ПРОЕКТ "КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ"
проект (старшая группа) на тему

ЩЕКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ПРОЕКТ  «КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ»

 

 

Цель:  Формирование у детей ценностного отношения к традициям русской культуры в ходе продуктивной деятельности по созданию игрушек своими руками

Задачи:

ü Знакомство детей с историей  и видами русской игрушки, воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям;

ü Изучение технологии изготовления народных кукол;

ü Развитие изобразительных навыков через экспериментирование с различными материалами в создании   обереговых, обрядовых, игровых  и сувенирных кукол;

ü Воспитание  эстетической культуры, навыков дизайнерской деятельности по оформлению окружающего пространств;

ü Развитие доброжелательного отношения к окружающему, потребности делать добрые дела;

ü Привлечение внимание педагогов ДОУ, родителей к участию в проектной деятельности, направленной на развитие художественно- творческих способностей детей.

Главные условия реализации проекта:

ü -свобода принятия темы,

ü -свобода выбора материала,

ü -свобода индивидуального темпа работы в реализации замысла,

ü -свобода принятия помощи взрослого или товарищей,

ü -свобода реализации своего творческого «Я».

Актуальность

ü Возрастание интереса к народным ремёслам, к культурным традициям  и обычаям Руси в современном мире,

ü В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

ü Проект явился своеобразным продолжением опробированного в прошлые годы проекта « Чудеса из ненужных вещей»,

ü Одна из годовых задач ДОУ – «Игровая деятельность»

ü Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный.

II этап –  Практический.

III  этап – Обобщающий.

Участники проекта

·                    Дети.

·                    Педагоги.

·                    Родители.

 

I этап – Организационный.

 

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы

 

История

Намечая план работы реализации проекта,  с большим интересом сама знакомилась с историей русской игрушки,  её видами и характерными особенностями.  Совместно с педагогами и родителями ДОУ бала организована выставка. В ходе реализации проекта, мною были подготовлены и проведены своеобразные экскурсы в историю русской  игрушки.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила своеобразным оберегом,  и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Дети узнали, что куклы были. традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. На изготовление кукол шли в основном доступные  материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из початков кукурузы, из травы, из сучьев и веток деревьев. Кукла была непременным атрибутом любых праздников .

В рамках организации выставки провела мастер класс по изготовлению куклы травницы. Чтобы прочувствовать историческую атмосферу, сделала детей  помощниками маленького театрализованного мини – спектакля. Взяв на себя роль мамы, показала, как раньше в крестьянских семьях делали куклу.

 Дети узнали, что травница- кукла наполнена душистой лекарственной травой. Считалось, что она защищала от злых духов болезней. Часто её подвешивали над колыбелью ребенка.

 

 

II этап –  Практический.

 

В рамках   второго- практического этапа  в течении года были организованы творческие мастерские по созданию игрушек своими руками  с использованием различных материалов.

 

1.     Игровые куклы

Первая кукла из подручных простых материалов   стала игровая кукла Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки

Наблюдая за детьми, увидела насколько это благодатная тема и с каким увлечением дети включились в процесс творчества

Не только девочки, но и мальчики с увлечением включились в работу по созданию куклы.

 

2.    Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами, участниками которых бывают куклы.

 В преддверии праздника Масленица на занятии в изостудии  дети приняли активное участие в Мастер-классе по изготовлению куклы-масленицы, познакомились с традициями праздника и с назначением обрядовой куклы.

Изготовленная кукла стала главным атрибутом праздника и по традиции была сожжена к восторгу детворы.

 

3.    Куклы – обереги

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполнялись из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома.

В подарок на рождество  вместе с детьми делали куклу “Ангелочка” из ткани.

В конце февраля на занятии в изостудии дети познакомились с  одним из видов кукол- оберегов –мартыничкой.

Делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну. Мартинички - это соединенные пояском две куколки скрученные из ниток – белая и красная, Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

 

4.     Игрушки из дерева и глины.

Дети познакомились с традиционными видами русской игрушки - дымковская,  глиняная игрушка, деревянная семёновская матрёшка и попробовали свои силы в роли народных умельцев. Ребята расписали деревянную болванку матрешки, слепили из глины и расписали куклу по мотивам народных росписей. Для достижения большего эффекта детям было предложено выполнить фартук матрешки в технике декупаж.

 

5.    Игрушки- марионетки

В рамках проекта была организована творческая мастерская по использованию бросовых материалов в создании игрушек  марионеток.  Это стало своеобразным продолжением работы в рамках уже апробированного проекта «Чудеса из ненужных вещей».

6.     Игрушки-сувениры.

Тесто - приятный на ощупь, пластичный, экологически безвредный материал.  Традиционной темой на  занятиях в изостудии является изготовлении сувенира -символа года из солёного теста.

В преддверии новогодних праздников были изготовлены новогодние персонажи (дед мороз, снегурочка, ёлочка) с использованием пластиковых бутылочек различных форм и окраски, мишуры, самоклеющейся бумаги и других подручных средств.

Работы детей украсили диарамный подиум «зимняя сказка». дети  с  удовольствием демонстрировали свои игрушки и рассказывали о последовательности их изготовления и используемых материалах.

Ёлочная игрушка сделанная своими руками несёт  тепло и  положительную энергетику.

Красочные ёлочные игрушки из гипса украсили импровизированную ёлочку в группе в период подготовки к новогодним праздникам.

 

7.    Куклы из бумаги.

На занятиях в изостудии дети познакомились с технологией изготовления бумажной магнитной куклы. Магнит, закрепленный на кукле, удерживает  одёжки к которым прикреплены металлической монетки. Данная работа не только закрепляет знания детей о чудесных свойствах магнита», но и  развивает воображение, побуждает детей к творческой деятельности.

В течении года  прошли ряд занятий  по изготовлению   бумажных кукол.

 Бумажная кукла в ярком сарафане из бумаги, сложенной вчетверо с последующей прорисовкой мелких деталей фломастерами и кукла, выполненная в технике бумагопластика по мотивам дымковской игрушки.

8.     Маски.

В мае в ходе электронной презентации познакомила детей с искусством масок, показала свои авторские решения. Для детей были подготовлены гипсовые  формочки. Конечно,  этот вид работы требует сотворчества и помощи педагога и с определением темы и с подбором дополнительных изобразительных средств в  создании законченного образа. И  в использовании небезопасных для детей материалов- клеевой пистолет, шило. Но все мои усилия были вознаграждены  детским восторгом от конечного результата работы.

 

III  этап – Обобщающий.

 

В конце года были  подведены итоги проделанной работы.

В итоге реализации  проекта

-дети познакомились с историей русской народной куклы и ее видами

-освоили  технологии создания кукол из  разного материала;

В рамках проекта были организованы экспозиции и проведены мастер классы для детей, родителей и педагогов ДОУ.

Результаты  реализации проекта были  представлены на городском семинаре по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как один из способов познавательного развития детей» в виде презентации проекта «Кукла своими руками».

Данный проект  стимулировал  и мою творческую деятельность. Я в буквальном смысле заболела  искусством создания куклы. 

 

 

 

 

 

Литература.

1.     Дрезина М.Г., Куревина О.А. На встречу друг другу. Москва, 2007.

2.     Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Москва, 1983.

3.     Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Москва, 1984.

4.     Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва, 2001.

5.     Сборник очерков о русском искусстве «Маленькие чудеса». Ленинград, 1981.

6.     Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва, 2004.

7.     Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Ребенок и рукотворный мир. Шуя, 2006

8.     Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.Художественный труд. Москва, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРОЕКТ63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ»

Цель:  Формирование у детей ценностного отношения к традициям русской культуры в ходе продуктивной деятельности по созданию игрушек своими руками

Задачи:

  • Знакомство детей с историей  и видами русской игрушки, воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям;
  • Изучение технологии изготовления народных кукол;
  • Развитие изобразительных навыков через экспериментирование с различными материалами в создании   обереговых, обрядовых, игровых  и сувенирных кукол;
  • Воспитание  эстетической культуры, навыков дизайнерской деятельности по оформлению окружающего пространств;
  • Развитие доброжелательного отношения к окружающему, потребности делать добрые дела;
  • Привлечение внимание педагогов ДОУ, родителей к участию в проектной деятельности, направленной на развитие художественно- творческих способностей детей.

Главные условия реализации проекта:

  • -свобода принятия темы,
  • -свобода выбора материала,
  • -свобода индивидуального темпа работы в реализации замысла,
  • -свобода принятия помощи взрослого или товарищей,
  • -свобода реализации своего творческого «Я».

Актуальность

  • Возрастание интереса к народным ремёслам, к культурным традициям  и обычаям Руси в современном мире,
  • В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,
  • Проект явился своеобразным продолжением опробированного в прошлые годы проекта « Чудеса из ненужных вещей»,
  • Одна из годовых задач ДОУ – «Игровая деятельность»
  • Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный.

II этап –  Практический.

III  этап – Обобщающий.

Участники проекта 

  • Дети.
  • Педагоги.
  • Родители.

I этап – Организационный.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы

История

Намечая план работы реализации проекта,  с большим интересом сама знакомилась с историей русской игрушки,  её видами и характерными особенностями.  Совместно с педагогами и родителями ДОУ бала организована выставка. В ходе реализации проекта, мною были подготовлены и проведены своеобразные экскурсы в историю русской  игрушки.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила своеобразным оберегом,  и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Дети узнали, что куклы были. традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. На изготовление кукол шли в основном доступные  материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из початков кукурузы, из травы, из сучьев и веток деревьев. Кукла была непременным атрибутом любых праздников .

В рамках организации выставки провела мастер класс по изготовлению куклы травницы. Чтобы прочувствовать историческую атмосферу, сделала детей  помощниками маленького театрализованного мини – спектакля. Взяв на себя роль мамы, показала, как раньше в крестьянских семьях делали куклу.

 Дети узнали, что травница- кукла наполнена душистой лекарственной травой. Считалось, что она защищала от злых духов болезней. Часто её подвешивали над колыбелью ребенка.

II этап –  Практический.

В рамках   второго- практического этапа  в течении года были организованы творческие мастерские по созданию игрушек своими руками  с использованием различных материалов.

  1. Игровые куклы

Первая кукла из подручных простых материалов   стала игровая кукла Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки

Наблюдая за детьми, увидела насколько это благодатная тема и с каким увлечением дети включились в процесс творчества

Не только девочки, но и мальчики с увлечением включились в работу по созданию куклы.

  1. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами, участниками которых бывают куклы.

 В преддверии праздника Масленица на занятии в изостудии  дети приняли активное участие в Мастер-классе по изготовлению куклы-масленицы, познакомились с традициями праздника и с назначением обрядовой куклы.

Изготовленная кукла стала главным атрибутом праздника и по традиции была сожжена к восторгу детворы.

  1. Куклы – обереги

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполнялись из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома.

В подарок на рождество  вместе с детьми делали куклу “Ангелочка” из ткани.

В конце февраля на занятии в изостудии дети познакомились с  одним из видов кукол- оберегов –мартыничкой.

Делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну. Мартинички - это соединенные пояском две куколки скрученные из ниток – белая и красная, Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

  1. Игрушки из дерева и глины.

Дети познакомились с традиционными видами русской игрушки - дымковская,  глиняная игрушка, деревянная семёновская матрёшка и попробовали свои силы в роли народных умельцев. Ребята расписали деревянную болванку матрешки, слепили из глины и расписали куклу по мотивам народных росписей. Для достижения большего эффекта детям было предложено выполнить фартук матрешки в технике декупаж.

  1. Игрушки- марионетки

В рамках проекта была организована творческая мастерская по использованию бросовых материалов в создании игрушек  марионеток.  Это стало своеобразным продолжением работы в рамках уже апробированного проекта «Чудеса из ненужных вещей».

  1. Игрушки-сувениры.

Тесто - приятный на ощупь, пластичный, экологически безвредный материал.  Традиционной темой на  занятиях в изостудии является изготовлении сувенира -символа года из солёного теста.

В преддверии новогодних праздников были изготовлены новогодние персонажи (дед мороз, снегурочка, ёлочка) с использованием пластиковых бутылочек различных форм и окраски, мишуры, самоклеющейся бумаги и других подручных средств.

Работы детей украсили диарамный подиум «зимняя сказка». дети  с  удовольствием демонстрировали свои игрушки и рассказывали о последовательности их изготовления и используемых материалах.

Ёлочная игрушка сделанная своими руками несёт  тепло и  положительную энергетику.

Красочные ёлочные игрушки из гипса украсили импровизированную ёлочку в группе в период подготовки к новогодним праздникам.

  1. Куклы из бумаги.

На занятиях в изостудии дети познакомились с технологией изготовления бумажной магнитной куклы. Магнит, закрепленный на кукле, удерживает  одёжки к которым прикреплены металлической монетки. Данная работа не только закрепляет знания детей о чудесных свойствах магнита», но и  развивает воображение, побуждает детей к творческой деятельности.

В течении года  прошли ряд занятий  по изготовлению   бумажных кукол.

 Бумажная кукла в ярком сарафане из бумаги, сложенной вчетверо с последующей прорисовкой мелких деталей фломастерами и кукла, выполненная в технике бумагопластика по мотивам дымковской игрушки.

  1. Маски.

В мае в ходе электронной презентации познакомила детей с искусством масок, показала свои авторские решения. Для детей были подготовлены гипсовые  формочки. Конечно,  этот вид работы требует сотворчества и помощи педагога и с определением темы и с подбором дополнительных изобразительных средств в  создании законченного образа. И  в использовании небезопасных для детей материалов- клеевой пистолет, шило. Но все мои усилия были вознаграждены  детским восторгом от конечного результата работы.

III  этап – Обобщающий.

В конце года были  подведены итоги проделанной работы.

В итоге реализации  проекта

-дети познакомились с историей русской народной куклы и ее видами

-освоили  технологии создания кукол из  разного материала;

В рамках проекта были организованы экспозиции и проведены мастер классы для детей, родителей и педагогов ДОУ.

Результаты  реализации проекта были  представлены на городском семинаре по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как один из способов познавательного развития детей» в виде презентации проекта «Кукла своими руками».

Данный проект  стимулировал  и мою творческую деятельность. Я в буквальном смысле заболела  искусством создания куклы.  

Литература.

  1. Дрезина М.Г., Куревина О.А. На встречу друг другу. Москва, 2007.
  2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Москва, 1983.
  3. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Москва, 1984.
  4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва, 2001.
  5. Сборник очерков о русском искусстве «Маленькие чудеса». Ленинград, 1981.
  6. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва, 2004.
  7. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Ребенок и рукотворный мир. Шуя, 2006
  8. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.Художественный труд. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Сделайте пособие своими руками. "ТЕЛЕВИЗОР"

Уважаемые родители! Попробуйте сделать вместе с детьми увлекательное пособие "Телевизор". Оно поможет вам не только весело провести совместный досуг, но и  позволит   автоматизировать ...

Сделаем пособие для выработки целенаправленной воздушной струи своими руками.

Постановка многих звуков начинается с выработки целенаправленной воздушной струи. Незатейливые пособия, котрые я хочу предложить вашему вниманию, позволят превратить довольно скучный процесс в увлекат...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...