бЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
материал (подготовительная группа) на тему

Цель семейного урока: обобщить представления родителей о правилах дорожной безопасности, мотивировать родителей к осознанному соблюдению правил дорожной безопасности, желанию быть примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПДД138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с. Ливенка» Красногвардейского района Белгородской области

Безопасность на дороге

(Методическая разработка общего  родительского собрания)

Разработала:

Рубанова Ольга Ивановна

2015

Цель

1. Обобщить представления родителей о правилах дорожной безопасности.

2. Мотивировать родителей к осознанному соблюдению правил дорожной безопасности, желанию быть примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.

 3. Ознакомить родителей с игровыми формами обучения детей ПДД. Объединить усилия родителей и воспитателей в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей.

План проведения семейного урока

 1 Выступление «Актуальность формирования представлений о безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста»

 2 Выступление «Образовательная деятельность по формированию представлений детей о безопасном поведении на дороге»

 3 Театральная деятельность «Однажды на лесной полянке»

4 «Правила дорожные верные, надежные» (викторина - мастер-класс по правилам дорожного движения).

1Актуальность формирования представлений о безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста

Анализ 600 ДТП. В которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе 1 километра от их дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопасного поведения на дорогах, ситуация к лучшему не меняется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.

Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило, к брани, многословным предупреждениям и даже наказаниям. Однако, такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не осознаёт опасности6для него транспорт – приятное средство передвижения, а не источник угрозы. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль, будто игрушечный или настоящий.

Между тем, детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и ещё до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья собственного ребёнка.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении данной проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

По данным ГИБДД, основными факторами, провоцирующими несчастные случаи на дорогах, являются:

-переход проезжей части в неустановленном месте (вне пешеходного перехода);

-неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства;

-нетрезвое состояние водителей и пешеходов.

Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.

Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Для этого важно знать, что:

Начиная с 3-4 лет:

--дети могут отличить движущуюся машину от стоящей. Но о тормозном пути ещё представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;

Начиная с 6 лет:

-- обладают всё ещё довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;

--большинство не определяю, что движется быстрее велосипед или спортивная машина;

--Ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального);

Начиная с 7 лет:

--Уверенно отличают правую сторону от левой;

Начиная с 8 лет:

--уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаются, когда их окликнут;

--у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

-они могут определить, откуда доносится шум;

-учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);

-могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

-но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.

«Стопинг»

Начиная с раннего возраста, формируйте у детей привычку делать остановку перед тем, как выйти на проезжую часть; в некоторых странах это действие называется «Стопинг». Повторите его с ребёнком много раз, поясняя необходимость остановки специально для наблюдения. Неоднократно демонстрируйте переход с быстрого шага или бега на размеренный (хотя и немедленный) шаг при переходе улицы. При этом объясните, что когда человек бежит, он не смотрит по сторонам. Повернуть голову на бегу для осмотра не только трудно, но и опасно – можно упасть. А при движении шагом, имея опору на две ноги, человек без труда повернёт голову и вправо, и влево. Обязательно сделайте остановку, сходя с тротуара на проезжую часть, и всегда переходите дорогу только размеренным шагом – это две важные привычки безопасного поведения, которые необходимо привить дошкольнику.

Но самая опасная тенденция – выбегание или выход на дорогу из-за мешающих обзору предметов. Статистика показывает, что каждый третий ребёнок из числа пострадавших в ДТП, выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! При этом больше всего случаев связано с автобусом: каждый седьмой ребёнок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый двадцатый- сзади, не видя автомобиля, приближающегося справа.

Ваша задача сформировать у детей привычку обязательно останавливаться перед переходом проезжей части. Оценивать ситуацию и только тогда переходить. Улица для маленького человека – сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Научите ребёнка безопасно жить в нём.

2. Образовательная деятельность по формированию представлений детей о безопасном поведении на дороге

В старшей группе регулярно проводятся различные мероприятия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Чтобы образовательная деятельность детей проходила более успешно, нами организован центр дорожной безопасности. В нём представлены наглядно-иллюстративный материал, настольно-печатные игры, настольный перекрёсток. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой. Детская художественная литература по тематике дорожного движения. Конструкторы. Пособия и игры по обучению детей ПДД. Альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор».

Обобщение, закрепление знаний о ПДД проходит в каждой образовательной области. Часто мы проводим с детьми целевые прогулки: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за светофором», «пешеходный переход», «Дорожные знаки», «Перекрёсток». В интересной форме проходит ознакомление детей с ПДД через использование ИКТ (просмотр тематических мультфильмов. А также дети любят кукольные спектакли. Нами были увидены кукольные спектакли «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу». Такие просмотры стимулируют детей к передаче в художественной деятельности, в частности, в рисунке, своих впечатлений от увиденного. Очень много прочитано детям литературных произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева. На музыкальных занятиях дети тоже знакомятся с песнями из сборника «Школа дорожных наук», инсценируют их. Дети любят играть в сюжетно-ролевые игры «На перекрёстке», «Регулировщик», а также решать проблемные ситуации на настольном перекрёстке.

Одной из самых интересных форм работы по закреплению детьми ПДД является участие в театрализованных постановках, спектаклях. Одно из них мы предлагаем вашему вниманию.

3. Кукольный спектакль: "Однажды на лесной полянке".

Цель: Пропаганда безопасного поведения на улице. Закрепление знаний о светофоре.
Задачи:
- вызвать интерес к знаниям и соблюдению правил дорожного движения
- развивать речь и театрализованную деятельность
Действующие лица: ведущая, волк, заяц, медведь, кот, лиса, коза, мышонок, лягушка, ежик, доктор, светофор.
Ведущая: Жили-были в лесу звери. Большие и маленькие, сильные и слабые, храбрые и трусливые. Тихо было в лесу, но вдруг появился волк.
Волк: Собирайтесь сюда все! Будет праздник здесь для всех! Будут песни, будут танцы, будет звонкий, громкий смех.
Заяц: Праздник будет здесь какой-то, что за праздник? Почему? Я чего-то не пойму!
Медведь: Где же будет этот праздник? Как в лесу его найти?
Волк: Надо выйти на полянку, к дубу всем вам подойти!
Ведущая: Началась тут суета, разбежались кто куда. Надо вовремя собраться - нарядиться, причесаться.
Лисенок: Одел я лучший свой наряд. И празднику я очень рад. На велосипед я быстро сяду, приеду вовремя, как надо!
Медвежонок: Сшила мама мне штанишки, позавидуют мальчишки. Их в порядок приведу и на праздник в них пойду. Я готов, пора в машину, ой, я не проверил шину.(щупает колесо)Слава богу, все в порядке!(Уезжает)
(Возле березки сидит зайка)
Волк: Что ж ты зайка приуныл? Иль кто на праздник не пустил?
Заяц: Нет, на праздник меня мама с папой отпустили, и самокат мне даже подарили. Я на него сейчас вскачу, на праздник раньше всех примчу!(уезжает)
Козлёнок :ну вот, лапки я помыл, шёрстку причесал, таких красавцев как я нигде я не видал. Теперь пора на праздник, в путь, чтоб красотой своей блеснуть.

Лягушка: ква, ква, ква! Все дела, дела, дела. Я конечно опоздаю. Это я заранее знаю.
(Выезжает лисенок на велосипеде)
Эй, лисенок, помоги, меня на праздник довези.
Лисенок: Лягушонок, не проси. Ведь это велосипед, а не такси. Пассажиров не положено возить, вместе можно голову разбить.
( лисенок уезжает, а лягушонок прыгает по середине дороги)
Лягушонок: Ква, ква, ква! Мама утром провожала, и совет мне свой давала - по среди дороги не ходи, да по сторонам гляди. Нету времени глядеть, надо вовремя успеть.
( появляется зайчонок на самокате, чтобы не наехать на лягушонка, сворачивает в сторону и падает)
Зайка: Ах, ты глупый лягушонок! Что ты скачешь по дороге? Ведь тебе отдавят ноги. Правила все нарушаешь и движению мешаешь. Ты сам целехонький остался, а самокат то мой сломался.
Кот: Что случилось на дороге? Целы, зайка, твои ноги?
Зайка: Руки, ноги целы, а самокат сломался. Как я на праздник теперь попаду?
Кот: Не горюй, я тебе помогу.(чинит самокат) Все готово, можно в путь, смотреть вперед не позабудь
Зайка: Спасибо, все понятно, ведь быть в аварии не очень-то приятно.
Мышонок: Я серенькая мышка. Не слышно я иду. В попутную машину я прыгну на ходу.( цепляется к машине сзади)
Светофор: На дороге я хозяин. Вижу все из далека. Всем движеньем управляю, хоть работа не легка. У меня на лбу три глаза. Ими зорко я гляжу. На дороге я порядок очень строгий навожу.
Кот: Всех, кто правила не знает, неприятность ожидает.
( козлёнок переходит дорогу на красный свет светофора и чуть не попадает под велосипед лисенка, кот свистит. Все останавливаются)
Кот: Ты, лисенок, можешь ехать. Правил ты не нарушал. А козлёнок их нарушил, чуть под колеса не попал.
Козлёнок: Я прошу меня простить и на праздник отпустить.
Кот: Ну, иди, счастливый путь. Про светофоры не забудь.
(На дорогу выезжает медвежонок, а мышонок падает под машину)
Мышонок: Ой, отдавили хвостик мой!
Кот: Не цепляйтесь за машины, берегите вы хвосты. А сейчас беги лечиться. Айболит вон там живет, хвостик вмиг тебе пришьет.
Айболит: Бедный маленький мышонок, что случилось вдруг с тобой?
Мышонок: Нарушал я правила движения и отдавили хвостик мой.
Айболит: Правила нарушать никак нельзя, а вот плачешь мышка зря.
Мышка: Я на праздник не попала, хвостик чуть не потеряла.
Айболит: Вот в чем дело, не беда. Отвезем тебя туда.
Еж: Я, примерный пешеход. Я люблю порядок. По дороге я иду смело, без оглядок. Я всегда иду по краю, с левой стороны. Я порядок уважаю, мне болезни не нужны.
Кот: Еж примерный пешеход. Жаль на праздник поздно попадет. Медвежонок, очень я прошу тебя, посади с собой ежа. А то пока он доползет, праздник уж пройдет.
Ведущая: Все собрались на полянке. Друзья, помните, что нарушать правила движения нельзя! Давайте запомним
- На улице веди себя спокойно и внимательно
- Ходи по тротуару и пешеходным дорожкам
- Не зевай и не играй на дороге
Светофор: Я - светофор ваш друг, помощник. Очень добрый великан. Ростом очень я высокий, прямо, как подъемный кран. Если свет сверкает желтый, это значит - подожди. Свет зеленый загорелся, значит можно, проходи. Ну, а красный свет горит, это значит путь закрыт.

3. «Правила дорожные верные, надежные».

(викторина - мастер класс по Правилам дорожного движения).

Цель: объединения усилий родителей и воспитателей в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей.

Задачи:

-  совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.

- достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП в образовательном процессе

- познакомить родителей с историей развития Правил дорожного движения;

- способствовать обобщению знаний ПДД;

- предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей дошкольного возраста по ПДД.

Методы и приёмы: беседа, показ видеоролика, практические занятия.

Оборудование: материал для практического выполнения задания: (ватман с кроссвордом, черный ящик, брошюра с правилами дорожного движения, карточки трех цветов). Технические средства: (мультимедиа).

Форма: круглый стол (деловая игра-практикум с элементами инсценировки).

Участники: ведущий, родители.

Вступление

Уважаемые родители, добро пожаловать!

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь родители должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей ПДД и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.

   Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

 Ведущий: Итак! Все готовы?!

   Чтобы вы  непосредственно и более ярко смогли  почувствовать необходимость правил дорожного движения, предлагаю вам  пройти испытание: (нескольким родителям, предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу).

Ведущий:

    Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников)

Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного движения)

Правильно!

     После этого эксперимента вы, непосредственно,  на себе оценили необходимость правил дорожного движения.

Ответив на несложные вопросы, вы справились с первым испытанием.

Ведущий:

   Предлагаю перейти к следующему заданию: У меня в руках «черный ящик».

Внимание:  1730г. – указ глоссит: извозчикам и прочим всяких чинов людям, ездить, имея лошадей занузданных, со всяким пониманием и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать бить кнутом и ссылать на каторгу.

1742г. – еже ли кто на резвых лошадях ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей их отымать, в конюшни государыни отсылать.

Указ Екатерины II – на улицах ямщикам ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть, не бренчать.

Вопрос: Как вы думаете, что находиться в черном ящике? (Брошюра с правилами дорожного движения).

Правила  дорожного  движения  были придуманы  очень  давно. Известны первые попытки упорядочить городское движение в 50-х годах до н. э. ещё в Древнем  Риме, предпринятые Гаем  Юлием  Цезарем.

Ведущий: А теперь участникам нашей игры предлагаю приготовиться к следующему заданию:

Внимание: телемост (на экране появляется: первая видеозапись с изображением светофора, вторая с вопросами детей).

Светофор: Здравствуйте, уважаемые. Я ходил во многие детские сады, разговаривая с детьми. Узнал, что многие обо мне знают не так уж и много. Дети задают очень много вопросов, надеюсь, что вы быстро и правильно поможете ребятам на них ответить.

Вопросы детей:

- Что такое светофор и зачем он нужен?

В других странах светофор таких же цветов?

Что значит нерегулируемый перекрёсток?

Почему у некоторых светофоров два глаза, а других три.

Есть ли светофор для велосипедов.

Почему одни светофоры издают сигналы, а другие нет.

Почему на некоторых светофорах нарисованы стрелки, а на других нет.

- Бывают ситуации, когда ненужно слушать светофор?

 Ведущий: Молодцы, вы правильно справились с непростым заданием. Спасибо. Удачи Вам в следующем конкурсе.

 «Дорожный лабиринт».

Участникам предлагаем разгадать кроссворд:

 По горизонтали:

2. Лицо, находящееся вне     транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу . (2  Пешеход)

3.  Техническое средство   со световыми сигналами, регулирующее дорожное движение . (3 Светофор).

5. Транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.  (5  Велосипед).

6.  Полоса  земли, обустроенная для движения транспортных средств.

 (6 Дорога).

8. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. (8 Тротуар).

9. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.(9 Водитель).

По вертикали:

1. Важнейшее условие пребывания человека на дороге. (1 Безопасность).

4. Одно из необходимых средств дорожного сервиса.(4 Телефон).

7. Предупреждающий знак вблизи детского учреждения. (7  Дети).

 Ведущий:

Предлагаю участникам «Сказочные ситуации»:

 1.  Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух?

 (детям до 14 лет выезжать на дорогу запрещено, детворе ездить можно во дворе).

2. Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался на остановке. Сколько зайцев поступило согласно правилам дорожного движения? (один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только тогда переходить дорогу).

 3.  Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный инспектор и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк? (транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой стороны.)

 Ведущий:

Уважаемые родители!

Подошло к концу время нашего общения. Мы закрепили наши  знания по ПДД с помощью весёлой, занимательной деловой игры.

Друзья, вокруг столько возможностей, узнать Правила дорожного движения интересно, и познавательно. Если мы умело будем пользоваться своими знаниями - Я надеюсь, что станем  надежными учителями в воспитании культурных пешеходов-дошкольников.

Соблюдайте правила движения и помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.

 Рефлексия: Уважаемые родители! У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку

Если не понятно и не интересно –  поднимите  красную карточку 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .

Проект старшей логопедической  группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»...

" Азбука дорог". Игра-путешествие (по безопасности на дорогах) в подготовительной к школе группе.

Цель: Закрепить с детьми знания об опасностях, которые ждут детей на улице, правила уличного движения, знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Развивать память, мы...

Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» На первый взгляд легко. Но на самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пре...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» Старшая группа (5-6л)...