эссе
материал по теме

Русских Вера Ивановна

"Я-педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - педагог»

«Смысл нашей жизни – счастье человеческого общения…»

                                                                                             В.Сухомлинский

Когда я была ребенком, я чувствовала себя слабой, незащищенной и одинокой. Мир не казался мне светлым и радостным. К сожалению родители не давали мне возможности почувствовать себя самостоятельной и уверенной в себе. Сейчас я понимаю причины…

Но тогда, в детстве, я интуитивно искала для себя человека, понимающего меня, глядя на которого я могла бы сказать: «Вот так я хочу жить». Этим человеком стала для меня мой классный руководитель, учительница математики. Именно она понимала меня так, как никто другой. Не задавая больных вопросов, не осуждая за ошибки, понимала мои  личные переживания, мое психическое  состояние. Я не знала, как ей это удается. Именно тогда я захотела научиться понимать других людей и тем самым помогать им в трудных жизненных ситуациях. Это желание и определило выбор профессии. Знания я черпала из работ таких педагогов, как В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко.

В.А.Сухомлинский и сейчас остается для меня великим педагогом и психологом. Я полностью согласна с его утверждением о том, что «…без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира нет педагогической культуры».

Дети не способны понять себя, свои чувства, эмоции и поступки из-за отсутствия знаний и опыта. Поэтому так важно, чтобы в жизни каждого ребенка был человек, не осуждающий, неравнодушный к его страхам и сомнениям, понимающий его.

«Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь - это сочувствие, сострадание, сердечное участие… Равнодушие же, безразличие потрясает ребенка..». (13, 3) -  писал В.А.Сухомлинский.

Понять детскую душу и вовремя прийти на помощь маленькому человеку, что может быть гуманней этой миссии? Я считаю, что и в наше время актуальным остается искреннее общение и взаимопонимание с ребенком. Сегодня государством поставлена задача - воспитание активных, инициативных, любознательных детей. А решить эту задачу мы, педагоги, сможем только совместно с родителями. По мнению Л.С.Выготского: «совместная деятельность со взрослым дает ребенку возможность роста». Значит полноценно развиваться ребенок дошкольного возраста может только в совместной деятельности со взрослыми, которая постепенно переходит в самостоятельную.

Современные родители охвачены идеей зарабатывания денег. Они спешат, торопятся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно они спешат. Некогда выслушать, поиграть, почитать сказку перед сном. А дети ждут… Недолго, правда. А потом находят замену, например: компьютер. Эту и другие темы обсуждаем  на встречах с родителями.

Для того чтобы понять ребенка очень полезным бывает обратиться к своему собственному опыту, вспомнить себя в детском возрасте.

Понять ребенка и донести это понимание до родителей - моя основная роль и обязанность, как педагога-психолога. Я уверена, что родители любят своего ребенка как никто другой. И если они делают педагогические ошибки, то чаще всего по незнанию. В идеальном варианте каждый родитель должен быть педагогом и психологом. Но к сожалению даже среди тех, кто избрал профессию учителя или воспитателя встречаются невежи. Что же говорить о  родителях, особенно если они молоды. Легче убедить тех родителей, которые  помнят себя в детском возрасте, помнят свои обиды и переживания несправедливости. Некоторые признаются в своем не правильном отношении к ребенку, но не знают, как действовать по-другому. Я получаю огромную радость и удовлетворение от своей работы, когда понимаю, что мама или папа желает изменить свой неконструктивный поведенческий стиль, просит практических советов, пытается понять и исправить свои ошибки. Ради счастья ребенка многие родители меняют свои привычки и сложившиеся неправильные установки. Тогда происходит поистине чудо - ребенок меняется буквально на глазах. И в семье появляется гармония в отношениях. Это – счастье!

Очень эффективный прием работы с родителями - это чтение детских рассуждений, сказок, рассказов. Ребенок формулирует свои мысли, переживания, высказывает свои эмоциональные потребности.

Еще один эффективный прием - рисунки детей - это отражение детской души. Нужно только уметь рассмотреть их и понять содержание. Детское творчество - это короткий мостик между мной и родителями. Ведь некоторые мамы пытаются оправдать себя, заранее заготовив рассказ о том, как все хорошо и проблем нет. А потом плачут над рисунками своего ребенка и просят о помощи. Я радуюсь этим слезам - значит, на уровне чувств взаимопонимание достигнуто. Родители все очень разные. Кто-то готов к изменениям, кто-то нет. Заменить ребенку маму я не в состоянии, но скрасить его одиночество и восполнить потребность в общении частично могу. Таких детей сразу видно. Они дарят тебе бесконечные подарки: рисунки, сердечки. В мгновение ока их  головы оказываются под моими ладонями.  И я глажу их по головам, обнимаю, нам хорошо вместе, интересно. И потому дети с нетерпением ждут следующих встреч. А потом опять разговор с родителями  – поделиться радостью от общения с их ребенком.

Вся наша жизнь проходит в общении. Не секрет, что люди общаются друг с другом с целью обмена информацией. В этом смысле информационные технологии ускоряют этот процесс. Сегодня отпала необходимость писать письма родным, ехать в гости, чтобы увидеться с родственниками. Мы перестали обращаться друг к другу за информацией. А раньше среди знакомых были люди, которых называли «ходячая энциклопедия». А сейчас?  Существует великий маг и чародей - интернет. Как то грустно от всего этого становится. Общение с помощью компьютера какое-то одностороннее.  Обмен мыслями с собеседником ограничен. Такое общение способствует развитию чувства одиночества. Наряду с такими неизлечимыми заболеваниями, как алкоголизм, наркомания появилась еще и компьютерная зависимость. И причина им чаще всего - одиночество, отсутствие культуры общения. Родители перестали читать детям сказки перед сном, объясняя это нехваткой  времени. Однако многие из них находят время на примитивное общение, с помощью смайликов, в социальных сетях.

Западные социологи сообщают, что в американских семьях, где оба супруга работают, муж и жена успевают в течении дня побеседовать друг с другом не более четырех минут. А на разговоры с детьми в таких семьях остается лишь тридцать секунд.

Куда мы идем?

Общение есть культура общества и культура личности. Запущенность и отсталость культуры приведут к тому, что мы разучимся ценить и уважать другую личность.  Может следует задуматься, остановиться? Нас захлестывает суета, искажаются ценности жизни. Мы одержимы мыслью заработать все больше и больше денег. Ради кого, ради чего? Ради ребенка? Но ребенку не важен материальный достаток, ему даже не важны комфортные жилищные условия. Ему, как воздух, необходимо общение с родителями: возможность поделиться своими открытиями, успехами и трудностями. Только в живом общении с родителями ребенок может удовлетворить свою жизненную потребность в любви, принятии и ласке.

Мой долг, как педагога помочь найти родителям и детям те островки счастья, на которых они могли бы пообщаться. Детский сад – это место общения не только детей и родителей, но и детей и педагогов, родителей и педагогов. Обоюдное общение обогащает и развивает всех его участников. Для меня в общении обозначаются не только трудности  у детей, родителей и воспитателей, но и положительные изменения, их личностный рост. У детей формируются  социально-коммуникативные качества, которые так необходимы для успешной социализации ребенка.

Чтобы всем было интересно общаться,  мне  приходится искать разные формы и способы взаимодействия. Таким образом, совершенствуются и мои профессиональные навыки и компетенции. Пытаюсь понять - как донести до всех родителей нужную информацию? Учитывая интересы некоторых современных родителей, пытаюсь наладить с ними связь через созданную группу в «Одноклассниках», через мини-сайт на портале для педагогов, в надежде на дальнейшее «живое» общение. Возможно для кого-то письменное общение удобнее. Время покажет. А пока мы вместе учимся слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли словами, дарить друг другу радость общения. Я - счастливый человек! У меня есть возможность общаться не только с членами моей семьи, но и с другими детьми, их родителями, моими коллегами - единомышленниками.

Моя жизнь наполнена смыслом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...