«Организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

«Организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста»

 

В исследованиях отечественных учёных  (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте.

Постепенно к  третьему году жизни ребёнка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, то, что лежит в основе сюжетно- ролевой игры.

В процессе жизни у ребёнка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельность. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других её видах. Так, деятельность ребёнка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление, купание, подготовка ко сну и др.), занимает основную часть времени ребёнка и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности малыша, формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребёнка.

Деятельность, связанная с обучением ребёнка в организованных взрослым играх и занятиях, в связи с особенностями малыша занимает короткое время, однако она имеет большое значение в его развитии.

Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребёнка, поскольку если он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это естественное состояние.

Каковы же основные отличия самостоятельной игры ребёнка от занятий, проводимых воспитателем?

Главное отличие заключается в том, что занятие, организуемое взрослым, имеет узкую цель, где ведущая роль принадлежит воспитателю при активном участии детей. А если игра возникает по инициативе ребёнка, значит, наверняка она ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять её, не подавляя инициативы ребёнка.

Значение игры в развитии ребёнка многозначно. Это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребёнка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Это метод  диагностики психического развития ребёнка. Кроме того, игра- средство коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д.) и важнейшее средство формирования личности ребёнка, положительных форм его взаимоотношений со сверстниками.

Какие же виды игровой самостоятельной деятельности должны быть представлены в группе?

В возрасте 1 года ребёнок  только становится на ноги и делает первые шаги. Поэтому, с одной стороны, необходима достаточная площадь для двигательной активности малыша, с  другой- пособия, стимулирующие эту активность: горка для скатывания, мячи, машины, тележки, которые они двигают впереди себя.

Познавательная деятельность связана прежде всего с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего. Поэтому в группе имеют место быть различные предметы для рассматривания (картинки, иллюстрации, макеты, альбомы, книжки, наглядные игрушки и т.д.)

Действия с предметами- ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами ( дидактические игрушки) и предметы- «орудия» (ложка, чашка, тарелка и т.д.)

Конструктивная и изобразительная деятельность в жизни ребёнка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому; оставляет след на бумаге карандашом. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности- конструктивная и изобразительная. Уже в начале второго года жизни у детей появляется игра с сюжетными игрушками.

Этапы развития игры детей раннего возраста представлены в работах  Н.М. Аксариной, Ф.И. Фрадкиной.

Первый этап характерен для детей в возрасте от 11 мес. До 1г. 3мес.- это воспроизведение разученных действий, когда ребёнок воспроизводит действия непосредственно или отсрочено на основе подражания действиям взрослого.

Действия ребёнка на втором этапе (от 1 г.3 мес.- 1г. 6 мес.) выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.

На третьем этапе на основе вышеуказанных действий ребёнка появляется новый этап- скачок в развитии игры ребёнка- отдельные  отобразительные  действия. В отличие от вредыдущих действий они возникают не на основе отображения тех действий, которые дети увидели сами, наблюдая за действиями взрослых (например: малыш вытирает пол тряпкой при помощи ноги, как это делает папа)

В дальнейшем игра детей в период второго года начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий. Так, девочка двух лет, увидев, как мама укладывает её спать, в игре отображает эти действия: укладывает куклу на кровать, укрывает её одеялом, «качает», затем тихонько отходит и говорит, прижимая к губам палец: «Тише, тише» и вновь возвращается, потому что под мамиными ногами скрипели половицы, и сама девочка от этого просыпалась.

И уже на седьмом этапе, на третьем году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К этому времени возникают первые ролевые игры, когда ребёнок не просто отображает чьи- то действия, но берёт на себя роль тех, о которых у него самого сформировались первые представления: мамы, папы, врача, водителя в автобусе и т.д.

В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особо благоприятные условия для формирования способности производить  действия в умственном плане, происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребёнка (Д. Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова)

Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда малыш не только сам создаёт игровую ситуацию, но и проявляет свою познавательную активность.

Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщённости реального и игрового опыта ребёнка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные- с игрушками, к более обобщённым действиям с предметами- заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в игру взрослого. Например: в разыгрывании сценки с куклой, которая пришла на приём к врачу, роль которого взял на себя ребёнок.

Деятельность воспитателя в организации игровой самостоятельной деятельности детей направлена на следующие моменты:

- Руководство игрой и другими видами деятельности;

- Формирование в игре определённых правил поведения (научить, где и с какой игрушкой удобно играть, а после игры напомнить, что нужно все расставить по своим местам)

- Положительных взаимоотношений между детьми;

- Поддержание у детей положительного эмоционального состояния;

- Стимулирование активной речи детей;

Уровень развития игры в значительной степени зависит от методов руководства, осуществляемых взрослыми. Они могут носить косвенный характер- получение различных впечатлений( наблюдение за действиями окружающих), проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребёнка. Важно и своевременное изменение игровой среды. Особое значение имеет содержательное общение взрослого с ребёнком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действий малыша.

Какие же методические приёмы способствуют этому?

При обучении детей второго года жизни действиям с предметами наиболее эффективен кинэстезический метод, когда взрослый словно направляет руку ребёнка к определённым действиям: «Открой, закрой матрёшку». При этом мышцы и связки руки малыша запоминают этот путь. В дальнейшем основным методом при обучении каким- либо действиям станет показ, сопровождаемый словами. Но уже очень рано малыш начинает действовать по слову взрослого, когда он вначале выполняет прямую инструкцию, например, «покачай куклу», которую он держит в руках. В дальнейшем он будет готов выполнить более сложную словесную инструкцию, которая в ответ потребует несколько действий. Например: «Положи куклу спать на кроватку». В этом случае малыш  должен найти куклу, кроватку и выполнить действие.

Один из наиболее эффективных методов руководства игрой- создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребёнка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е.В. Зворыгина, Н.А. Менчинская, С.Л. Новосёлова, Н.Н. Поддъяков, К.Л. Печора) Исследования показали, что дети уже на втором году жизни решают проблемные ситуации, которые встречаются в их жизни. Например: «У куклы грязный носик, вытри платочком», «Собачка хочет пить» и т. д. Затем возникают и «более сложные» проблемы. «Кукла заболела», «Машина сломалась». Далее разрешаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет что-то» и т.п. Взрослому важно поставить ребёнка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставленная перед  малышом, опирается на его опыт, лежит в зоне «ближайшего развития», ребёнок решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность, которая выражена в том, что он сам ставит в игре проблемы и решает их, выходя за пределы игровой задачи, поставленной взрослым.

Пример: Катя- 2г. 9 мес. На реплику взрослого «Кукла хочет кушать», нашла в игровом уголке шарики, сложила их в кастрюльку и стала их «размешивать» ложечкой. Затем поставила кастрюльку на игрушечную плиту. На вопрос воспитателя: «Что ты готовишь для куклы?» Катя ответила: - Суп. И как бы сама его попробовала на вкус. Затем сказала: - Не солёный. И движениями рук как будто «посолила» суп.

Саша – 2г. 6 мес. Играет с куклой и прикладывает листочек бумаги к её спине. Воспитатель  задаёт вопрос: - Кукла заболела? Саша находит палочку и использует её как градусник.

В игре детей третьего года жизни предметы- заместители становятся многофункциональными, когда один предмет- заместитель заменяет различные предметы: палочка- нож, ложка, градусник. Цилиндр- мороженое, хлеб. Бумага- полотенце, одеяло.

Следует отметить, что уже к двум годам предметы- заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например: на просьбу – Дай мне пожалуйста ложечку. Дети находят палочку и передают взрослому. В дальнейшем дети этим предметам- заместителям дают названия.

Использование детьми таких форм интеллектуальной активности, как предметы- заместители, воображаемые предметы, а так же умение решать проблемы в игре по предложению взрослого и самостоятельно, выходя при этом за пределы заданной игровой задачи. Всё это формируется в результате использования воспитателем метода проблемных ситуаций при организации игровой самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста»

В исследованиях отечественных учёных  (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте.

Постепенно к  третьему году жизни ребёнка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, то, что лежит в основе сюжетно- ролевой игры.

В процессе жизни у ребёнка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельность. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других её видах. Так, деятельность ребёнка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление, купание, подготовка ко сну и др.), занимает основную часть времени ребёнка и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности малыша, формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребёнка.

Деятельность, связанная с обучением ребёнка в организованных взрослым играх и занятиях, в связи с особенностями малыша занимает короткое время, однако она имеет большое значение в его развитии.

Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребёнка, поскольку если он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это естественное состояние.

Каковы же основные отличия самостоятельной игры ребёнка от занятий, проводимых воспитателем?

Главное отличие заключается в том, что занятие, организуемое взрослым, имеет узкую цель, где ведущая роль принадлежит воспитателю при активном участии детей. А если игра возникает по инициативе ребёнка, значит, наверняка она ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять её, не подавляя инициативы ребёнка.

Значение игры в развитии ребёнка многозначно. Это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребёнка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Это метод  диагностики психического развития ребёнка. Кроме того, игра- средство коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д.) и важнейшее средство формирования личности ребёнка, положительных форм его взаимоотношений со сверстниками.

Какие же виды игровой самостоятельной деятельности должны быть представлены в группе?

В возрасте 1 года ребёнок  только становится на ноги и делает первые шаги. Поэтому, с одной стороны, необходима достаточная площадь для двигательной активности малыша, с  другой- пособия, стимулирующие эту активность: горка для скатывания, мячи, машины, тележки, которые они двигают впереди себя.

Познавательная деятельность связана прежде всего с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего. Поэтому в группе имеют место быть различные предметы для рассматривания (картинки, иллюстрации, макеты, альбомы, книжки, наглядные игрушки и т.д.)

Действия с предметами- ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами ( дидактические игрушки) и предметы- «орудия» (ложка, чашка, тарелка и т.д.)

Конструктивная и изобразительная деятельность в жизни ребёнка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому; оставляет след на бумаге карандашом. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности- конструктивная и изобразительная. Уже в начале второго года жизни у детей появляется игра с сюжетными игрушками.

Этапы развития игры детей раннего возраста представлены в работах  Н.М. Аксариной, Ф.И. Фрадкиной.

Первый этап характерен для детей в возрасте от 11 мес. До 1г. 3мес.- это воспроизведение разученных действий, когда ребёнок воспроизводит действия непосредственно или отсрочено на основе подражания действиям взрослого.

Действия ребёнка на втором этапе (от 1 г.3 мес.- 1г. 6 мес.) выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.

На третьем этапе на основе вышеуказанных действий ребёнка появляется новый этап- скачок в развитии игры ребёнка- отдельные  отобразительные  действия. В отличие от вредыдущих действий они возникают не на основе отображения тех действий, которые дети увидели сами, наблюдая за действиями взрослых (например: малыш вытирает пол тряпкой при помощи ноги, как это делает папа)

В дальнейшем игра детей в период второго года начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий. Так, девочка двух лет, увидев, как мама укладывает её спать, в игре отображает эти действия: укладывает куклу на кровать, укрывает её одеялом, «качает», затем тихонько отходит и говорит, прижимая к губам палец: «Тише, тише» и вновь возвращается, потому что под мамиными ногами скрипели половицы, и сама девочка от этого просыпалась.

И уже на седьмом этапе, на третьем году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К этому времени возникают первые ролевые игры, когда ребёнок не просто отображает чьи- то действия, но берёт на себя роль тех, о которых у него самого сформировались первые представления: мамы, папы, врача, водителя в автобусе и т.д.

В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особо благоприятные условия для формирования способности производить  действия в умственном плане, происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребёнка (Д. Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова)

Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда малыш не только сам создаёт игровую ситуацию, но и проявляет свою познавательную активность.

Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщённости реального и игрового опыта ребёнка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные- с игрушками, к более обобщённым действиям с предметами- заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в игру взрослого. Например: в разыгрывании сценки с куклой, которая пришла на приём к врачу, роль которого взял на себя ребёнок.

Деятельность воспитателя в организации игровой самостоятельной деятельности детей направлена на следующие моменты:

- Руководство игрой и другими видами деятельности;

- Формирование в игре определённых правил поведения (научить, где и с какой игрушкой удобно играть, а после игры напомнить, что нужно все расставить по своим местам)

- Положительных взаимоотношений между детьми;

- Поддержание у детей положительного эмоционального состояния;

- Стимулирование активной речи детей;

Уровень развития игры в значительной степени зависит от методов руководства, осуществляемых взрослыми. Они могут носить косвенный характер- получение различных впечатлений( наблюдение за действиями окружающих), проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребёнка. Важно и своевременное изменение игровой среды. Особое значение имеет содержательное общение взрослого с ребёнком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действий малыша.

Какие же методические приёмы способствуют этому?

При обучении детей второго года жизни действиям с предметами наиболее эффективен кинэстезический метод, когда взрослый словно направляет руку ребёнка к определённым действиям: «Открой, закрой матрёшку». При этом мышцы и связки руки малыша запоминают этот путь. В дальнейшем основным методом при обучении каким- либо действиям станет показ, сопровождаемый словами. Но уже очень рано малыш начинает действовать по слову взрослого, когда он вначале выполняет прямую инструкцию, например, «покачай куклу», которую он держит в руках. В дальнейшем он будет готов выполнить более сложную словесную инструкцию, которая в ответ потребует несколько действий. Например: «Положи куклу спать на кроватку». В этом случае малыш  должен найти куклу, кроватку и выполнить действие.

Один из наиболее эффективных методов руководства игрой- создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребёнка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е.В. Зворыгина, Н.А. Менчинская, С.Л. Новосёлова, Н.Н. Поддъяков, К.Л. Печора) Исследования показали, что дети уже на втором году жизни решают проблемные ситуации, которые встречаются в их жизни. Например: «У куклы грязный носик, вытри платочком», «Собачка хочет пить» и т. д. Затем возникают и «более сложные» проблемы. «Кукла заболела», «Машина сломалась». Далее разрешаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет что-то» и т.п. Взрослому важно поставить ребёнка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставленная перед  малышом, опирается на его опыт, лежит в зоне «ближайшего развития», ребёнок решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность, которая выражена в том, что он сам ставит в игре проблемы и решает их, выходя за пределы игровой задачи, поставленной взрослым.

Пример: Катя- 2г. 9 мес. На реплику взрослого «Кукла хочет кушать», нашла в игровом уголке шарики, сложила их в кастрюльку и стала их «размешивать» ложечкой. Затем поставила кастрюльку на игрушечную плиту. На вопрос воспитателя: «Что ты готовишь для куклы?» Катя ответила: - Суп. И как бы сама его попробовала на вкус. Затем сказала: - Не солёный. И движениями рук как будто «посолила» суп.

Саша – 2г. 6 мес. Играет с куклой и прикладывает листочек бумаги к её спине. Воспитатель  задаёт вопрос: - Кукла заболела? Саша находит палочку и использует её как градусник.

В игре детей третьего года жизни предметы- заместители становятся многофункциональными, когда один предмет- заместитель заменяет различные предметы: палочка- нож, ложка, градусник. Цилиндр- мороженое, хлеб. Бумага- полотенце, одеяло.

Следует отметить, что уже к двум годам предметы- заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например: на просьбу – Дай мне пожалуйста ложечку. Дети находят палочку и передают взрослому. В дальнейшем дети этим предметам- заместителям дают названия.

Использование детьми таких форм интеллектуальной активности, как предметы- заместители, воображаемые предметы, а так же умение решать проблемы в игре по предложению взрослого и самостоятельно, выходя при этом за пределы заданной игровой задачи. Всё это формируется в результате использования воспитателем метода проблемных ситуаций при организации игровой самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении конкурса макетов для организации самостоятельной игровой деятельности детей

Повышение эффективности работы дошкольного учреждения по организации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...

Памятка для педагогов "Организация предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"

Реализация развивающего потенциала предметно-игровой деятельности зависит от того, в каких условиях находится малыш, насколько его предметное окружение и взаимодействие со взрослыми обеспечивает...

«Кубик Кубознайка» - как универсальный инструмент организации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста

Кубик представляет собой игрушку, на гранях которой изображены буквы, цифры или различные картинки, связанные с определенными темами. Бросая кубик, ребенок может изучать буквы или цифры, а также узнав...