Сценарий образовательной деятельности по краеведению на тему "Заповедные места нашего края" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Заповедные места нашего края". Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с заповедными местами родного края,развиваем словарный запас,активизируем речевое общение детей.Воспитываем нравственно-патриотические чувства к малой Родине через экологическое воспитание. Развиваем любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

старшая группа

Блок Программы «Природа»

Тема: «Заповедные места нашего края»

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

 

Цель: знакомство с заповедными местами родного края.

     

     Задачи:

Образовательные:

     

  • Дать понятие о заповеднике, заказнике;
  • Познакомить детей с Мануйловским заказником.

Развивающие:

  • Развивать словарный запас, активизировать речевое общение детей;
  • Развивать любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края.

Воспитательные

  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к малой Родине через экологическое воспитание;
  • Воспитывать активность, инициативу в самостоятельной поисковой деятельности по данной теме.

Предварительная работа: беседа с детьми об исчезающих видах животных и растений, знакомство с Красной книгой Новосибирской области.

Планируемый результат: Дети понимают назначение заповедных мест и умеют объяснить, в чём заключается их значение; проявляют умение слушать, выполнять задания по заданному образцу, умение оценивать свои и чужие высказывания, действия.

Средства, оборудование, материалы: презентация «Заповедные места нашего края», кружки зелёного и красного цвета.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель показывает детям письмо от Лесовичка:

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. С каждым годом погибает очень много животных, птиц, растений из-за жестокости человека. Я очень боюсь, что скоро в моём лесу никого не останется. И не только в лесу, а во всём мире. Природа в опасности! Помогите!

Встают возле педагога, слушают письмо от Лесовичка.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

- Ребята, Лесовичок прав, люди загрязняют водоёмы, охотятся на животных, вырубают леса, из-за неосторожности человека происходит множество пожаров. Но с другой стороны, люди стараются и сохранить природу. Как они это делают, мы с вами узнаем, отправившись в путешествие по родному краю. Согласны?

Соглашаются отправиться в путешествие.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

Воспитатель показывает презентацию.

 Слайд 2 - Ребята, чтобы сохранить нашу природу, выделяют 4 особо охраняемых природных территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы. Мы поговорим только о заповедниках и заказниках.

Внимательно слушают педагога.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 Слайд 3 Заповедник - это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В нём оберегают и сохраняют ценные и редкие растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности. В заповедниках запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.

В нашем районе нет заповедников, есть только заказник.

 

Слайд 4 Заказник-это охраняемая территория с менее строгим режимом. В ней разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.

Слайд 5 Мы рассмотрим с вами «Мануйловский» заказник, который находится в Болотнинском районе, на границе нашего Мошковского района. В Мануйловском заказнике много животных и растений, занесённых в Красную книгу. Давайте вспомним, какая книга называется Красной?

Слайд 6 Визитной карточкой Мануйловского заказника является серый сурок, а одной из главных задач этой особо охраняемой природной территории – сохранение и приумножение колониальных поселений этого интересного животного, занесённого в Красную Книгу Новосибирской области. У сурка вкусное мясо, неплохой мех, к тому же его жир ценится в народной медицине, поэтому этот зверёк издавна является объектом охоты. Кроме охотников, врагами сурков могут быть бродячие собаки, волки, лисицы, степные хори и крупные пернатые хищники. На территории Мануйловского заказника находится одно из крупнейших мест поселений серого сурка в Новосибирской области, поэтому его угодья имеют существенное значение для сохранения и воспроизводства этого вида. Поселения зверьков особенно тщательно охраняются от браконьеров, среди населения сотрудниками заказника ведётся разъяснительная работа о необходимости сохранения этого животного.

            Физкультминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо, и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели,

И на место снова сели.

Слайд 7, 8, 9 В настоящее время в Мануйловском заказнике представлены многие виды растений, некоторые виды которых находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в полной или частичной охране. Это северные орхидеи, занесённые в Красную Книгу Новосибирской области - венерин башмачок обыкновенный и венерин башмачок крупноцветковый, пальцекорник балтийский. Некоторые растения, хоть и не занесены в Красную Книгу, тем не менее нуждаются в местной охране. К таким растениям относят папоротник щитовник мужской, купальницу азиатскую (огоньки), полынь горькую, пион марьин корень, бальзамин.

Слайды 10, 11, 12 Целый ряд зверей, обитающих в угодьях заказника, представляет интерес в качестве охотничье-промысловых видов. Это лось,

косуля, американская норка, горностай, колонок, лисица, заяц-беляк, барсук, степной хорь. В отношении этих видов предусмотрена определённая система мероприятий, направленных на их охрану от браконьеров и создание условий воспроизводства. Из млекопитающих, встречающихся в Мануйловском заказнике, в Красную Книгу Новосибирской области занесены 6 видов. Это пять видов летучих мышей: бурый ушан, северный кожанок, двухцветный кожан, прудовая и водяная ночницы, а также представитель грызунов - серый сурок.

Слайды 13, 14  В Мануйловском заказнике встречается целый ряд птиц, занесенных в Красную Книгу Новосибирской области. Это: чернозобая гагара, чёрный журавль, бородатая неясыть, полевой конек, дубонос. А такие птицы, как пискулька, орлан - белохвост, беркут, степной лунь, скопа, сапсан, балобан, кречет, серый сорокопут занесены ещё и в Красную Книгу Российской Федерации.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Теперь вы знаете, что есть заповедные места, где оберегают и сохраняют редкие и вымирающие виды растений и животных.

Ответы детей: Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.

Продолжают слушать педагога.

Рассматривают картинки на слайдах.

Выполняют движения:

- Шагают на месте

- Потягиваются, руки в стороны

- Делают наклоны в стороны

- Потягиваются, руки вверх

- Садятся на места.

Внимательно рассматривают слайды, слушают рассказ педагога.

2.

Самостоятельное применение нового на практике

 (выполнение работы)

 - Предлагаю поиграть в игру «Что хорошо, а что плохо?»  Я сейчас вам прочитаю предложения, а вы должны поднять зелёный кружок, если вы с этим согласны, красный - не согласны.  

  •  Мусорить в лесу
  •  Ломать ветки
  •  Рубить деревья
  •  Охотиться на животных
  •  Садить деревья
  •  Развешивать кормушки
  •  Не рвать цветы
  •  Разжигать костёр в лесу
  •  Создание красной книги
  •  Создание заповедников

- Молодцы, справились с заданием.

Выполняют задание.

Показывают:

- Красный кружок

- Красный кружок

- Красный кружок

- Красный кружок

- Зелёный кружок

- Зелёный кружок

- Зелёный кружок

- Красный кружок

- Зелёный кружок

- Зелёный кружок

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что такое заповедник?

- Какие охраняемые территории выделяют?

- Про какие заповедные места вы сегодня узнали?

Отвечают на вопросы:

- Заповедник -  это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В нём оберегают и сохраняют ценные и редкие растения, животных, уникальные участки природы, культурные ценности. В заповедниках запрещена любая деятельность, которая нарушает или угрожает природе.

- Национальные

парки, заповедники, заказники, памятники природы.

- Мануйловский заказник

Рефлексия

 - Я хочу прочитать вам стихотворение поэта Евгения Шкловского:

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек».

В тебя мы верим, не солги,

«Ты береги нас, береги»

-Помните, ребята, что от каждого из нас зависит сохраним мы нашу природу или нет!

Слушают педагога, соглашаясь, что нужно беречь родную природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности по краеведению на тему "Праздники и традиции нашего района" в подготовительной группе

Занятие проводится с группой детей подготовительного дошкольного возраста по теме "Праздники и традиции нашего района". Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с историей возникновен...

Сценарий образовательной деятельности по краеведению на тему "Я здесь живу" в старшей группе

Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Я здесь живу". Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с творчеством поэтессы Мошковского района Тимошкиной О.А, ра...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Сценарий образовательной деятельности по краеведению для детей старшего возраста по теме "Лисьи горки" (презентация)

Презентация по теме "Лисьи горки" выполнена с целью познакомить детей старшей группы с природой родного края, показать обилие флоры и фауны, красоту и многообразие окружающего мира....

Сценарии образовательной деятельности по краеведению

В настоящее время одной из важнейших проблем развития системы отечественного образования является создание условий для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.  Среди ...

Сценарий образовательной деятельности по краеведению для детей средней группы

Задачи:Образовательные: формирование представлений о природных достопримечательностях родного края на примере озера Карбалык.Развивающие:развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознан...