ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «ДОРОГА В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

     Программа  разработана, утверждена и реализовывается в ДОУ  на основе федеральных государственных образовательных стандартов  структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям  её реализации. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок  к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольников.

    Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx53.34 КБ
Файл soderzhanie_programmy.docx16.08 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx12.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности    по физическому развитию детей № 5 рабочего посёлка Хор                                                                муниципального района имени Лазо Хабаровского края

        «СОГЛАСОВАНО»                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                         Старший воспитатель МБДОУ                                                       Заведующий МБДОУ                                                                                                   детского сада № 5 р.п.Хор                                                               детского сада № 5 р.п.Хор                                              ____________С.Н.Синькова                                                         ____________И.В.Щепилова                                                   «_______»______________2014                                               «_______»______________2014

ПРОГРАММА                                     КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «ДОРОГА В СТРАНУ ЗНАНИЙ»

(развитие школьно-значимых навыков и умений  у детей                                  подготовительной к школе группы)

на 2014-2015 учебный год

http://static1.babysfera.ru/e/7/3/c/61041705.82395470.jpeg

       Составил  педагог-психолог

                                                                                  Гаврилова   О. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа  разработана, утверждена и реализовывается в ДОУ  на основе федеральных государственных образовательных стандартов  структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям  её реализации. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок  к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольников.

    Содержание программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

    В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
    Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. 
      Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
      Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
     Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

       Актуальность программы:

       Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Цель программы:  оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.

 Задачи программы:

• Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им.

• Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.

• Оказать учащимся помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помочь в приобретении ими навыков общения со сверстниками.

• Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.

Каждое занятие в рамках курса «Лаборатория профессора Ума» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Предложенные занятия разбиты на 2 части (по 12 и 13 часов), каждая из которых может быть использована как самостоятельная программа. 

В основе курса лежат следующие принципы:

Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.

Принцип положительного подкрепления.

Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

Принцип уважительного отношения друг к другу.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:

• Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.

• Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

• Умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.

• Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.

• Умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия.

    Условия реализации программы:

Наличие  групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (ковёр).

     Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования  , как к педагогу, выполнению поставленной цели.

     Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.

М а т е р и а л ы,  и с п о л ь з у е м ы е  в  п р о г р а м м е: ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого учащегося, знаки «Как вести себя в школе», линейки роста и «капельки знаний», карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета.

О б о р у д о в а н и е: классная доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик.

К о н т р о л ь  р е з у л ь т а т о в  п о д г о т о в к и: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания.

 Сроки реализация  программы: Программа рассчитана на 1 учебный год (с октября по март) с учётом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

     Содержание  программы:  Программа состоит из двух частей по 12 и 13 часов.  

       Форма работы: групповая.

       Основные методы: игры, упражнения.

       Продолжительность  занятия: 35-40 мин.

       Проведение занятий: 1 раз в неделю.

       Количество человек: 15-20 человек.

 



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть I

Занятие 1. Вводное. (1 ч)

Знакомство с детьми, создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий.

Занятие 2. Добро пожаловать в страну Знаний (1 ч).

Знакомство с программой занятий, изучение творческих мастерских. Развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения.

У п р а ж н е н и я: «Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М. Чистякова).

Занятие 3. Попробуй, разберись! (1 ч).

Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

У п р а ж н е н и я: «Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки» (М. Чистякова).

Занятие 4. Наш первый эксперимент (2 ч).

Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

У п р а ж н е н и я: «Продолжи узор», «Игра с обручами», физкультминутка.

Занятие 5. Продолжаем эксперимент (1 ч).

Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания.

У п р а ж н е н и я: «Продолжи узор», «Игра с обручами», игра «Пожалуйста».

Занятие 6. Перепутанные буквы (1 ч).

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания.

У п р а ж н е н и я: «Узнай по контуру», «Разложи буквы по ящичкам», «Дорисуй узор», игра «Расставь посты».

Занятие 7. Ассоциации (1 ч).

Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

У п р а ж н е н и я: «Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки – шепталки – молчалки» (И. Шевцова), «Раскрась по образцу».

Занятие 8. Что спрятано? (1 ч).

Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Что спрятано?», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Повтори рисунок».

Занятие 9. День в Лаборатории работы с клетками (1 ч).

Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию».

Занятие 10. Тренируем память (1 ч).

Развитие когнитивной сферы.

У п р а ж н е н и я: «Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные!»

Занятие 11. Что на что похоже? (1 ч).

Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой, ой».

Занятие 12. В Лаборатории Ума (1 ч).

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.

У п р а ж н е н и я: «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно…», физкультминутка.

Занятие 13. Заключительное занятие (1 ч).

Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков. Создание коллективного подарка профессору Уму.

Подведение итогов курса.

Часть II

Занятие 1. В гостях у сказки.

Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Заколдованный сказочный герой», «Сломанные сказки», активная игра «Пары слов», физкультминутка.

Занятие 2. Учимся думать.

Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.

У п р а ж н е н и я: «Назови одним словом», «Логические задачи профессора Ума», Игра «Войди в круг – выйди из круга».

Занятие 3. Учимся думать.

Развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Решение логических задач» (А. Ф. Ануфриев), игра «Съедобное – несъедобное», «ЧП в лаборатории профессора Ума».

Занятие 4. Заколдованные слова.

Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.

У п р а ж н е н и я: «Анаграммы» (А. Ф. Ануфриев), игра «Угадай животное», «Повтори рисунок».

Занятие 5. Заколдованные слова.

Развитие когнитивной сферы, навыков невербального общения, формирование умения устанавливать связи между понятиями.

У п р а ж н е н и я: «Анаграммы» (А. Ф. Ануфриев), игра «Угадай животное», «Найди соотношение» (А. Ф. Ануфриев).

Занятие 6. Заколдованные слова.

Развитие когнитивной сферы и внимания.

У п р а ж н е н и я: «Анаграммы» (А. Ф. Ануфриев), «Найди соотношение», игра «Ой, ой, ой», физкультминутка.

Занятие 7. И снова сказки!

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации.

У п р а ж н е н и я: «Заколдованный сказочный герой», «Пазлы», «Изобрази предмет».

Занятие 8. Царство геометрических фигур.

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Наводим порядок», «Собери по образцу», физкультминутка.

Занятие 9. Царство геометрических фигур.

Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

У п р а ж н е н и я: «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры», «Найди закономерность и заверши чертеж» (О. В. Узорова).

Занятие 10. Волшебный лес.

Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.

У п р а ж н е н и я: «Логические задачи» (А. Ф. Ануфриев), физкультминутка «Прогулка», «Повтори рисунок» (О. В. Узорова).

Занятие 11. Умники и умницы.

Развитие когнитивной сферы и внимания.

У п р а ж н е н и я: «Реши примеры» (О. В. Узорова), игра «Четвертый лишний», игра «Как было раньше?».

Занятие 12. Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?

Развитие творческого мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов.

Рефлексия. Подведение итогов.

Изготовление поздравительной открытки другу и ее вручение.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ч а с т ь  I

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

2

Добро пожаловать в страну Знаний

1

3

Попробуй, разберись!

1

4

Наш первый эксперимент

2

5

Продолжаем эксперимент

1

6

Перепутанные буквы

1

7

Ассоциации

1

8

Что спрятано?

1

9

День в Лаборатории работы с клетками

1

10

Тренируем память

1

11

Что на что похоже?

1

12

В Лаборатории Ума

1

13

Заключительное занятие

1

Ч а с т ь  II

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

В гостях у сказки

1

2, 3

Учимся думать

2

4, 5, 6

Заколдованные слова

3

7

И снова сказки!

1

8, 9

Царство геометрических фигур

2

10

Волшебный лес

1

11

Умники и умницы

1

12

Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Конспект итогового занятия в средней группе "Дорога в страну Знаний!"

Цель: выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течении учебного года и закрепить их....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Программа коррекционно-развивающей работы по сказкотерапии «Волшебная страна внутри нас»

Сегодня технология использования сказки с целью развития и коррекции психики, носит название «Сказкотерапии», и широко используется не только профессиональными педагогами и психологами, но...