статья "Организация игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему

«… Дитя в своих играх обнаруживает

без  притворства всю свою душевную жизнь».

К.Д. Ушинский

 

 

 

 

            Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние. Однако, к сожалению, в большинстве ДОУ малышу играть просто некогда, а у воспитателя на это просто нет времени. И когда за детьми приходят родители, часто можно услышать, что дети не хотят уходить: « Я еще не поиграл». Для воспитателя организация игры – один из наиболее сложных участков работы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyat.igra_.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста.

«… Дитя в своих играх обнаруживает

без  притворства всю свою душевную жизнь».

К.Д. Ушинский

В исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте.

        Постепенно к 3-ему году жизни ребенка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.

        В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованная взрослым, играми и занятиями; игровая самостоятельная. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видов.

        Деятельность, связанная с обучением ребенка в организованных взрослым играх и занятиях, в связи с особенностями малыша занимает короткое время, однако она имеет большое значение в его развитии.

        Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние. Однако, к сожалению, в большинстве ДОУ малышу играть просто некогда, а у воспитателя на это просто нет времени. И когда за детьми приходят родители, часто можно услышать, что дети не хотят уходить: « Я еще не поиграл». Для воспитателя организация игры – один из наиболее сложных участков работы.

   Основные отличия самостоятельной игры ребенка от занятий, проводимых воспитателем:

  1. Занятие, организуемое воспитателем,  имеет узкую цель.
  2. Ведущая роль принадлежит воспитателю при активном участии детей.

А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, наверняка она ему неинтересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.

        

Значение игры в развитии ребенка многозначно. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка: это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребенка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Кроме того,  игра – средство коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д.).

Виды игровой самостоятельности должны быть в группе:

  1.  площадь для двигательной активности малыша (в возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой), пособия - стимулирующие эту активность: горка для скатывания, мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя;
  2. разнообразные предметы для рассматривания – картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок;
  3. Действия с предметами – ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки) и орудийных действия с дополнительными предметами-орудиями (ложкой, палочкой, чашкой).

Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности – конструктивная и изобразительная.

Этапы развития игры детей раннего возраста (Н.М. Аскариной, Ф.И. Фрадкиной):

I этап – от 11 мес. До 1г. 3 мес. – воспроизведение разученных действий, когда ребенок воспроизводит действия непосредственно или отсрочено на основе подражания действиям взрослого.

II этап – от 1г.3м. до 1г.6м. – действия ребенка выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.

III этап – скачок в развитии игры ребенка – отдельные  отобразительные действия. Действия возникают не на основе подражания, а на основе отображения тех действий, которые дети увидели сами, наблюдая за действиями взрослых (например, малыш вытирает тряпкой пол при помощи ноги, как это делает папа).

        В дальнейшем игра детей в период 2-го года начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий (дети на музыкальном занятии видели, как музыкальный руководитель поправляла очки в процессе игры, следовательно они отображали эти действия).

        На 3-ем году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К этому времени возникают первые ролевые игры, когда ребенок не просто отображает чьи-то действия, но берет на себя роль тех, о которых у него сформировались первые представления: мамы, папы, водителя автобуса, участкового врача детской поликлиники.

        Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда малыш не только сам создает игровую ситуацию, но в ходе ее проявляется его познавательная активность, стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные – с игрушками, к более обобщенным  действиям с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в игру взрослого (например, в разыгрывании сценки с куклой, пришедшей на прием к врачу, роль врача играет ребенок).

Деятельность воспитателя в организации игровой самостоятельной деятельности направлена на следующие моменты:

  • руководство игрой и другими видами деятельности;
  • формирование в игре определенных правил поведения (научить, где и с какой игрушкой удобно играть, а после игры напомнить, чтобы их убрали на место);
  • положительных взаимоотношений между детьми;
  • поддержание у детей положительного эмоционального состояния;
  • стимулирование речевой активности детей.

Уровень развития игры  зависит:

  • от методов руководства, осуществляемых взрослыми  Они могут носить косвенный характер -  получение различных впечатлений (наблюдение за действиями окружающих);
  • проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребенка;
  • своевременное изменение игровой среды
  • содержательное общение взрослого с ребенком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действий малыша.

Методические приемы,  способствующие действиям малыша:

  1. Кинестезический метод – взрослый словно направляет руку ребенка к определенным действиям (кидай, лови мяч).

При этом мышцы и связки руки малыша запоминают этот путь. В дальнейшем при обучении этим методом каким-либо действиям станет показ, сопровождаемый словом (например, покачай куклу спать).

  1. Создание проблемных ситуаций – побуждение ребенка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е.В. Зворыгина, Н.А. Мечинская, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, К.Л. Печора).

Исследования показали, что дети уже на 2-м году жизни решают проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: «у куклы грязный носик, вот платочек», «кукла грязная». Затем возникают более сложные проблемы: «кукла заболела», «сломалась машина». Далее разрешаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет чего-то» и т.п. Взрослому важно поставить ребенка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно.

Например, Лена (2г.8м.) на реплику взрослого «Кукла Маша голодная» нашла в игровом уголке кубики, сложила их в кастрюлю, поставила на игрушечную плиту и стала помешивать карандашом. На вопрос воспитателя: «Что варишь?» - Лена ответила, - «Суп» и как бы попробовала его на вкус при помощи карандаша. После вопроса воспитателя: «Что, соли мало?2 девочка из воздуха набрала соль и высыпала ее в кастрюлю.

        В игре детей 3-го года жизни предметы-заместители становятся многофункциональными, когда один предмет-заместитель заменяет различные предметы: палочка – нож, ложка, градусник; цилиндр- хлеб; бумага – полотенце, деньги, билет.

        Следует отметить, что уже к двум годам предметы-заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например, на просьбу: «Дай мне ложку» находят палочку. В дальнейшем дети этим предметам-заместителям дают названия предметов, функции которых они выполняли в игре.

        Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Есть такие дети, которые интересуются играми и на приглашение выполнить роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. Такие дети требуют большого внимания со стороны воспитателя. У них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах. Следует также обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Успех работы в данном случае во много зависит от согласованности действий воспитателей детского сада и семьи.

        Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную самостоятельную игровую деятельность.

Список литературы:

  1. К.Л. Печора. Развиваем детей раннего возраста. Москва, творческий центр «Сфера». 2012.
  2. Я.И. Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Москва «Просвещение». 1981.
  3. Л.С. Выготский. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Особенности побуждения к стремлению проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении в раннем возрасте

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Самостоятельность являются важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка. Совре...

Презентация "Использование тестопластики для развития самостоятельности детей раннего возраста"

laquo;Тестопластика», или лепка декоративных изделий из соленого теста – это один из видов художественного конструирования. Она не только активизирует и координирует тонкие движения кисте...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. тема: Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Одн...

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...