Программа профилактических занятий "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Смирнова Екатерина Михайловна

    Программа профилактических занятий с дошкольниками "Школа будущего первоклассника" разработанна на основе программы Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора". Апробированна - 7 лет. Модернизированна с учетом ФГОС НО и ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Борковский детский сад

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

________Л.С. Некрутова

Дополнительная образовательная программа профилактических развивающих занятий

«Школа будущего первоклассника»

(для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год).

        Составитель: Кондратьева Галина Михайловна

педагог-психолог

 Смирнова Екатерина Михайловна

старший воспитатель

 

2010 г.

Пояснительная записка.

Программа составлена  в соответствии с ФГОС и на основе программы Виноградовой Н.Ф. «Предшкольная пора».

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его познавательные возможности.

В современных образовательных условиях важно учитывать  основные компоненты готовности к школе. На сегодняшний день ребенку недостаточно иметь определенный запас знаний и представлений. На первый план выходит психологическая готовность, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

- мотивационная готовность;

-определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику  выполнять требования учителя;

- определенный уровень развития высших психических функций;

- общий запас знаний и представлений об окружающем мире.

Поэтому мы обратились к программе Виноградовой Н.Ф., так как авторы программы «Предшкольная пора» понимают подготовку детей к школе не как узкопредметную (форсированное изучение программы первого класса), а как «развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе».

В программе можно выделить три раздела: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир» и «Учимся думать, рассуждать, фантазировать». Выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения. Мы не используем полностью программу «Предшкольная пора» так как она ориентирована на детей, которые не посещают дошкольное учреждение, в то время как наша программа ориентирована на детей,  посещающих детский сад. Программа  рассчитана на детей 6—7 лет; занятия проводятся 1раз  в неделю (по 2 занятия) в течение года; продолжительность каждого – 25 минут. Программа предусматривает проведение занятий на базе МОУ Борковской СОШ.

Цель программы: развитие необходимых познавательных процессов старших дошкольников, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, формирующих позицию школьника и готовность к школьному обучению

Задачи программы:

  • Формировать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе;
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (навыки, необходимые для благополучной адаптации к обучению в школе);
  • Активизировать познавательную  деятельность и познавательные интересы старших дошкольников: совершенствование движений и сенсомоторное развитие, развитие отдельных аспектов психической деятельности (восприятие, память, внимание), развитие основных мыслительных операций (анализ, классификация, группировка и т.п.), развитие разных видов мышления;
  • Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогических коллективов МДОУ Борковского детского сада и МОУ Борковской СОШ  по подготовке детей к  обучению в 1 классе.

Основное содержание программы:

Раздел 1. «Познаем других людей и себя».

Знать свое полное имя и некоторые его производные формы, отчество пол, день рождения, адрес, номер телефона. Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия) Ориентироваться в своем теле: знать, какя рука левая, а какая – правая. Определять направления своего движения (вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т.д.) В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине и т.д.) Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира, знать правила охраны органов чувств (например, нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать и т.д.) Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние. Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей.

Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что нет.

Проявлять желания узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места. Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий и т.д.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать. Посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояние других людей.

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение  (почему нравится/не нравится).

Раздел 2. «Познаем мир».

Предметный мир.

Наблюдать основные свойства разных предметов, их назначение. Возможные действия, которые с ними можно производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их. Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось»?).

На основе наблюдений определять основные и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету. Ориентироваться в пространстве. Определять пространственные отношения между предметами. Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; угол, сторона, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.

Природа.

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, оттепель и т.п.)Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и т.д.). Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животные). В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни. Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отображать в изобразительной деятельности результаты своих наблюдений в природе.

Общество.

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник и т.д.)

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте. Знать правила безопасного поведения дома и в общественных местах.

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Знать правила поведения в школе. Уметь вести себя во время занятия (подготовить рабочее место к занятию, не кричать, отвечать по поднятой руке, уметь слушать,  выполнять требования учителя). Соблюдать правила безопасного поведения на перемене в школе (не бегать по коридорам, лестницам, не кричать, играть в спокойные игры).

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники и т.п.)

Раздел 3. «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества  (удалить или добавить элементы); измерять величины, сравнивать величины. Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить  (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества. Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта (игрушки, предмета быта и т.д.), обозначая название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления. Составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке на доступные детям темы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны и т.п.)Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам.

Учиться обдумывать свои действия в начале работы, элементарно планировать свою деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и т.п.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например, жарко, ночь, сильный ветер, май  и т.п.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

В процессе занятия участвовать в подвижных, ролевых, дидактических играх. В процессе дидактических игр выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правил и действия игры. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

        Освоив данную программу, дети должны овладеть следующими

Регулятивными УУД:

  • Проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности;
  • Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  • Овладевать  способами самооценки выполнения действий.

Познавательными УУД:

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;

Коммуникативными УУД:

  • Иметь первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей;
  • Уметь задавать вопросы, проявлять не только любопытство, но и любознательность;
  • Уметь выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою;
  • Обсуждать проблемы, возникающие в учебной  и игровой деятельности, поддерживать разговор на интересующую его тему;
  • Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность; договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.

Личностные результаты:

  • Проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивать деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников;
  • Относиться открыто к внешнему миру, чувствовать уверенность в своих силах;
  • Понимать чувства других людей и сопереживать им, понимать оценки педагогов своим и чужим поступкам;
  • умение объяснить (осознать) свои состояние, потребности, желания.

Средствами формирования УУД  служат:

-   тематические беседы  для расширения кругозора детей;
— игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие (психогимнастические и ролевые);

-   парная и групповая работа;
— упражнения творческие, на развитие внимания, памяти, мышления, моторики руки;
— свободное и тематическое рисование;
— упражнения на релаксацию и снятие нервного напряжения.


Основные блоки занятий.

Название темы занятий, количество занятий по программе

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1. Школьные правила (6 занятий)

Знать и выполнять требования педагога, правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места. Знать правила поведения в школе. Уметь вести себя во время занятия (подготовить рабочее место к занятию, не кричать, отвечать по поднятой руке, уметь слушать,  выполнять требования учителя). Соблюдать правила безопасного поведения на перемене в школе (не бегать по коридорам, лестницам, не кричать, играть в спокойные игры).

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники и т.п.)

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию.

2. Окружающий мир (6 занятий)

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, оттепель и т.п.)Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и т.д.). Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животные). В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни. Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отображать в изобразительной деятельности результаты своих наблюдений в природе.

По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества. Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение разрешать конфликты на основе договорённости

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование умения видеть красоту окружающего мира; формирование умения оценивать состояние окружающих растений и животных. Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии.

Проявлять доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

3. Я в обществе (10 занятий)

Знать свое полное имя и некоторые его производные формы, отчество пол, день рождения, адрес, номер телефона. Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий и т.д.): благодарить, просить, помогать. Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник и т.д.)

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте. Знать правила безопасного поведения дома и в общественных местах.

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Знать правила поведения в школе.

Коммуникативные УУД: Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение  (почему нравится/не нравится).

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы.

Наблюдать основные свойства разных предметов, их назначение. Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира. Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии.

Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что нет. Проявлять желания узнавать новое.

Проявлять внимание, желание порадовать. Посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояние других людей. Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние. Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей.

4. Я и время (8 занятий)

Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др. Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Иметь представление о режиме дня школьника и дошкольника.

По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества. Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты.

Коммуникативные УУД: Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение  (почему нравится/не нравится).

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии.

Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что нет. Проявлять желания узнавать новое.

Проявлять доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

5. Правила безопасности (8 занятий)

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира, знать правила охраны органов чувств (например, нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать и т.д.).Знать и соблюдать правила личной гигиены. Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте. Знать правила безопасного поведения дома и в общественных местах. Соблюдать правила безопасного поведения на перемене в школе (не бегать по коридорам, лестницам, не кричать, играть в спокойные игры).

Коммуникативные УУД: Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение  (почему нравится/не нравится).

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии.

Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что нет. Проявлять желания узнавать новое.

Проявлять доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

6.Я и мои чувства – 6 занятий

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира, знать правила охраны органов чувств (например, нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать и т.д.) Определять направления своего движения (вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т.д.) В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине и т.д.) Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние. Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей.

По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества. Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение разрешать конфликты на основе договорённости

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование умения видеть красоту окружающего мира;  Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии. Учиться обдумывать свои действия в начале работы, элементарно планировать свою деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях.

Проявлять внимание, желание порадовать. Посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояние других людей. Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние. Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей.

7.Я и моя родина– 6 занятий

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник и т.д.)

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества. Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты.

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение разрешать конфликты на основе договорённости. В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами.

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; формирование умения видеть красоту окружающего мира; Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии. Учиться обдумывать свои действия в начале работы, элементарно планировать свою деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях.

Проявлять доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

8. Я в школе-10 занятий

Знать правила поведения в школе. Уметь вести себя во время занятия (подготовить рабочее место к занятию, не кричать, отвечать по поднятой руке, уметь слушать,  выполнять требования учителя). Соблюдать правила безопасного поведения на перемене в школе (не бегать по коридорам, лестницам, не кричать, играть в спокойные игры).

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники и т.п.)

Знать и выполнять требования педагога, правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта (игрушки, предмета быта и т.д.), обозначая название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления. Составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке на доступные детям темы.

Коммуникативные УУД: Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно обосновывать свое мнение  (почему нравится/не нравится).

Познавательные УУД:

развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Формирование умения сравнивать, классифицировать, выделять главное, умения сосредотачиваться на выполнении задания и распределять свое внимание.

Регулятивные УУД: Планирование своих действий под руководством педагога, формирование прогнозирования, рефлексии. Учиться обдумывать свои действия в начале работы, элементарно планировать свою деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях.

Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что нет. Проявлять желания узнавать новое.

Проявлять доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Условия проведения.

Занятия проводит психолог и педагог дошкольной группы. Программа  рассчитана на детей 5 - 6лет; занятия проводятся 1 раз  в неделю (по 2 занятия) в течение учебного года; продолжительность каждого – 20 минут. Программа предусматривает проведение занятий на базе МОУ Борковской СОШ.

Основные критерии эффективности работы по программе:

  • К концу обучения успешное выполнение большинством детей предложенных заданий, упражнений;
  • Положительные результаты динамических исследований, проводимых педагогом дошкольной группы и психологом;
  • Успешная адаптация к обучению в 1 классе.

Используемый УМК:

  1. Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь/ О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012;
  2. Рабочая тетрадь для дошкольников «Подготовка к письму» в 2-х частях 2010;

Тематический план занятий

тема

кол-во занятий по теме

I

Правила школьной жизни

1

Знакомство. Экскурсия по школе

2

2

Правила школьной жизни

2

3

Для чего ходить в школу?

2

II

Окружающий мир

4

«Осенняя природа. Листопад»

2

5

«Музыка осени»

2

6

«Дикие и  домашние животные», «Зимующие и перелётные птицы»

2

III

Я в обществе

7

«Моя семья»

2

8

«Разные профессии»

2

9

«Кем я хочу стать, когда вырасту»

2

10

« Что такое дружба?»

2

11

«Поздравления и пожелания к Новому году»

2

IV

Я и время

12

«Время суток»

2

13

«Режим дня»

2

14

«Дни недели, месяцы»

2

15

«Времена года»

2

V

Правила безопасности

16

Виды транспорта

2

17

Правила дорожного движения

2

18

Что вокруг нас может быть опасным? Правила поведения в быту

2

19

«Правила личной гигиены»

2

VI

Я и мои чувства

20

«Уроки вежливости. Добрые слова»

2

21

«Когда ты сердишься…»

2

22

«Что такое настроение?»

2

VII

Я и моя родина

23

«Наша планета Земля»

2

24

«Наша страна Россия»

2

25

«Наша малая Родина – поселок Борок»

2

VIII

Я в школе

26

«Мир звуков. А.Барто «Как хорошо уметь читать»»

2

27

«Мир звуков. «Учитель жук»»

2

28

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

2

29

«Образ и мысль»

2

30

Праздник. Выпускной из «0» класса.

2

Ожидаемые результаты:

  • Для родителей – удовлетворение потребности доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения, а также объединение усилий ДОУ и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей;
  • для педагогов – создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования;
  • для детей – выравнивание стартовых возможностей обучения, формирование готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», приобретение социального опыта общения со сверстниками и взрослыми:
  •      в ходе занятий дети дошкольного возраста научатся: ориентироваться на эталоны, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению, видеть временные рамки своей деятельности, определять последовательность событий, ориентироваться в пространстве;
  • и получат возможность научиться:
  • проявлять желание узнавать новое;
  • овладеть элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние;
  • знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места;
  • знать и применять правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
  • обдумывать свои действия в начале работы, элементарно планировать свою деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?».
  • научиться  навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, желание и умение сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Программа "Социальная адаптация будущих первоклассников» предполагает создать условия для обеспечения эмоционального комфорта детей подготовительной группы при подготовке их к школьному обучению, позв...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "Мэри Поппинс"

Программа готовит детей к системному обучению в школе, осуществляя преемственность дошкольного и начального общего образования...

Программа родительского клуба "Будущий первоклассник"

Программа родительского клубаМБДОУ «Детский сад №20 «Росинка» "Будущий первоклассник" на 2015-2016 уч. год....

Программа родительского клуба «Будущий первоклассник» на 2017-2018 учебный год

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников; привлечение родителей  к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в п...

Программа "В семье будущий первоклассник"

Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих &ld...

Модифицированная рабочая программа консультационного пункта «Будущий первоклассник» детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: формирование положительной мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению писать графическим пишущим инструментом, развитие реч...