Игровое поведение детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Даниленко Алла Васильевна

материал о игровои поведении детей раннего возраста, конспекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_povedenie_detey_rannego_vozrasta.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Тема: «Игровое поведение детей раннего возраста».

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. 

В течение недели я наблюдала за игровым поведением детей раннего возраста (от 2 до 3 лет). Наблюдение велось во время свободной  игры детей.

Дневник наблюдений

 Пронин Захар  2 года 3 месяца

Что характерно для игрового поведения ребенка?

Немного замкнутый, не общительный. Требует к себе внимания и не любит, когда взрослый переключает свое внимание с него на другого малыша. Со сверстниками играть не любит, но наблюдает за их игрой.

Использует ли ребенок в своей игре предметы-заместители?

 В период наблюдения  мальчик использовал предметы- заместители. Например, карандаш может стать пистолетом или  ножиком и т. д. Эти игровые замещения можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

Сопровождает ли игровые действия словами?

Игровые действия проходят почти без слов. Речь ребенка нарушена (нарушение звукопроизношения)

 Какие  предметы или игрушки он предпочитает?

Ребенок  предпочитает играть строительным конструктором, машинами. Но предпочтения быстро меняются и неустойчивы.

Возникают ли внутри игрового поведения ребенка конфликты с другими детьми? Как часто? По какому поводу?

Конфликты возникают часто. Ребенок бывает упрямым( настаивает на своем требовании).Не умеет учитывать интересы других, ссорится из-за игрушек, «борется» за внимание к себе взрослого.  

Силаева Соня 2 года 7 месяцев

Что характерно для игрового поведения ребенка?

Ребенок общительный спокойно прошла адаптацию к детскому саду, сразу влилась в детский коллектив.

Использует ли ребенок в своей игре предметы-заместители?

В период наблюдения девочка использовала предметы – заместители. Например, конструктор использовала как еда в тарелке и т. д.  Во время игры проявляет воображение и творчество.

Сопровождает ли игровые действия словами?

Игровые действия сопровождает словами. Речь Сони правильная, связная ,состоит из предложений, произносит большинство звуков (кроме шипящих и соноров). В игре высказывается и за себя и за игрушку.

Какие  предметы или игрушки он предпочитает?

Очень любит играть с куклами в « дочки- матери», в магазин.

Возникают ли внутри игрового поведения ребенка конфликты с другими детьми? Как часто? По какому поводу?

Девочка не конфликтная ,любит играть с детьми, повторяет действия взрослого.

           Какие психологические особенности работы с малышами вы должны были учесть при составлении плана таких занятий.

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Происходит развитие восприятия детей определяемое тремя основными параметрами рассматривания предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Следует уделять внимание режиму дня ребенка. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции.

Какие игры, рекомендованные в лекциях, включили в план?

«Приходите в гости к нам», «В гостях у Маши»

По какому принципу собрали детей в мини-группу?

Дети для занятий объединяются с одинаковым уровнем развития и одного возраста. Предоставленные игры – занятия  нравятся детям, хорошо понимают содержание и получают удовольствие от выполненных игровых действий.

Какие психолого – педагогические задачи ставили при разработке плана игровых занятий?

Продолжать формировать наглядно-образное мышление. Развивать воображение, восприятие, внимание, память детей

Активизировать речь детей( расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи)

Воспитывать дружеские отношения, чувство симпатии к сверстникам, любовь к близким, эмоциональную  отзывчивость.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Формировать представления у детей о форме, цвете, величине.

Развивать сенсорные процессы.

Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры.  При планировании занятий следует использовать принцип наглядности. В раннем возрасте дети знакомятся с окружающими предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, действуют с ними. Но следует использовать только те средства наглядности, которые активизируют восприятие, повышают его целенаправленность (например: не следует при показе кошки украшать ее бантом). Так же использовать словесные обращения к детям, объяснения при рассматривании наглядных объектов. Принимая во внимание свойственную детскому возрасту потребность в движении, занятия строятся так, чтобы удовлетворить эту потребность (свободная организация детей например: отыскать источник звука).

            Учитывая несформированность произвольного внимания , воспитатель подбирает игры с элементами сюрприза.

1.Конспект игры-драматизации в младшей группе, тема: «Приходите в гости к нам!»

Программное содержание:

Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми;

Закреплять умение согласовывать свои действия с другими ребятами;

Совершенствовать двигательные способности;

Развивать внимание, память, наблюдательность детей;

Приобщать детей к русской народной культуре.

Предварительная работа:

Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, разучивание текста пьесы и танцевальных движений.

Мотивация:

Покажем гостям сказку.

Ход игры-драматизации:

(Музыка. Выходит сказочница).

Сказочница:

Здравствуйте, мои друзья.

Я к вам в гости пришла.

Всех вас рада видеть я.

Сказочница зовут меня.

Хочу вам сказку рассказать

И пора ее начать.

Дружно жили все игрушки.

Мишки, куколки-подружки.

Игрушки весело играли

И, конечно, танцевали.

(Забегают дети - «игрушки», хоровод «Солнышко». Матрешка выходит на середину под музыку).

Сказочница:

Время праздника настало,

И Матрешка всем сказала.

Матрешка:

Решила всех я угостить,

Пирогами накормить.

Муки мало у меня

Вдруг всем не хватит пирога.

Сказочница:

А вот и курочка идет

Что-то куколке несет.

(Выходит курочка, в корзинке мука).

Курочка:

Здравствуй куколка, возьми.

Принесла тебе муки.

Постарайся, испеки

В гости всех ты пригласи.

Матрешка:

Спасибо.

Сказочница:

А вот и козочка идет.

Что-то куколке несет.

(Выходит коза с корзинкой).

Коза:

Матрешка, вот для тебя

Принесла я молока.

Вот и маслице, возьми.

Постарайся, испеки.

Матрешка:

Спасибо.

(Уносит в дом корзинки).

Коза:

Ну, а где мои козлятки,

Где веселые ребятки.

Выходите погулять,

Выходите поиграть.

(Проводится танец козлят).

Сказочница:

А вот Мишенька идет,

Что-то куколке несет.

(Выходит медведь из домика

Медведь:

Постарался, принес я

Варенье вкусное для пирога.

Ты побольше испеки,

В гости всех ты пригласи.

Кукла:

Спасибо.

(Уходит в дом).

Сказочница:

Варенье куколка взяла

И пирог свой печь пошла.

Смотрите, кот сюда идет,

Ничего он не несет.

(Выходит кот).

Кот:

Мяу, здесь пирог пекут?

Здесь меня, наверно ждут.

Весь пирог я съесть смогу

Очень пироги люблю.

Съем все сам, съем все сам,

Никому пирог не дам.

(Выходят курочка, коза, медведь и козлята).

Все вместе:

Котик, котик ай-ай-ай,

Ты нас всех не обижай.

С друзьями надо поделиться,

Жадным быть ведь не годится.

Ай-ай-ай!

(Все грозят ему).

Кот:

Мяу, простите вы меня,

Жадничать не буду я.

(Выходит Матрешка с пирогом).

Матрешка:

Вот пирог я принесла,

Он готов у меня.

Всех гостей надо звать,

Пирогом угощать.

Сказочница:

Угощаться надо вместе. Вместе это интересней.

Давайте песню мы споем,

Как дружно, весело живем.

(Песня о дружбе).

Сказочница:

А на радости, друзья,

Танцевать пришла пора.

(Танец с ложками).

Сказочница:

Вот и сказка наша вся

Попрощаемся, друзья.

Приходите в гости к нам.

Все :Рады, рады мы гостям.

2.  Сюжетно-ролевая  игра  «В гостях у Маши».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: расширять представления детей о возможностях игры с куклой. Закреплять значения об окружающем, о предметах, действиях с ними и их назначении (посуда, одежда).Развивать понимание речи, активизировать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Продолжать воспитывать в детях уважение друг к другу, учить играть сообща, вместе.

Наглядный материалкукла Маша, чайная посуда, выпечка, кроватка с постелью, одежда для куклы (платье, колготки, туфельки),чашка с водой.

Содержание организованной деятельности детей

В кроватке спит кукла Маша, рядом на стульчике ее одежда. Входят ребята, здороваются с гостями. Воспитатель подводит детей к кроватке, читает загадку:

Я, наверно вам знакома,

Я живу в саду и дома

С ребятами хожу гулять.

Я совсем не растеряша,

Я игрушка-кукла (дети хорошо отвечают- Маша)

Вот наша кукла Маша, она спит. Максим, помоги Машеньке встать, как ей скажешь?

-Машенька, вставай.

Проснулась Машенька. Нужно скорей умыться. Где у нас водичка? Вот водичка, нужно Машу умыть.

-Потрогай, Аня, теплая или холодная вода? Хорошо что теплая, значит можно умываться. Воспитатель держит куклу, а ребенок умывает куклу, все вместе читают потешку :

Водичка, водичка,

Умой Машино личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вот умыли нашу Машу, теперь нужно ее одеть. Что сначала нужно надеть?

-Аня, подскажи.

-Колготки. Правильно, надеваем колготки.

-А после колготок, что наденем?

-Туфельки.

-Помоги, Максим надеть туфельки.

Теперь Витя скажет нам, что еще нужно надеть Маше? Правильно, платье.

-Ах, какая нарядная кукла.

А давайте ей завяжем бант. Какого цвета бант?

Давайте я расчешу куклу и привяжу бант.

Воспитатель расчесывает куклу, читает потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят-

Все волосенки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка слушайся.

Потом завязываем бант и еще раз спрашиваю какого цвета бант.

-С синим бантом,

Чудо-девочка стоит,

И, ресницы опуская,

Слово «мама» говорит.

Вот, какая Маша у нас нарядная. Полюбуйтесь ребята на ее. Посиди, Маша на стульчике. А нам, ребята нужно в комнате навести порядок. Сначала нужно заправить кроватку.

-Аня, заправь, пожалуйста, кроватку. Ребята, смотрите, как Аня аккуратно заправляет кроватку.

-Ну, вот ребята, порядок навели. Нужно напоить Машу чаем, да и самим подкрепиться. Илья, посади Машу за стол. Витя, возьми чашку с блюдцем, поставь на стол. Аня, наливай Машеньке чай. Наливай аккуратно, не торопись.

-Максим, попробуй чай, горячий?

Напои Машу чаем .А к чаю нужны пироженые.  Аня, подай пожалуйста пироженые.

После чая Маша благодарит детей и предлагает потанцевать.

К нам пришла повеселиться

Машенька0красавица,

Ей на месте не сидится

Так плясать ей нравится.

Дети танцуют.

Поплясали, мы Машутка

Все сегодня от души,

А теперь, присядь послушай,

Как споют нам малыши.

Дети поют песню про Машу, затем прощаются и уходят.

Оцените сложность проведенных занятий для детей данной группы.

Работа с детьми раннего возраста требует особенного подхода. Занятия отличаются объемом, содержанием материала, приемами проведения занятия. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают и т.д. Но только с помощью взрослого ребенка узнает функциональное назначение предметов нашего быта- что ложкой едят суп, а лопатой копают песок. Элементы обучения необходимо многократное повторение пройденного .Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предметов материала. На занятиях не следует планировать длинные игры. Необходимо гибко варьировать длительность, возможность детей и их поведение. Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Чтобы малыши развивались быстрее и умереннее, хвалите их почаще.

 Какие поставленные задачи удалось решить?

Атмосфера в группе комфортная, дети умеют заниматься, научились общаться со взрослыми, действовать с предметами. В своей игре  пользуются предметами  - заместителями или воображаемыми предметами, осознанно принимают от взрослого указания и выполняют действия с предметами – заместителями. Научились слушать и понимать взрослого, общаться со сверстниками.

В дальнейшей проработке нуждаются:

Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.

Продолжать формировать сюжетно-ролевую игру.

Продолжать развивать внимание, память, восприятие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое поведение детей раннего возраста

Игра-наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей:усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности...

игровое поведение детей раннего возраста

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышле...

Игровые поля-папки, как условие развития игровых навыков детей раннего возраста

в статье говорится о развитии первого вида игры детей раннего возраста - режиссерской игре. об одном из приемов ее развития и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру....

Особенности побуждения к стремлению проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении в раннем возрасте

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Самостоятельность являются важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка. Совре...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста».

Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;Упражнять детей в проявлен...