Трудовое воспитание детей в детском саду и в семье
статья по окружающему миру
Трудовое воспитание детей в детском саду и в семье
Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна
Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: поручения, дежурства, коллективная трудовая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_detey_v_detskom_sadu_i_v_seme.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание детей в детском саду и в семье
Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна
Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: поручения, дежурства, коллективная трудовая деятельность.
Труд позволяет ребёнку повысить свою самооценку, придает уверенность в своих силах. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению к своей группе. Дети учатся организовывать свой быт, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого трудовые навыки. Поэтому мы стараемся уделять особое внимание трудовому воспитанию детей.
В этом учебном году наши усилия были направлены на следующие аспекты:
1. Воспитание позитивного отношения к труду, бережного отношения к предметам в групповой комнате. Собственным примером и созданием положительной мотивации мы формировали желание трудиться (убрать за собой игрушки, игры, книги — «Посмотрите, дети, как у нас в группе неуютно: игры, книги, куклы и машинки лежат не на своих местах, на полу и на столах! Давайте все вместе наведем порядок!» Дети с удовольствием принимались за уборку. «Ну, вот теперь все на местах! Спасибо! Вы такие молодцы!». На лицах детей появлялись улыбки и выражение гордости.
2. Старательное и аккуратное выполнение поручений, доводя начатое дело до конца. Очень часто дети, начав уборку игрушек, например, оставляли лежащие на полу маленькие детали конструктора, кубики, мозаику. Приходилось показывать это и напоминать, что нужно убрать все на место.
3. Помощь в приготовлении материалов для занятий (поставить стаканчики с карандашами, с кисточками на стол, налить в стаканчики воду, разложить листы бумаги, краски, пластилин и т.д), уборка материалов после занятий, а также дежурство по столовой (сервировка стола перед приёмом пищи). Дети с удовольствием делали это, очень многие хотели быть «дежурным».
4. Самообслуживание. Закрепляли умение самостоятельно одеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в свой шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи. Способствовали умению детей замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорить воспитателю или своему товарищу о неполадках в его одежде, обуви, уход за волосами, помогать устранять их. Воспитывали у детей чувство взаимопомощи.
5. Хозяйственно-бытовой труд. Способствовали умению детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, и игрушки. Продолжали учить детей самостоятельно проводить уборку на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от листвы, зимой — от снега, подметать на веранде, в домике, на кораблике. Закрепляли умение детей самостоятельно убирать свою постель после сна.
6. Труд в природе. Воспитывали у детей любовь к растениям. Закрепляли умение выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листочки, высаживать лук. Предлагали детям на участке зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, осенью — собирать листву сгребать ее к корням деревьев, сажать луковичные цветы (тюльпаны, нарциссы).
7. Ручной труд. Развивали у детей желание заниматься ручным трудом. Приучали использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях. Формировали умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, шапочки, книжки, салфетки), сувениры для родителей, украшения на елку. Учили детей экономно и рационально расходовать материалы.
8. Взаимодействие с родителями воспитанников. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями воспитанников, с семьёй. Советуем родителям поддержать усилия педагогов и обсуждать дома с ребенком то, о чем он узнает в детском саду. А при случае показывать ему труд взрослых (в магазине, поликлинике, парикмахерских и т. д.). В уголках для родителей мы систематически размещаем информацию по проблеме трудового воспитания. Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а также опрятностью, умением себя обслужить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей " Трудовое воспитание детей в детском саду ".
"Трудовое воспитание детей в детском саду".Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов не упустить этот момент, ведь дошк...
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье.
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию...
«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»
«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...
Опыт работы «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
Труд позволяет ребёнку повысить свою самооценку, придает уверенность в своих силах. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению к своей группе. Дети учатся организовыват...
Родительское собрание "Трудовое воспитание детей в детском саду и семье"
В ходе родительского собрания решаются вопросы трудового воспитания в семье и в детском саду....
Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»
Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка....
Трудовое воспитание детей в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взростлых, в приобщении детей к ...