Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»
материал (старшая группа)

Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные  задатки и склонности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie_po_trudov._vospitaniyu.docx137.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 123 «Гармония» комбинированного вида г. Орска

https://pr0.zoon.ru/6q_Jgtxwrdf-PK8VEgnxZw/1280x659,q85/QpKnJCgkr-e6rNWrDVi8FmdweOSDWdD1VqsKmiE3vyI3-k0KnzcsyGZZ_bjxDpHLBacbe8DKnT_udCJ6APEJFg

Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»

        Выполнила: воспитатель

                                                                                                   Каипкулова Г.А.

г.Орск, 2023 г.

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников.

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа.

1.Анкетирование родителей: «Трудовое воспитание в семье» (см Приложение 1)

​2.Беседы с детьми о профессиях.

3.Труд детей в уголке природы и на участке в течение года.

4.Разучивание пословиц и поговорок о труде.

5.Изготовление соленого теста.

Использованная литература.

1.Хаткина М. А. «Уроки житейской мудрости для детей и взрослых                   в сказках и играх»

2.Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста»

3. И.Лыкова, Л.Грушина «Пир на весь мир из соленого теста».

План проведения. 

1. Вступительная часть.

2. Знакомство с целями, задачами по трудовому воспитанию в Доу и видами труда (просмотр таблицы и краткая характеристика видов трудовой деятельности).

3. Предложить памятки (советы) по трудовому воспитанию.

4. Заключительная часть.

5. Подведение итогов. Принятие решения.

Ход родительского собрания.

1. Вступительная часть

Воспитатель: Тема нашего собрания: «Трудовое воспитание в детском саду и в семье». Мы решили провести его в форме круглого стола, поскольку применить свои знания, свой опыт, сделать что-то своими руками  гораздо интереснее, чем просто прослушать лекцию. Поскольку наша работа будет носить  и соревновательный характер, я предлагаю разделиться на 3 команды (разделение  на команды).

Все великие педагоги подчеркивали большую роль трудового воспитания в формировании личности.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека

более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень  важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является  положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные  задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни,  нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что  труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.  Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка  развиваются главным образом в условиях деятельности. Но педагогика – довольно молодая наука. А как же проходило воспитание, например, несколько столетий назад? Конечно же с помощью опыта, накопленного поколениями, который передавался от отцов детям. Помогали в этом пословицы и поговорки – краткие изречения, которые имеют огромное воспитательное значение.

1-е задание для родителей. «Гимнастика для ума» (Цель: вспомнить пословицы и поговорки о труде)

Воспитатель: Чтобы активизировать память и мышление, я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о труде, как можно больше (работа в командах, 3-4 минуты, по окончании, команды зачитывают свои пословицы).

2-е задание для родителей. «Объясни пословицу» (Цель: уметь правильно  объяснить пословицу)

Воспитатель: Но мало знать пословицы и поговорки, нужно их еще правильно  понимать и уметь объяснить их значение своему ребенку. (Каждый родитель выбирает карточку с напечатанной пословицей   и объясняет её так, как будто разговаривает со своим ребенком)

Беседа о видах трудовой деятельности.

Воспитатель: В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. Рассмотрите таблицу:

Виды трудовой деятельности.

1.Самообслуживание.

Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

2.Хозяйственно - бытовой труд.

Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке. Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

3.Труд в природе.

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе: поливать комнатные растения, протирать пыль с листьев, рыхлить почву. Осенью привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок. Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады. Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

4.Художественный труд.

Работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, косточек, веток, и других материалов.

Проблемный вопрос: - Как вы думаете, с каким видом деятельности  ребенок  сталкивается чаще всего в повседневной жизни? (после обсуждения родители  приходят к выводу, что с хозяйственно - бытовым)

Воспитатель: -Правильно, ребенок видит, как мама выполняет свои домашние  обязанности: стирает, гладит, готовит пищу, папа покупает продукты, что-то  ремонтирует. У ребенка тоже есть свои обязанности, необходимо воспитывать у  него желание не только брать, но и отдавать. В младшем дошкольном возрасте  игра и труд неразрывно связаны. Когда дочь или сын лепят с мамой пирожки,  наводят порядок в игрушках, стирают кукольное бельё, они хоть и выполняют конкретную работу, но и играют, фантазируют. Дети старшего дошкольного должны видеть результат своего труда. Необходимо воспитывать желание не только брать, но и отдавать. Эпизодических поручений недостаточно для воспитания трудолюбия, должны быть постоянные поручения (кормить животных, вытирать пыль, убирать одежду и игрушки нужно каждый день). Родителям необходимо помнить, что труд должен быть посильным, а его результат приносить радость.

3-е задание для родителей: «Решение педагогических ситуаций» (Цель: в процессе

обсуждения найти правильное решение той или иной ситуации)

Воспитатель: - Процесс воспитания очень сложный, часто вы, родители, стоите перед выбором как поступить в той или иной ситуации. Я предлагаю обсудить несколько таких ситуаций, высказать свое мнение (каждой команде предлагается обсудить одну педагогическую ситуацию (см. Приложение 2).

Проблемный вопрос: -Как вы поступите, если ваш ребенок отказывается выполнять поручение?

- Допустимы ли наказания?

- Какие?

- Как вы поощряете своего ребенка?

4-е задание для родителей: «Презентация своего увлечения или профессии»

(Цель: рассказать о своем увлечении или профессии так, чтобы всем захотелось заняться таким же делом)

Воспитатель: -Каждый из вас был ребенком, мечтал кем-то стать. Мечты или сбываются, или изменяются. У каждого есть профессия, которую он выбрал. Наши дети знают, где и кем работают их родители. Но важно не только знать это, но и передать ребенку правильное отношение к профессии. Предлагаю выполнить 4-е задание – прорекламировать свою профессию. Можно начать словами: «Не хочу хвалиться, но…»

Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим.

Практическая деятельность «Лепка из соленого теста»

(Цель: получить опыт работы с соленым тестом, раскрыть свои способности, получить удовольствие от творческой деятельности).

Родителям раздается заранее приготовленное соленое тесто и предлагается вылепить что-нибудь по замыслу. (время- около 15 минут)

Задание на дом: - Закончите свою работу дома, высушите и раскрасьте поделку вместе со своим ребенком. Принесите в группу для участия в выставке.

Заключительное слово: Я хочу закончить наше собрание восточной притчей: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

 - Воспитание ваших детей – в ваших руках. Желаю вам успехов в этом нелегком

деле.

Решение родительского собрания:

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе по воспитанию советы воспитателя, особое внимание обратить на приобщение ребенка к народному прикладному искусству, опираясь на традиции наших предков.

3. Рассказать детям о своей профессии, сводить к себе на работу.

4. Закончить дома и принести поделки из соленого теста для участия выставке.

Приложение 1

Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье».

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты.

1.Фамилия, имя ребенка, год рождения

______________________________________________________________________

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье? Какие? ______________________________________________________________________

3. Как он относится к выполнению своих обязанностей? Что делает с удовольствием?_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей? Как?

______________________________________________________________________

5. Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашнюю работу?

______________________________________________________________________

6. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?

______________________________________________________________________

7. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

______________________________________________________________________

8. Знает ли ваш ребенок, где родители работают и что делают на работе? Был ли

он у вас на работе?

______________________________________________________________________

9. Кем хочет стать Ваш ребенок, когда вырастет?

​​​​​______________________________________________________________________

10. Кем хотели стать Вы в детстве?

______________________________________________________________________

11. Есть ли у Вас и у членов Вашей семьи хобби, увлечения? Какие?

______________________________________________________________________

12. Что любит делать ребенок своими руками? (лепить, рисовать, клеить, вырезать и т. д.)

______________________________________________________________________

12. Ваши отзывы, предложения и пожелания по организации трудового воспитания в детском саду:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

1. Ваш ребенок отказывается убирать за собой игрушки. Что Вы предпримете в такой ситуации?

2. Шестилетний Игорь приехал погостить к бабушке. В первое утро он аккуратно

застелил свою постель, к этому он привык дома и легко справился с работой. Как –то бабушка сама убрала за ним постель. На следующий день Игорь спешил на рыбалку и сам попросил бабушку сделать это за него. Когда мама наведалась к сыну, она заметила, что тот не убирает постель и напомнила ему о его обязанностях, а сын ласково попросил: «Мамочка, застели ты .Мне теперь бабушка застилает постель».

Какую ошибку допустила бабушка Игоря?

Что бы Вы посоветовали маме Игоря?

3. Лена не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если мама даёт какое-либо поручение, она, как правило, выполняет его, но обязательно с оговорками: "Не хочу! Потом! Мне некогда!" Как-то девочка пришла из сада и гордо объявила: "Я сегодня помогала малышам одеваться на прогулку!" "Молодец, -сказала мама, -за это ты можешь не убирать в своей комнате". Чем можно объяснить отрицательное отношение девочки к поручениям, и верна ли такая форма поощрения, как освобождение ребёнка от трудовых обязанностей.

4. "Серёжа по сравнению с другими детьми кажется беспомощным, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельностью Не хочет ни одеваться, ни раздеваться сам, ждёт, когда его разденут, накормят. Если ему напоминают, что надо делать всё самому, как другие дети, мальчик опускает голову, на глазах у него появляются слёзы, и он заявляет: "Не хочу, не могу!" И взрослые (родители) спешат предупредить слёзы, жалеют Серёжу: Он такой беспомощный, маленький, нервный", при чём это часто произносится в присутствии ребенка". Чем обусловлена беспомощность Серёжи и можно ли в конце концов таким способом воспитать у него самостоятельность?

Приложение 3

Памятки (советы) родителям по трудовому воспитанию

​​​​​​​Как приучить ребенка к труду

1.Будьте последовательны в своих требованиях при выполнении детьми трудовых обязанностей.

2.Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Не заставляйте ребенка делать трудную и непосильную для него работу.

3.Прежде чем поручить что – либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Ребят любого возраста нужно учить тому, как и что делать. Только тогда формируется навык и привычка.

4.Не забывайте об игровых моментах в трудовой деятельности. В игровой деятельности ребенок приобретает определенные навыки трудовой деятельности. При этом родители не должны выполнять за ребенком какую - то работу. Например, мама купила ребенку машинку и сама её заводит. Мама выполняет работу за ребенка.

5.Ребенку должно быть рассказано, что он отвечает за целостность игрушек,                    и        чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.

6.Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к их  трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.

7.Тактично оценивайте результаты труда. Нельзя наказывать ребенка за неумение что – то делать, а старайтесь его научить.

8.Чтобы научить ребенка трудиться сделайте его труд творческим, приносящим  ребенку радость и удовлетворение. Для этого приобщайте ребенка к ручной работе. Ручная работа это средство от усталости. Когда вы занимаетесь рукоделием, у вас вырабатывается определенный, присущий только вам, ритм работы руками. Занимаясь прикладным творчеством, вы становитесь ближе к истории: вы и ваши дети занимаетесь тем же, чем занимались ваши предки, тем самым узнавая о них больше. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, дух и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, игры, песни, сказки, семейные предания и обряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье.

Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию...

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...

Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание в семье»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на л...

Конспект родительского собрания" Трудовое воспитание в детском саду и дома" в старшей группе

Конспект собрания с анкетами для детей и родителей и советами по трудовому воспитанию....

Родительское собрание "Трудовое воспитание дошкольников"в младшей группе

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее...

Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» в средней группе.

Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» в средней группе. Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей; повыш...

Родительское собрание "Трудовое воспитание детей в детском саду и семье"

В ходе родительского собрания решаются вопросы трудового воспитания в семье и в детском саду....