Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"
рабочая программа на тему

Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

В связи снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своего народа, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по бисероплетению, разработанной педагогом дополнительного образования Нуртдиновой Назирой Узбаковной и по энциклопедии  М.Я. Ануфриева «Культура и традиции».

Рабочая программа кружка «Волшебная бусинка» разработана на основе нормативных документов:

•        Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;

•        Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;  

•        Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Рабочая программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение года и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Разрабатывая программу, мы попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы из бисера, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учли план коллективно – творческих дел ДОО, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

ЦЕЛЬ рабочей программы: развитие мелкой моторики рук через увлекательное искусство – плетение из бисера. Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения из бисера.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ рабочей программы:

Обучающие:

• Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.

• Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять свою;

• Обогащать речь детей, расширять словарный запас;

Развивающие:

• Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.

• Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи, внимания.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;

Воспитательные:

• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

• Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;

• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

  • Принцип природосообразности: приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии;
  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов,
  • Принцип единства развития и воспитания;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Работа с родителями
  • Игра;
  • Оформление выставок.

Формы реализации программы:

В процессе занятий используются различные методические приемы:

  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Работа с родителями;
  • Оформление выставок.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Интеграция с другими областями

В программе прослеживаются связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно - организованной деятельности образовательной области «Речевое развитие (Коммуникация)». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)», «Познавательное развитие (ФЭМП)».

Программа разработана с учётом тематического плана основной образовательной программы ДОО, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

Материалы для работы:

  • Бусины и бисер  (различных форм и размеров)
  • Салфетки 40-40 см
  • Леска  и резинка для бисера
  • Проволока медная или металлическая толщиной от 0,2 до 1 мм в диаметре
  • Клей  ПВA.
  • Ножницы.
  • Нитки капроновые (разных цветов).
  • Замочки для бус.
  • Цветные карандаши или фломастеры.

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  • в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
  • данная программа интегрируется с образовательными областями: "Познавательное развитие (Конструирование, ФЭМП),  " Речевое развитие (Коммуникация)", "Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)", «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

В программе участвуют дети 6-7 лет

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы. Оптимальное количество детей – 8 человек.        

Список детей:

  1. Апыр-оол Аялга
  2. Дамба Оранза
  3. Конгаржап Ия
  4. Кызыл-оол Нелли
  5. Салчак Чимитцу
  6. Сурун-оол Авырал
  7. Тулуш Сенги
  8. Тюлюш Намчал

 Ожидаемый результат

• Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;

• формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем;

• Стремление детей к созданию украшений для кукол;

• Более высокий уровень развития мелкой моторики рук.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию тонких движений пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.

Занятия кружка проводятся два раза в месяц по 30 минут во второй половине дня. Программа в объеме 18 часов, из них 4 – теоретических,14 – практических, включая организацию выставок.

Перспективный план кружка

Месяц

Мероприятия

Сроки проведения

Сентябрь

1

2

Тема: «Знакомство с искусством бисероплетения».

Тема: «Из истории бисера»

8 сентября

15 сентября

Октябрь

1

2

Тема: «Организация рабочего места, техника безопасности работы с бисером ».

Тема: «Золотая осень» (коллективная работа)

13 октября

27 октября

Ноябрь

1

2

Тема: Диагностика детей

Тема: «Нитка – бусы» для куклы»

10 ноября

24 ноября

Декабрь

1

2

Тема: «Игрушки на елку».

Тема: «Елочка»

8 декабря

22 декабря

Январь

1

2

Тема: «Снежинка».

Тема: «Чавага»

12 декабря

26 декабря

Февраль

1

2

Тема: «Рыбка».

Тема: «Панно «Рыбки в аквариуме».

9 февраля

23 февраля

март

1

2

Тема: «Собери бусы для мамы».

Тема: «Букет из рябины».

2 марта

16 марта

апрель

1

2

Тема: «Божьи коровки».

Тема: «Ромашка».

13 апреля

27 апреля

май

1

2

Тема: «Панно «Весна».

Выставка работ детей

4 мая

11 мая

Методические рекомендации к программе .

  • Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.
  • В течение учебного года работа по программе  должна проводиться систематически.
  • Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.
  • На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее   подготовленным детям.
  • Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.
  • Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
  • Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.
  • Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.
  • С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.
  • Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка дополнительного образования по хореографии "Бусинки"

Данная рабочая программа была разработана в соответствие с ФГОС ДО для детей 4-5лет. Будет полезна для музыкальных руководителей, хореографов и педагогов дополнительного образования....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...