Сценарий образовательной деятельности «Улицы моего города» (на примере улиц на которых живут дети группы).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_nod_ulitsy_rodnogo_goroda.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Блок Программы «Культура, достопримечательности».

Тема: «Улицы моего города» (на примере улиц на которых живут дети группы).

Цель: знакомство с понятием «улица»; формирование представлений детей об улице, на которой они живут, о зданиях расположенных на ней и их назначении.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • Формировать базовые навыки ориентирования в общественных местах – на улицах города.
  • Расширять представление о необходимых для человека службах.
  • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок;
  • продолжать знакомить с родным городом, его достопримечательностями;
  • активизировать словарь;
  • привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • развивать умение общаться со взрослыми в различных жизненных ситуациях.
  • развивать внимательность в незнакомых местах;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас;   
  •  наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми;
  • воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Планируемый результат: умеют слушать друг друга, проявляют познавательный интерес  к окружающей действительности, узнают и называют улицы родного города, знают свой адрес, адрес детского сада, расширяется словарный запас.

Средства, оборудование, материалы: 

Наглядные (демонстрационный материал): фотографии с видами родного города, игрушка Каргатёнок.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы, музыкально-литературные средства: интерактивная доска, презентация «По улицам родного города», звуки работающего мотора автобуса, звуки улиц, аудио запись  песни «Дружба крепкая», песни о родном городе Каргат.

Раздаточные материалы: листы бумаги, кисти, краски или гуашь.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

 Педагог организует детей в игровой комнате.

Ребята, вспомните, как называется наш город, в котором мы живём? Правильно, Каргат. А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей). Правильно, каргатцы. Нам с вами очень повезло, что мы живём в таком замечательном городе. Здесь много построено для того, чтобы нам жилось хорошо.

В нашем городе много улиц. Название, каких улиц вы знаете? 

Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы будем говорить:

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я, —

Здравствуй, улица моя!

- Правильно, мы будем говорить об улицах нашего города.

Ответы детей

Дети называют наш город, названия жителей родного города.

Ответы детей

Дети называют название улиц, которые не знают, добавляет воспитатель.

Ответы детей

1.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Ребята, вы много времени проводите на улице. А что такое улица? Это пространство под открытым небом, два ряда домов и между ними – свободный участок для прохода людей и проезда машин. Улицы бывают разными: узкими, широкими, центральными. У каждой улицы, как у каждого человека, есть имя, название.

- Для чего нужны названия?

- Да, чтобы легко было ориентироваться, чтобы их различали, чтобы мы не запутались.

- Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по нашему родному городу Каргат на автобусе. В автобус пропускаю не по билетам, а по названию улицы, на которой ты живёшь. Занимайте места. Дети называют улицу, на которой живут и входят в автобус.

Мы в автобус дружно сели,

Все старались, как сумели.

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

Посмотрите, кто это к нам идет? Это же Каргатёнок.

Педагог демонстрирует игрушку – Каргатёнка. Каргатёнок  будет в качестве экскурсовода и будет рассказывать нам об улицах нашего города. Это будет не простая прогулка, а фотопрогулка.

Дети слушают небольшой рассказ воспитателя, что такое улица.

Дети выстраиваются друг за другом, называют улицу, на которой живут и входят в автобус и садятся.

 

Дети рассматривают Каргатёнка.

Здороваются с ним.

2.

                                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Дети, отгадайте загадку.

- В этот дом идут с утра

Дети нашего двора

Он уютный и большой,

Он всем детям как родной.

В нем они гуляют, спят

На занятиях сидят

Сказки слушают, танцуют

Учатся считать, рисуют.

(Детский сад)

- Правильно! Вот поэтому, наш автобус поедет по улице, на которой находится наш детский сад, где живут счастливые и дружные ребята. А называется эта улица Советская. Это самая главная и центральная улица, на которой расположено много главных зданий.

- На какой улице расположен наш детский сад? (На улице Советской).

- Как называется наш детский сад? («Берёзка»).

- Назовите адрес детского сада. (Адрес нашего детского сада – город Каргат, улица Советская, дом 225)

- Что такое адрес? (Название улицы, номер дома и квартиры)

- Для чего нужно знать свой адрес? (Ответы детей)

- Кто живет на улице Советская? (Ответы детей)

- Ева, назови нам свой адрес.

- Кто живет на улице Крестьянская? (Ответы детей)

- Чем отличается улица Советская от других улиц? (На ней расположен наш детский сад)

- А сейчас, ребята, отправляемся на прогулку по улицам нашего города. Первая центральная улица Советская.

Посмотрите, (показ фото-слайдов) это: Горьковская школа, а это большие магазины «Пятёрочка», «Магнит», «Мария-ра», вот и почта, на главной площади находится  Дом Культуры имени Горького. Что здесь проходит? (Концерты, соревнования, конкурсы, праздники, встречи, фильмы).  

Рядом с Домом Культуры находится парк (показ фото-слайда). Что делают люди в парке? (Сидят на лавочках – отдыхают, играют с детьми).

- А что ещё бывает парке? (Качели, аттракционы).

- Давайте и мы покатаемся. Садитесь на карусели.

Дети берутся за руки, перестраиваются в круг. Звучит музыка.

Подвижная игра «Карусели»

Дружно весело присели

Мы на чудо-карусели

И поехали по кругу, догоняем мы друг друга.

Еле-еле карусели нас сначала повезли,

А потом они быстрее к небу прямо понесли.

Всё мелькает и кружит, аж сердечко так дрожит.

Вот помедленней кружатся

И к земле хотят прижаться.

Продолжаем с вами путешествие по улице Советская.

В парке установлен мемориальный памятник, вечный огонь, который зажигается в память о тех, кто защищал нашу Родину, свою страну от врагов и отдал свою жизнь за мир на земле. (Показ фото-слайдов с показом этого объекта)

- В память о них люди нашего города приходят сюда, кладут им цветы. Ну, а мы с вами пока можем только тихо-тихо постоять.

Минута молчания.

Отправляемся дальше по улице Советская. Вот мы видим Администрацию, там работают наши главные начальники, музыкальная школа, где дети учатся музыки, стадион и Спортивный комплекс, Школа №1.

- Ребята, посмотрите, мы проезжаем улицу Трудовая. На этой улице стоит поликлиника и районная больница, где лечатся люди со всего Каргатского района.

- А это улица Мостовая. На этой улице расположена третья городская школа, её ещё называют железнодорожная школа.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам отправиться пешком, погулять по улице Ленина.

Дети перестраиваются в пары. Впереди – ребёнок с красным флажком.

Ребёнок: Мы по улице идём

Дружно песенку поём

Всё хотим мы повидать

Обо всём хотим узнать.

Физкультминутка «Мы по улице гуляем».

Мы по улице гуляем, (Ходьба на месте)

За природой наблюдаем (Повороты головы)

Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)

И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)

Птички в гнездышках сидят, (Присесть)

Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)

И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)

И никто не плачет! (Улыбнуться)

Воспитатель: А все ли помнят правила поведения на улице? «Всё время будь внимательным и помни наперёд, свои имеют правила шофёр и пешеход».

Игра на внимание «Светофор»

Дети выполняют упражнения согласно сигналам воспитателя: на красный - приседают, на жёлтый - встают, на зелёный - маршируют на месте.

Дети идут в парах по улице Ленина.

Чтобы место дать прохожим

С правой стороны мы ходим

Красный впереди флажок,

Виден нам как маячок.

     Надо перейти дорогу

Светофор тут на подмогу.

Все стоят, и мы стоим

И внимательно глядим.

Вот зелёный человек –

Нам сигнал переходить.

Красный – мы стоим на месте,

Не хотим мы с ним дружить.

Воспитатель: А на улице Ленина много разных зданий. (Показ слайд-фото: магазин, библиотека, краеведческий музей, детский сад «Ручеёк», автозаправка).

- А как называется улица, на которой живёте вы? Давайте поиграем в игру.

Игра «Мой домашний адрес» 

Дети передают по кругу мяч и говорят: «я живу на улице...»

- Ребята, а можно ли играть на дороге? Правильно, ребята, играть на дороге нельзя ни с мячом, ни в какие другие игры.  Дети, играть нужно только во дворе. Играть на улице опасно, так как на улицах города много транспорта.

Ребята, мы с вами не на дороге и я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Веселый мяч». Я кому-нибудь из вас дам в руки мяч и буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Давать ответ можно, только получив мяч. Если затрудняетесь дать ответ, то можно передать этот мяч тому, кто знает правильный ответ.

- Угадайте, что это?

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

- На какой цвет светофора можно переходить дорогу?

- А можно ли играть на дороге?

- На какой улице  стоит наш детский сад?

- Для чего нужно знать свой адрес? 

- Кто заботится о том, чтобы родной город оставался чистым и красивым?

Игровое упражнение «Увидел – называй».

Мы идём по тротуару,

Мы глядим по сторонам.

Тут мы видим супермаркет

И товаров много там.

Воспитатель принимает роль продавца на себя. Предлагает всем встать в очередь и купить конфеты.

Игра ситуация «За покупкой в магазин».

Воспитатель: Ребята, а что же делать с обёртками после того, как вы скушаете конфеты?

- Почему нельзя бросать на тротуар фантики?

- А кто заботится о том, чтобы родной город оставался чистым и красивым?

- А что вы делаете, чтобы он был таким?

Большие и маленькие любят свой родной город Каргат, гордятся им и хотят, чтобы он был красивым. Могут ли дети что- то сделать для того, чтобы город был красивым?

(Дети рассказывают о том, что, они могут сделать для процветания города).

 Дети, послушайте, что я вам расскажу.

- У каждого дома есть двор. Дворы благоустроены. Чтобы дети могли там играть, возле  некоторых домов построены новые детские площадки, разбиты газоны, клумбы, посажены деревья и кустарники, Зачем взрослые посадили деревья и цветы? (Ответы детей)

- На площадках есть скамейки. Для чего нужны скамейки? (Ответы детей) 

- Сделать все эти постройки было очень трудно, поэтому все надо беречь. Дети – маленькие жители родного города – могут помочь взрослым сделать город красивым. Ребята, как вы можете помочь? (Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает).

На этом ребята наша экскурсия закончилась. Пожалуйста, пройдите в автобус, занимайте свои места, нам пора возвращаться в детский сад. А пока мы "едем", давайте споём песню «Дружба крепкая». Звучит

аудио запись  песни «Дружба крепкая» (дети подпевают)

Дети слушают и отгадывают загадку.

Детский сад

На улице Советской

«Берёзка»

город Каргат, улица Советская, дом 225.

Название улицы, номер дома и квартиры

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

На ней расположен наш детский сад

Ответы детей

-если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Ответы детей

Ответы детей.

Дети берутся за руки, перестраиваются в круг и выполняют движения по тексту.

Дети слушают небольшой рассказ о мемориальном памятнике.

Дети тихо стоят: минута молчания.

 

Дети рассматривают улицы и здания, и делятся своими впечатлениями.

Дети перестраиваются в пары. Впереди – ребёнок с красным флажком.

Ходьба на месте

Повороты головы

Поднять голову вверх

Опустить голову вниз

Присесть

Встать, взмахи руками

Прыжки на месте

Улыбнуться

Дети называют правила поведения на улице, воспитатель добавляет.

 

Дети выполняют движения по тексту.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

Ответы детей.

Дети называют свой домашний адрес.

Дети передают по кругу мяч и говорят адрес.

Ответы детей.

Ответы детей. Если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Дети выполняют движения по тексту.

Ответы детей.

Ответы детей. Если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Ответы детей. Если дети затрудняются, говорит воспитатель.

Ответы детей.

Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает

Дети проходят в автобус, занимают свои места.

Дети подпевают песню.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Вот мы и приехали. Выходите из автобуса, пожалуйста, проходите в наш детский сад. К детям приходит Каргатёнок. Он рад, что рассказал детям об интересных улицах города.  Каргатёнок предлагает нарисовать улицы, на которых живут дети, ведь для каждого из детей она родная!

Дети рисуют. Во время рисования звучат песни о городе Каргат.

Дети слушают, проходят за столы, выполняют задание

Каргатёнка.

Далее оформляем выставку рисунков в группе.

3.

                                                                                    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Итак, ребята, на каких улицах сегодня побывали?

- Что нового узнали?

- На какой улице вам понравилось больше всего? Почему?

-А что вы можете рассказать о  улице, где  стоит наш детский сад?

- Что хотели бы еще узнать или сделать?

Ответы детей

Дети делятся своими впечатлениями

Рефлексия

 Каргатёнок: вы будущие строители своего города. От вас зависит, каким он будет. Не мусорите на улицах, ничего не ломайте, сажайте с родителями деревья, цветы. И наш город Каргат будет самым красивым.

     Какая Родина красивая

Остановись и погляди

Моя Земля, моя Россия,

Мы все наследники твои.

Оформление выставки из детских рисунков

«Моя улица».


Дети благодарят Каргатёнка и прощаются с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности по конструированию из строительного материала «Улица нашего города» для детей средней группы.

Программное содержание:-Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у забор...

Сценарий образовательной деятельности по краеведению на тему "Заповедные места нашего края" в старшей группе

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Заповедные места нашего края". Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с заповедными местами родного ...

Сценарий образовательной деятельности с детьми по окружающему миру «Путешествие в лес» (вторая младшая группа)

Сценарий образовательной деятельности с детьми по окружающему миру «Путешествие в лес» (вторая младшая группа)...

Сценарий образовательной деятельности по ФЭМП «Составление задачи на сравнение двух множеств" для детей 6-7 лет с ТНР

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ.  Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов:...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Улицы моего города» к проекту «Мордовия – мой край родной» (в подготовительной к школе группе).

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его улицах.Задачи:1. Формировать представление о том, для чего улицам дают названия, домам и квартирам – номера (чтобы можно был...

Сценарий образовательной деятельности "Музеи родного города"

Раздел: «Город Куйбышев» Блок «Культура и достопримечательности» ...

Сценарий образовательной деятельности «Достопримечательности родного города Каргата» («Парк Культуры и Отдыха», «Храм пророка Ильи», Дом Культуры им. М. Горького, ЖД Вокзал).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечате...