Особенности побуждения к стремлению проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении в раннем возрасте
материал

Гололобова Анна Михайловна

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Самостоятельность являются важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка. Современное образование предъявляет высокие требования к дошкольному образованию.

Интерес к данному вопросу обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности побуждения к стремлению проявлять самостоятельность                     в бытовом и игровом поведении в раннем возрасте

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Самостоятельность являются важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка. Современное образование предъявляет высокие требования к дошкольному образованию.

Интерес к данному вопросу обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в «Концепции дошкольного воспитания» в которой отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности[5,20].

В пункте 3.2.5 ФГОС сказано, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через  недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности [13].

Целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом  и раннем возрасте предусматривают, что ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Стремление к самостоятельности свойственно   детям в раннем возрасте. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность дошкольников рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Теплюк С.Н., Люблинской  А. А., Осницкого А.К., Марковой Т.А., Кузовковой К.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой. Е. О. Буре Р.С., Островской Л.Ф., Гуськовой Т., Кона И.С.

В последнее время детская самостоятельность все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [8, 280]. 

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать  уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Самостоятельность дошкольников рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Теплюк С.Н., Люблинской  А. А., Осницкого А.К., Марковой Т.А., Кузовковой К.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой. Е. О. Буре Р.С., Островской Л.Ф., Гуськовой Т., Кона И.С.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка, так считает Теплюк С.Н. Именно в этом возрасте начинается формирование самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

По мнению А.А. Люблинской  самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.

В своих работах Гуськова Т.В, Ермак Н. говорят о том, что самостоятельность - это качество, преломляющее поведение на разных этапах жизни ребенка. В 2-3 года активизируется стремление к самостоятельности, к четырем годам этого стремление затухает. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло [7,12].

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии любого человека. В этот период закладываются наиболее важные  и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие [11,127].

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого и его внимании). Это противоречие находит свое разрешение в новой ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

  Потребность ребенка действовать самостоятельно с предметами и средствами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком. Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.

До определенного момента все действия детей примитивны, они катают мячик, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности.

Проявление инициативы - это первый компонент  в развитии самостоятельности. Дети инициативны по природе, них всегда есть свои "задумки", предпочтения, выбор. Они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача взрослого - не погасить эту инициативу, учиться следовать ей (когда возможно), поддерживать идеи ребенка. А погасить инициативу очень легко: грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), или гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки - стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что "я справлюсь быстрее и лучше"). Другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание взрослых как можно быстрее "развить и повзрослить" ребенка. Для этого ребенка побуждают делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из-под палки. Но нужно учитывать, то что ребенок может научиться делать все, чему вы его обучаете, но вряд ли он будет это любить это делать.

В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины бывают разные, итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.

Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У ребенка нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

Оптимальный вариант поведения взрослых- следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация - научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу следует подмечать - и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становиться более усидчивым, настойчивым, организованным.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. Малыш сам откажется от помощи взрослых, как только почувствует, что может справиться сам [10,90].

Ребенок в силу своего возраста  не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности. Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но навык самостоятельности не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ребенок в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. «Пробелы» в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты «цепной реакцией» - минусами в последующем  [9, 98].

 

Библиографический список литературы

1.Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.

2.Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 124-132.

3.Вераксы Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 352 с.

5.Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. //«Виноград». - 2010. - №37. - С. 20-23.

6.Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 272с: ил.- (Серия «Детском у психологу»)

7.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с

8.Дмитриева Д.В. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. – М.: Астрель,2003- 350c.

9.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1–3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2003.- 126c.

10.Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье.- СФЕРА,2012.-112с.

11.Семенова Е.О.«Развитие самостоятельности» //Сёма апрель 2010. № 3  C 24-26  

12.Смирнова Е.О. Воспитание малыша в семье. От рождения до трех лет / Е.О. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2003. – 197c/

13.ФГОС. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое поведение детей раннего возраста

Игра-наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей:усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности...

игровое поведение детей раннего возраста

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышле...

Беседа на родительском собрании "Особенности психики и поведения детей раннего возраста"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада

Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...

Игровое поведение детей раннего возраста

материал о игровои поведении детей раннего возраста, конспекты....

Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста

Аутизм, или расстройствааутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.Эти расстройства проявляются, главным образом, н...

«Организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста»

laquo;Организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста» В исследованиях отечественных учёных  (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Э.Б. Эльконина) дейст...