Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дети блокадного Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мунтян Ольга Владимировна

Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_deti_blokadnogo_leningrada.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе, посвященного 70-тилетию освобождения Ленинграда от блокады

разработала учитель – логопед Мунтян Ольга Владимировна

                           ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Цели:

- Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.

- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, Дорога Жизни.

Оборудование:

Проектор и экран для презентации. Слайды. Карта-схема «блокадного кольца». Файлы с музыкой военных лет.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин о ВОВ, блокаде Ленинграда;

2. Чтение литературных произведений о Великой Отечественной Войне.

3. Прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет.

4. Постройка макета города.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Звучит музыкальная композиция «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» (музыка В. Баснера,    слова М. Матусовского).

Учитель - логопед: Сегодня день особенный, ребята, День памяти – торжественный, святой.  71 год со дня снятия блокады отмечает город наш родной. В тот день, прорвав кольцо блокады, наш город из последних сил дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда, и в яростных сраженьях победил.  

В июле – сентябре 1941 года фашистские войска, имея превосходство в силах, преодолели упорное, героическое сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце.

Дети:1. В Ленинграде белые ночи, июнь сорок первого года.

               Выдалось жаркое лето, к утру отдыхает природа.

           2.  Спит летний сад, свет зари над Невой, розы, фиалки цветут

                И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы вмиг тишину оборвут.

           3.  Напали фашисты на нашу страну. Шли танки, летели снаряды.

                Отцы, деды, братья ушли на войну сражаться с фашистской  

                армадой.

                             

                           

                                                                                                                                                   

            4. Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,

                Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.

            5. Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

                Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

            6. Рано зима в это т год наступила. Морозы пришли, холода.

                И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

Звучит первый куплет песни  «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

(Музыка А. В. Александрова,               слова В. И. Лебедева-Кумача)

Учитель – логопед: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.

Показ презентации «Никто не забыт, ничто не забыто!»                               

Слайд 1.

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Слайд 2.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. И, конечно, взрослые старались сберечь детей, укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой. Только отстояв город, можно было спасти детей.

Слайд 3.

Единственной дорогой, связывающей город со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. За дни блокады по этой дороге удалось эвакуировать больше миллиона ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. По этой дороге под бомбежками и артобстрелами везли в город продовольствие и медикаменты.

Слайд 4.

В апреле 1942-го немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград — город мертвых. Мы стерли этот город с лица земли».

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба.

Слайд 5.

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января… », «Дядя Алеша 10 мая… », «Мама 13 мая в 7.30 утра… », «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из символов блокады.

Слайд 6.

У детей Ленинграда было особое военное блокадное детство.

Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

У пятилетнего Ильюши Р. ампутировали раздробленную голень левой ноги. Проснувшись после наркоза, мальчик понял, что произошло, и разрыдался. Но несколько минут спустя, вытер слезы и сказал: «А что это я реву-то? Отрастет же нога! Вон у ящериц отрастает же оторванный хвост, а я что – хуже ящерки! » Две докторши, стояли рядом, гладили его вихрастую голову и молчали. Не могли же они сказать сейчас милому малышу, что именно потому, что он намного «лучше» ящерки, нога у него не отрастет.

Слайд 7

Твоя душа взметнулась в небо,

Голодное покинув тело.

А мать несла краюшку хлеба

Тебе, сынок. … Да не успела…

(Коковкина Е. Н.)

Слайд 8

Почти все детские сады в Ленинграде работали круглосуточно, т. к. матери трудились на оборонных заводах по 2-3 смены.

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – блокада.

(Коковкина Е. Н.)

Физкультминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Слайд 9.

У многих ленинградских детей не стало в те дни дома, семьи. Детский сад обязан был заменить им все: отца, мать, привычную жизнь.

Детский сад стал для таких ребят надежным убежищем. «Не пойду домой, - говорил мальчик, - дома холодно и страшно. Мой папа перед смертью очень стонал и просил хлеба, а мама плакала долго». (Из книги «Рисуют дети блокады», Э. Голубева, А. Крестинский)

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

“Где твоя мама, мальчик”?

- “Дома”.

“А где твой дом, сынок”?

- “Сгорел”.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Слайд 10.

Кроме детских садов работали и школы. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, они были голодными и обессиленными. В тетрадках не писали, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

(Ю. Воронов)

Слайд 11

В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд12

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда.

Слайд 13

Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел,  в которых они бы не участвовали.

Слайд 14

18 января 1943 советские войска прорвали блокадное кольцо, а 27 января 1944 окончательно разгромили фашистские войска под Ленинградом. Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворение о праздничном салюте в честь снятия блокады.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельностидетей

Ознакомление с художественной литературой детей 2 младшй группы ко Дню Матери ...

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по теме: «Дети блокадного Ленинграда.»

Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда.  - создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ;- познакомить детей со страшными днями пережитыми детьм...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокадный хлеб" в подготовительной группы «Звёздочка»

Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти....