Главные вкладки

    Конспект родительского собрания "Развитие речи в семье и детском саду"
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Конспект собрания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    во 2 младшей группе

    Тема: Развитие речи в семье и детском саду.

    Задачи:

    1. Выступление воспитателя «Развитие речи младших дошкольников»

    ( с показом презентации «Работа по развитию речи в детском саду»)

    2. Рассказать родителям об играх  и упражнениях  на развитие речи детей.

    3. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.

    Форма проведения: семинар-практикум.

    Участники: воспитатели группы, родители.

    Материал: презентация детской деятельности, выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, подборка литературы для родителей, буклеты по теме собрания, ширмы.

    Части собрания:

    1. Вводная часть (3мин)

    • Звучит спокойная музыка.
    • Представление воспитателем темы и участников собрания.

    2. Основная часть(40-45 мин.).

    • Выступление воспитателя группы по теме «Развитие речи младших дошкольников», сопровождаемое презентацией.
    • Практические задания для родителей по развитию речи.
    • Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики.

    3. Разное (7-10 мин.).

    4. Подведение итогов (3-5 мин.).

    • Подведение итогов.
    • Выдача родителям памяток по теме собрания.

    «Развитие речи младших дошкольников».

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

    Бежит среди камней чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать её поток

    И восклицать: - О! как же ты красива!

    Е.Щукина.

    Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

    - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

    - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основные задачи речевого развития детей:

    - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

    - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

    Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

    Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

    При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

    - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? 

    - Формирование звуковой культуры речи.

    - Обогащение словарного запаса.

    - Формирование грамматического строя речи.

    - Обучение рассказыванию, связной речи.

    - Развитие выразительности речи.

    Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

    Отправляясь на прогулку, мы можем:

    Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

     В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.

    Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.

    Загадать загадку и найти отгадку.

    Поискать приметы времени года.

    Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.

    Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.

    Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.

    Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

    Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

    «Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

    /На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями. /

    1.Станция «Творческая».

    Подберите эпитеты к словам:

    - снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

    - человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

    - ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

    - дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

    - луна (яркая, растущая и т.д.).

    1. Станция «Сказочная».

    Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

    Рассказывайте, читайте детям сказки.  (Памятки – см. приложение). А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

    Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

    1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

    2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

    3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

    4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

    5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она зам ной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

    1. «Сказочная-2»

    Придумайте продолжение сказок:

    «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

    4.Станция «ловкие пальчики»

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

    1 этап: Массаж.

    Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

    Большой – отвечает за голову;

    Указательный – желудок;

    Средний – печень;

    Безымянный – почки;

    Мизинец – сердце.

    1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

    2)потереть ладони, похлопать.

    2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

    «Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

    5.Станция «Игровая».

    Игры для формирования звукопроизношения.

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

    Речевая игра «Вьюга»

    Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

    «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

    Речевая игра «Насос»

    Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

    Чистоговорки:

    Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

    Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

    Бублик, баранку, батон и буханку

    Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

    Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

    Жу-жу-жу молоко дадим ежу

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

    Итог родительского собрания:

    - родители задают вопросы на уточнение;

    - анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.

    Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

    3.Решение текущих вопросов.

    4. Подведение итогов.

    Литература для подготовки к собранию:

    1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    2. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

            3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду, М., «Вако», 2014.

            4. Материалы интернета.

    Приложение

    Памятка для родителей

    «Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения»

    • Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.

    • Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.

    • Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.

    ПОМНИТЕ!

    Таланты воспитываются книгами и поощрением.

    Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.

     « Секреты успешного развития речи детей»

    1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

    2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

    3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

    4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

    5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

    6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

    7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.

    8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

    9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

    10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

    11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

    12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

    13. Играйте с ребёнком в разные игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в 1 младшей группе детского сада.

    Конспект родительского собрания в 1 младшей группе детского сада.Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

    План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! ...

    Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей»

    Создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способствующих укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада....

    Конспект родительского собрания "Развитие речи в семье и детском саду"

    Конспект родительского собрания "Развитие речи в семье и детском саду"...