля».

    Цель проекта:

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

    Задачи:

    1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, Африка, Австралия, Евразия, Северная Америка и Южная Америка), условий жизни их обитателей (животных, растений).

    2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов, населяющих Землю, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.

    3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

    4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.

    5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.

    6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

    7.Дать возможность детям осознать и применять способы сохранения экологической безопасности .

    Продукт проекта – модель планеты Земля с природными зонами (Глобус), плакаты природных зон с обитателями и населением, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) книжки-малышки о жизни в природных зонах, атласы народов и животных разных климатических зон, картотека игр народов мира, рисунки детей.

    Риски проекта

    Родители могут не проявить активного участия в подготовке и реализации проекта. А ведь основную роль по оформлению развивающей среды проведения экспериментальной деятельности и повышения экологического уровня знаний дошкольников, мы как педагоги отвели именно родителям.

    Стратегия достижения поставленной цели

    Реализация поставленных задач будет проходить в 5 этапов:

    Этапы реализации проекта «Планета, на которой мы живем»

    Этапы

    Цель

    Содержание работы

    Результат

    Подготовительный

    Вовлечение детей и родителей в проект.

    Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы.

    1.Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

    2.Формирование мотивационной готовности родителей

    к участию в проектной деятельности.

    1.Тема проекта. Цели, задачи.

    2. Подбор детской энциклопедической литературы

    3. Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме.

    4. Создание плана работы с детьми и родителями.

    5. Организация условий для реализации целей и задач проекта

    6. Консультация для родителей

    «Учимся проектировать вместе».

    Аналитический

    Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

    1.Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

    2.Подбор материала.

    1.Перспективно-тематический план.

    2. Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме.

    Практический

    1Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.

    2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

    1.Реализация проекта в образовательную практику.

    1.Реализация запланированных мероприятий.

    Презентационный

    1.Публичное представление продукта совместной деятельности.

    1.Итоговые мероприятия с родителями  КВН «Планета, на которой мы живем»

    2. Презентация проекта на пед- совете.

    3.Оформление фотовыставки, выставка поделок и рисунков выполненных детьми совместно с родителями по итогам проекта

    Итоговый

    1.Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о планете Земля.

    2.Проанализировать востребованность детьми созданных плакатов и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

    3.Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

    Подведение итогов совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

    Показатель эффективности проекта.

    2 Этап. Непосредственно реализация проекта.

    Практический этап разделен на 4 под проекта

    1 под проект-  «Знакомство с планетой Земля»

    Задачи: Закрепить представление о том, что планета Земля – это огромный шар; что большая часть земного шара покрыта водой – океанами, морями. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделью земного шара, рассказать об уникальности Земли (есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло.) 

    Планирование совместной деятельности с детьми (Приложение №1)

    Виды деятельности

    Совместная деятельность воспитателя и детей

     Познавательно – исследовательская деятельность

    «Глобус – модель Земли» (дать представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному)

    Опытническая деятельность «Свойства почвы»

    Опыты с водой, воздухом.

    Д/и. «Вода, земля, суша»

    Д/ и « Природа и человек»

    Д/ игра « Космос»

    Рассматривание в энциклопедиях поверхности Земли«Земля космическое чудо» (моделирование процессов происходящих в природе)

    Игра- викторина « Полет в космос».

    Презентация « Земля- наш общий дом»

    Презентация « Что у нас над головой»

    Презентация Экологическая игра «Составь карту мира»

    НОД Экология « Наша планета – Земля». показ презентации

    Беседа: « Знакомство с космосом и солнечной системой».

    Беседа « Что такое «вселенная».    

     Социально- коммуникативная деятельность

    С/ ролевая игра «Космонавты»

    С/ ролевая игра «Исследователи космоса»

    С/ ролевая игра « Моряки»: сюжет: «Наше путешествие».

    Беседа «Земля- наш общий дом»

    Беседа «Этот загадочный космос»

    Речевое развитие

    ТРИЗ «Что бы было, если бы не было Земли…»

    Работа в уголке книги: подбор литературы по теме.

    Заучивание считалки «Звездочет»

    Загадки о земле и природных явлениях.

    НОД «Покорение космоса» рассказ воспитателя.

    НОД Интегрированное занятие «Наша планета».

     Чтение художественной литературы

    Чтение П. Воронько  «Лучше нет родного края»

    Чтение Ч.Айтматова «О чем говорит Земля?»

    Заучивание стихот.В. Берестова «Ты, скажи мне реченька лесная… »

    Чтение  С.Маршака «Разноцветная книга»

    НОД. Чтение отрывка из книги Шорыгиной  – «Земля-кормилица»

    Чтение стихотворения «Счастливая планета»

    Рассказывание словацкой сказки « У солнышка в гостях»

    Чтение «Покорение космоса» Скорлупова.

    Художественно- эстетическое  развитие

    Музыкальное упражнение «О чем говорит Земля».

    Музыкальная игра- хоровод « Звездочет».

    Слушание «космической» музыки.

    Слушание песни «Дом под крышей голубой»        

    Музыкальное упражнение «Чудесные звуки Земли».

    Продуктивная деятельность

    НОД  Рисование. Тема: «Как выглядит наша земля из космоса».

    НОД. Лепка «Наша маленькая Земля».

    НОД  Рисование. Тема: «Коллаж «Материки»

    НОД Конструирование «Летательные аппараты»

    Ручной труд. Изготовление макета Земли (коллективная работа).

    Физическое

    развитие

    Игра- путешествие « Полет к Карлсону»

    Физкультминутка « Космонавт»

    Игровое упражнение « Готовимся к полету»

    Игровое упражнение « Круговорот»

    П/ игры: « Космонавты»

    П/ игры: « Путешественники»

    П/ игры: « Солнце и планеты»

    П/ игры: « Движение планет вокруг Солнца».

    Народная игра « Гори, гори ясно».

    Чувашская н. игра « Луна и солнце»

    П/ игра « Мы- капельки»

    Развивающая среда

    Плакат « Солнечная система»

    Подбор литературы по теме.

    Иллюстрации

    Макет Земли- Глобус.

    Трудовая деятельность

    Уборка мусора на участке совместно с воспитателем, коллективный труд по уборке территории детского сада. Высадка семян.

    Взаимодействие с родителями

    Познакомить родителей с задачами под проекта.

    Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игровых занятий, пополнению предметно- развивающей среды для создания проекта.

    Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе» Консультация для родителей «В союзе с природой»

    Привлечь родителей к созданию  коллажа  «Кто живет на нашей планете».

    Привлечь родителей к изготовлению книжек- малышек о нашей планете.

    Оформление родительского уголка к празднику- День Космонавтики. Статья «История праздника».

    2 под проект- «Знакомство с населением планеты Земля».

     Задачи: Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; познакомить детей на доступном уровне с многонациональным населением на нашей планете; развивать интерес к обычаям, образу жизни и культуре народов мира; выработать убеждение, что наследие всех национальных культур равноценно для человечества; воспитывать толерантность. 

    Планирование совместной деятельности с детьми (Приложение №2)

    Виды деятельности

    Совместная деятельность воспитателя и детей

     Познавательно – исследовательская деятельность

    Д/ игра «Сравни национальные костюмы»

    НОД Познание «Нас много на земном шаре»

    Д/ игра «Кто где живет»

     Социально- коммуникативная деятельность

    С/ ролевая игра «Семья»

    С/ ролевая игра «Дочки- матери»

    С/ ролевая игра «Гости»

    С/ ролевая игра «Детский сад»

    Беседа «Живут на свете люди».

    Беседа «Равенство прав всех людей»

    Беседа «Мир на всей планете».

    Основы безопасности: «Один дома».

    Речевое развитие

    Работа в уголке книги: подбор литературы по теме.

    Рассматривание иллюстраций к сказкам народов мира.

    Д/ игра «Сказки народов мира»

    Составление рассказа по картине «Дети Севера»

    Коррекционно- развивающая игра «Фотографии друзей».

    НОД .Рассказ воспитателя о нашей планете и ее жителях.

    Д/ игра « Сказочный сундучок»

    Игра- театрализация «Красная шапочка»

     Чтение художественной литературы

    Чтение чехословацкой сказки « Златовласка «

    Чтение сказки « Цветик- семицветик» В. Катаева.

    НОД. Чтение сказки « Рикки- Тики- Тави».

    Чтение сказок народов мира

    Художественно- эстетическое  развитие

    Слушание музыкальных произведений по теме проекта.

    Слушание песни «За руки возьмемся, встанем в круг».

    Заучивание песни «Пусть всегда будет солнце».

    Слушание песни «Дружат дети всей Земли»

    Хоровод « Шире круг».

    Продуктивная деятельность

    НОД  Рисование. Тема« Люди в национальных костюмах»

    НОД. Лепка «Дети разных народов» 

    НОД  Рисование. Тема: « Мы маленькие дети на большой планете»

    НОД Конструирование Коллаж « Дружат дети всей земли»

    Ручной труд. « Книжки-  малышки» (коллективная работа).

    Физическое развитие

    Пальчиковая игра «Дружба»

    Игровая ситуация «Международный турнир».

    П/ игры: «Пятнашки», «Салки», «Горелки», «Жмурки», «Мы- веселые ребята».

    Русская народная игра  «Золотые ворота»

    Развивающая среда

    Коллаж « Народы разных стран»

    Д/игры.

    Атлас мира.

    Альбом « Население Европы».

    Трудовая деятельность

    Уборка мусора, крупных веток на территории детского сада, подметание дорожек.

    Уход за комнатными растениями ( в группе).

    Взаимодействие с родителями

    Познакомить родителей с задачами под проекта «Многонациональное население нашей планеты».

    Подбор литературы по теме.

    Консультация для родителей «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических  чувств к  своему народу.»

    Оформление плаката «Население нашей планеты».

    Совместные рисунки детей и родителей.

    3 под проект- «Животный и растительный мир планеты»

    Задачи: Знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира. Расширить представления о Красной книге, а также продолжить подробное знакомство с животными «жарких стран» и полярных районов Земли; познакомить с наиболее редкими видами. 

    Планирование совместной деятельности с детьми (Приложение №3)

    Виды деятельности

    Совместная деятельность воспитателя и детей

     Познавательно – исследовательская деятельность

    Рассматривание альбома «Животные жарких стран»

    Д/ и. «Где спрятался  медвежонок?» (ориентировка в пространстве)

    Д/ и «Кто в домике природы живет?». 

    Игра – головоломка «Пифагор».

    Игра «Птички» (составление силуэта из геометрических фигур)

    Разгадывание кроссворда «Животные нашей планеты».

    НОД Беседа «Почему исчезают животные»

    Беседа «Заповедники и заказники Коми края»

    Презентации: «Животные Африки»

    Игровая ситуация «Расскажи Незнайке как вести себя в лесу».

     Социально- коммуникативная деятельность

    С/р. игра  «Зоопарк»

    С/р. игра  «Путешествие в лес»

    С/р. игра «Лесная больница»

    С/р. игра «Зоомагазин»

    С/р. игра «Цирк»

    Лото «Дикие животные»

    НОД. Беседа  «Правила поведения в лесу»

    ОБЖ  «Тили- бом, тили- бом, загорелся кошкин дом».

    Речевое развитие

    Работа в уголке книги: подбор литературы по теме.

    Картотека загадок, пословиц, поговорок о животных.

    Игра- инсценировка «Два жадных медвежонка»

    Инсценировка сказки «Как собака друга искала»

    Рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок»

    Заучивание считалок «Божья коровка», «Ходит свинка по бору».

    Рассматривание иллюстраций с видами разных животных- индивидуальная работа по развитию речи.

    Д/ игра «Узнай животного по описанию»

    З.К.Р. «Каких животных мы знаем»

    Д/ игра  «Дрессировщик и его звери»

    НОД «Животные планеты Земля».

     Чтение художественной литературы

    Китайская сказка «Желтый аист»,  «Айболит» К. Чуковского.

     «Слоненок» Р. Киплинга.

    Африканская  сказка « Малыш- леопард и малыш- антилопа» в переводе М.Гершензона.

    Немецкая сказка « Заяц и еж» братьев Гримм.

    Рассказывание  по ролям сказки «Лис и мышонок» В. Бианки.

    Художественно- эстетическое  развитие

    Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек». муз. Майкапара.

    Рассматривание картины Шишкина «Утро в сосновом бору»

    Прослушивание произведений по теме проекта.

    Театрализованные этюды «Животные разных стран и их детеныши».

    Музыкальная игра «Ребята и медведь»

    Музыкальная игра «Лесная зверобика»

    Музыкальная игра «Веселый зоосад».

    Музыкальная игра «Как у наших у ворот»

    Музыкальная игра «У оленя дом большой»

    Продуктивная деятельность

    НОД Рисование «Эти забавные животные»

    НОД Рисование «Животные жарких стран»

    НОД Лепка «Наш адрес- не дом и не улица»

    Конструирование «Строительство зоопарка».

    Д/ игра «Нарисуй животных по контуру».

    Индивидуальная работа по конструированию « Дома для животных».

    Ручной труд «Пингвины»- индивидуальная работа.

    Физическое развитие

    Физкультминутка «Путешествие в лес».

    Пальчиковая игра «Животные», «Коза и козленок»

    Игровые упражнения: «Кенгуру», «Мишка косолапый». «Звери вышли на зарядку».

    П/ игры: «Хитрая лиса»,  «Пчелы и медведь», «Серый волк», «Лесные тропинки», «Северные олени», «Пингвины с мячом», «Перелет птиц», « Доброе утро, охотник»,  « Воробушки». «Белые медведи»

    Игра с мячом « Назови животных, птиц, насекомых».

    Развивающая среда

    Коллаж «Животные нашей планеты».

    Плакаты «Дикие и домашние животные»

    Настольные игры, дидактические, лото.

    Атлас «Животные мира».

    Трудовая деятельность

    Труд в природе: уборка веток, крупного мусора на участке, подкормка птиц, изготовление кормушек из бросового материала.

    Взаимодействие с родителями

    Познакомить родителей с задачами под проекта третьей недели.

    Изготовление родителями книжек- малышек

    Коллаж «Животные нашей планеты»

    4 под проект- «Планета просит помощи»

    Задачи: Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической  культуры личности . Воспитывать любовь к нашей планете и бережное к ней отношение.

    Планирование совместной деятельности с детьми (Приложение № 4)

    Виды деятельности

    Совместная деятельность воспитателя и детей

     Познавательно – исследовательская деятельность

    НОД «Планета Земля- наш общий дом» (интегрированное занятие:  экология + развитие речи)

    Познавательная игра «Береги природу».

    Д/ игра «Что будет, если…. (Поведение в природе).

    Презентация.Красная книга- сигнал опасности (растения, животные Коми края)

    Экологический практикум «Зеленая аптека».

    Д/ игра «Лесенки в мир природы»

    Викторина «Будь природе другом».

    Д/ игра «Экологический светофор».

    Экологический «Праздник Земли»

    Опыты и эксперименты с водой, показ фокусов.

    Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике».

     Социально- коммуникативная деятельность

    ОБЖ Беседа «Лесные правила»

    НОД. Беседа «Человек – часть живой природы» (воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе)

    Беседа «Мусор Земле не к лицу»

    Беседа «Значение солнца, воздуха и воды в жизни человека и природы.

    Речевое развитие

    Пословицы и поговорки о явлениях природы.

    Пословицы о воде.

    Беседа «Планета в опасности»

    НОД. Беседа «Природа просит помощи».

    Игра- драматизация «Три колоска».

     Чтение художественной литературы

    Чтение Шарыгиной «Экологические сказки»

    Заучивание отрывка из стихотворения  Н. Доможакова «Цветок»

    Чтение стихотворения В .Заходера «Что красивее всего»

    Чтение стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия».

    Художественно- эстетическое  развитие

    Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц»,  муз. Н. Римского-Корсакова

    Пение «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

    Пение «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской.

    Музыкальная игра «Цветы»

    Музыкальное упражнение «Собирайся в лес гулять»

    Продуктивная деятельность

    НОД Рисование «Красивые цветы»

    НОД Рисование с натуры « Ветка березы».

    НОД Лепка « Весенний ковер».

    Ручной труд «Цветы».

    Физическое развитие

    Экологическая игра с мячом «Я знаю»

    П/ игра  «К дереву беги»

    П/ игра  «Мое любимое дерево».

    П/ игра  «Совушка»

    П/ игра  «Утро в лесу».

    П/ игра  «Солнечный зайчик»

    П/ игра  «Перелет птиц».

    Развивающая среда

    Альбом «Красная книга».

    Литература по теме, демонстрационный материал.

    Экологическое лото.

    Экологическая игра «Земля и ее жители».

    Трудовая деятельность

    Уборка  участка от прошлогоднего мусора . Подготовка клумб, огорода для посадки семян. Дежурство в уголке природы: полив растений, посадка семян цветов в ящики.

    Трудовой десант на территории детского сада « Проделки короля Мусора».

    Взаимодействие

     с родителями

    Акция «пусть цветет наша земля» (высадка рассады на участках детского сада)

    Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»

    Проведение родительского собрания в форме КВН (родители и дети ).

    Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

    • Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
    • У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли, условий жизни их обитателей. Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
    • Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п. Тесный контакт с родителями.

    Продукты проекта:

    1. Коллаж «Животные мира».
    2. Коллаж «Люди нашей планеты »
    3. Альбом «Население Европы»

    4. Атлас «Народов мира»

    5. Оформление книжек- малышек по теме.

    6. Альбом «Красная книга».

    7. Экологическая игра «Составь карту мира»

    8. Макет планеты Земля (Глобус).

    9. Магнитные игры «Животные всего мира»

    10.Родительское собрание  в форме КВН по теме «Планета, на которой мы живем» ( родители с детьми).

    Список литературы:

    1. Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».

    2. Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.

    Большая книга знаний  «Издательская группа « Азбука-Артикус».  

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Покорение Космоса» О.А. Скоролупова

    «Педагогические беседы о Космосе» Т.А. Шорыгина

    Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.

    Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.

    Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.

    Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.

    Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

    http://myvunderkinder.ru/wp-content/uploads/2014/03/planet.jpg

    http://festival.1september.ru/articles/606373/

    http://go.mail.ru/search_images?q http://festival.1september.ru/articles/594535/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОТОКОЛЫ заседаний Школы педагогического мастерства (ШПМ) для работников коррекционных групп ДОУ.

    Заседания Школы педагогического мастерства проводились по единой теме: "Комплексный подход к  коррекции дизартрии у дошкольников".Протоколы заседаний ШПМ отражают подробный ход работы педагогов н...

    Конспект проведения открытого итогового педагогического мероприятия «Осеннее путешествие» 2 младшая группа с презентацией "Осень"

    Образовательная область.    Задачи.Коммуникация.    Формировать правильное звукопроизношение, стимулировать речевую активность.Социализация.    Продолжать учить детей про...

    Педагогический проект- Матвеева И.В. младшая группа

    Экология помогает расширять представление детей младшего дошкольного возраста  о красоте природы в разное время года....

    Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе

    "Театр-оригами" в подготовительной группе...

    Социально-педагогическое взаимодействие в работе с родителями группы раннего возраста.

    Система работы по социально-педагогическому взаимодействию с родителями...

    "Славная Петропавловская крепость" (Материал к занятию по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я живу» Образовательная ситуация к занятию №4.9.1)

    Предлагаю Вам материал к занятию (в виде презентации для детей) по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для средней группы «Мы входим в мир прекрасного», Блок № IV «Дом, в котором я ж...