Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье.
статья на тему
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_attestatsii.trudovoe_vospitanie.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Формирование правильного отношения детей к труду-одна из главных задач трудового воспитания дошкольников и может быть она решена только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи.
Задачи трудового воспитания дошкольников:
- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
- развитие навыков организации работы;
Задачи трудового воспитания должны решаться совместно, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.
Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд по уходу за растениями и животными;
- ручной труд.
Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.
Основные методы и приемы трудового воспитания:
- помочь ребенку в определение цели труда;
- обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
- научить разбивать работу на этапы выполнения;
- продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
- пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
- обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
- поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
- проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
- привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
- пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. Очень трудно и очень необходимо для малышей умение самостоятельно одеться и раздеться,умыться и убрать игрушки. С этого и начинается их трудовая деятельность.Именно поэтому знакомясь с детьми и их семьями необходимо выяснить как приучают ребёнка дома к самостоятельности. Увлечь ребёнка предстоящим делом,вызвать к нему интерес-это залог успеха в воспитании,в том числе и трудовом.А это может быть достигнуто использованием различных игровых приёмов и ситуаций.Однако часто воспитанию самообслуживания мешают родители.Приходя утром и вечером в детский сад,они обычно спешат и стараются сами раздеть или одеть ребёнка.Но не все дети соглашаются на эту помощь и говорят:"я сам"; "не мешай мне".Поэтому на первом же родительском собрании необходимо очень серьёзно побеседовать с родителями о необходимости воспитания у детей навыков самообслуживания.Этой же теме нужно посвятить первый стенд в "Уголке для родителей",и назвать его,например:"я сам!"Можно использовать с этой целью иллюстрации,детские книги,примеры из практики работы с детьми,консультации для родителей.Интересная форма работы в этом вопросе и передача опыта трудового воспитания в семье.Родители с удовольствием расскажут о том,как построена работа по трудовому воспитанию в их семье. Обо всех успехах детей нужно обязательно рассказывать родителям. Трудовое воспитание это не только воспитание самообслуживания.Это может быть труд на участке детского сада.Сначала можно наблюдать труд детей старших групп,вызвав тем самым желание поработать самим.Затем нужно дать детям возможность поработать самим, чтобы это желание не угасло. Можно использовать и такую форму работы-совместную работу детей с родителями. Папы и мамы будут служить живым примером для ребят,их умение вызовет восхищение,ещё больше повысит их авторитет в глазах детей. Важно также чтобы дети почувствовали радость и удовольствие от коллективного труда,увидели результаты своей работы.Подобные работы можно проводить осенью и весной,зимой и летом.Осенью и весной это могут быть посадки,разработка участка.Зимой-сооружение построек из снега. Здесь есть возможность развивать фантазию и творчество родителей. Такая совместная работа детей и родителей превратится в праздник труда для детей и взрослых.Ведь как приятно прокатитьс с горки,сделанной своими руками. Принимая участие в таком труде дети учатся беречь не только свой труд,но и труд других людей,учатся проявлять внимание друг к другу в процессе труда.Большую помощь окажут родители при ознакомлении с трудом взрослых.Всё это поможет сформировать у детей первые представления о том,что значит хорошо трудиться,о необходимости труда в жизни людей, об отношении взрослых к труду и его общественном характере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это...
«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»
«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду и семье»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...
Трудовое воспитание детей в детском саду и в семье
Трудовое воспитание детей в детском саду и в семьеПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направ...
Родительское собрание "Трудовое воспитание детей в детском саду и семье"
В ходе родительского собрания решаются вопросы трудового воспитания в семье и в детском саду....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду и в семье.
Наша задача,как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданин...
Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»
Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка....