Программа работы подготовительного класса для детей с серьезными ограничениями в умственном развитии.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Никитина Оксана Шяфкатьевна

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovit._klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы подготовительного класса для детей с серьезными ограничениями в умственном развитии.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

(70 ч; 2 ч в неделю).

Умения и навыки.

Уметь выполнять простые поручения по словесному заданию. Внятно выражать свои просьбы и желания.

Слушать и слышать сказки и рассказы в устной передаче учителя.

Принимать участие в инсценировках и драматизации сказок, рассказов.

Разучивать короткие стихи с голоса учителя.

Пересказывать сказки по иллюстрациям и вопросам.

Называть слова по предъявленным предметным картинкам.

Учить отвечать на вопросы кто это? что это? что делает?

Осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова.

Использовать слова: здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти/выйти», «Можно сесть/встать», «Можно идти» и т.д.

Принимать участие в кратких беседах о назначении предметов обихода.

Принимать участие в беседах, связанных с жизнью школы, класса, режимом дня. («Порядок в классе», «Ученик и учитель», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «перемены в школе, их назначение»).

Составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия ученика и учителя, а также действия, изображенного на картинке.

Упражнять в составлении коротких предложений по вопросам учителя.

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что делали? Какой? Какая? Чем? Куда? Где? Как? Правильное использование предлогов в, на, из.

Тематика.

Сезонные изменения в природе

Погода (дни ясные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, отлет птиц, подготовка зверей к зиме; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы.

Школа.

Школьное здание. Классы, коридоры, зал, библиотека, буфет (столовая), гардероб, школьные мастерские.

Классная комната

Стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол. Правильная посадка за партой, за столом. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Учебные вещи

Их назначение. Обращение с ними.

Семья

Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.

Игрушки

Кукла, мишка, зайчик, пирамида, матрешка, машинка и др. Сравнение игрушек и учебных вещей.

Одежда

Пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Уход за одеждой.

Обувь

Ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши. Уход за обувью. Сравнение обуви и одежды.

Овощи

Помидор, огурец, морковь, репа. Лук. Выращивание лука в ящиках. Употребление в пищу.

Фрукты

Яблоко, груша, лимон, апельсин, слива. Сравнение фруктов и овощей.

Посуда

Чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, стакан, тарелка, кастрюля, сковорода чайник. Назначение посуды. Уход за ней.

Туалет

Предметы гигиены: мыло, мыльница, зубная паста, расческа, полотенце.

Назначение предметов гигиены.

Мебель

Стол, стул, кресло, кровать, шкаф, зеркало. Назначение предметов. Уход за мебелью.

Пища

Булка, хлеб, масло, кефир, молоко, сыр, каша, суп. Откуда берем предметы питания. Когда употребляем их. Бережное отношение к хлебу.

Домашние животные

Корова, лошадь, овца, свинья, коза, кошка, собака. Различение по внешнему виду. Польза животных.

Дикие животные

Медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж. Различение по внешнему виду. Подготовка животных к зиме. Сравнение диких и домашних животных.

Домашние птицы

Курица, петух, гусь, утка, индюк. Различение по внешнему виду. Какую пользу приносят человеку.

Дикие птицы

Голубь, воробей, синица, грач, кукушка. Различение по внешнему виду. Сравнение диких и домашних птиц.

Виды транспорта

Машина, поезд, самолет, пароход. Назначение транспорта.

Повторение пройденного

Экскурсии, наблюдения и практические работы по теме.

Ежедневные наблюдения за погодой. Отражение данных наблюдений в «Календаре природы», (сегодня, вчера).

Систематические  наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы.

Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес, в сад, в огород для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц. Наблюдения за поведением домашних животных, диких животных (где есть зоопарки).

Практические работы по уходу за одеждой, обувью, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц и их подкормка зимой.

Подготовка к письму (добукварный период)

(70 ч., 2 ч. в неделю).

1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

2. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся: Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из бумажных полосок разного цвета или палочек (зрительный диктант) (П Н III Е М Т и т.д.).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (окно, домик для собачки, стол, стул, кровать, молоток, забор, елочка, лесенка и др.).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Зрительный диктант.

Конструирование простых макетов из геометрических фигур. Расчленение данных макетов на части и составление их из отдельных частей (дорожный знак, домик, светофор, елка, тележка и т.д.).

Выработка у учащегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

3. Специальная подготовка к обучению письму:

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте альбома, тетради и пользованием карандашом, ручкой, фламастером, восковыми мелками, кисточкой.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев (за счет специальных упражнений и занятий на уроках труда и предметно-практической деятельности. Лепка, складывание и разглаживание бумаги. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки (если возможно), бумажных полосок по данному учителем образцу. Игры с мозаикой.

Рисование мелом на доске, карандашом, фламастером, ручкой и восковыми мелками на листе бумаги прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке (равной ширине прописной буквы) прямыми линиями.

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка. Штриховку давать в направлениях слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

Обведение карандашом (другими предметами) контура геометрических фигур по намеченной линии, по пунктирной линии. Соединение по опорным точкам. Закраска и штриховка их.

Рисование прямых' линий и несложных предметов из них (рама, флажок, скамейка, лесенка, конверт, фигуры в форме букв и др.).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой в такой последовательности: прямая палочка длинная  и короткая, прямая палочка с закруглением внизу и вверху, палочка с закруглением и вверху и внизу, длинная прямая палочка с петелькой внизу, овал, полуовал, элементы букв А, М, Л, П, Т (письменных)-длинная прямая линия с закруглениями внизу (вправо) и длинная прямая линия с закруглением внизу (влево).

Счет

(70 часов, 2 часа в неделю).

Пропедевтический период.

Задача пропедевтического периода - подготовка учащихся к усвоению счета. У детей выявляются, уточняются количественные, пространственные, временные представления, их возможности восприятия математических знаний. Основные методы работы в этот период - наблюдение, сравнение, сопоставление экскурсий и дидактическая игра.

Учащиеся должны освоить приемы приложения, наложения, уметь манипулировать с предметами (передвигать, перекладывать и т.д.), лепить из пластилина (воска, глины) колбаски (столбики) разной длины и толщины, шарики большие и маленькие.

Учащиеся должны научиться слушать учителя, своих товарищей, выполнять несложные инструкции, уметь ответить на вопрос учителя одним словом или короткой фразой.

Учащиеся должны научиться правильно держать ручку, карандаш. Обводить карандашом трафарет (линии прямые и овальные), видеть линейки в тетради, уметь выделить одну клетку.

Понятие о величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий, широкий-узкий, больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, толще-тоньше, шире-уже.

Понятие о количестве (сравнение предметных множеств): много, мало, немного, один, столько же, поровну, сколько?

Пространственные представления: далекий-близкий, дальше-ближе, верхний-нижний, вверху-внизу, выше-ниже, правый-левый, справа-слева, вправо-влево, передний-задний, впереди-позади, вперед-назад, рядом, около, посередине, между, за, перед, на, над, под, в, внутри.

Понятие веса: тяжелый-легкий, тяжелее-легче.

Работа над множествами предметов (не более 5 предметов) с использованием слов, раскрывающих сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, прибавить, отнять. Использовать приемы приложения и наложения.

Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, утро, день, вечер, ночь. Геометрический материал.

Точка. Прямая линия (вертикальная, горизонтальная). Проведение прямых линий через одну точку, через две точки в разных направлениях.

Отрезок. Соединение отрезком двух точек от руки.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Уметь показать эти геометрические фигуры. Уметь различать их по цвету, форме и величине.

Примечание. Для средних и слабых учащихся многие понятия не обязательно использовать в речи, они должны лишь понимать их и адекватно реагировать.

Предметно-практическая деятельность, конструирование.

(Предметно-манипулятивные действия. 70 часов, 2 ч. в неделю).

Умения и навыки

Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога Наблюдение за заводными игрушками Прослеживание луча карманного фонаря

Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делаем вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Молоток», «Кулачок», «Человечек» и др.)

Выполнение подражательных действий со сменой движений (стучим-прячем).

Катание шариков в определенном направлении по показу и самостоятельно

Бросание мелких предметов (шариков, горошинок, бусинок) в сосуд с узким горлышком .

Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую . Заполнение отверстий втулками, грибками .

Закручивание руками крупных пластмассовых гаек на толстом стержне с резьбой

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень.

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6-8 предметов двух контрастных цветов: красные-синие, желтые-синие и т.д.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).

Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) из 8-10 предметов всех указанных цветов (без называния цвета) .

Четко знать цвета - красный, синий, желтый, зеленый.

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-8 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-брусок, кирпичик, куб-башенка (конус).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок»), «кирпичик») из 8-10 предметов всех указанных форм (без названия форм).

Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». Раскладывание этих плоскостных форм.

Самостоятельно уметь назвать шарик, кубик, круг, квадрат.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-8 предметов двух контрастных величин (большой-маленький, толстый-тонкий, длинный-короткий) по образцу и инструкции «Дай такой».

Группировка различных парных предметов по величине. Использование приемов наложения и приложения для их сравнения по величине .

Понимать, находить и показывать предметы большие, маленькие, уметь отличать, какой предмет больше, какой меньше. Самостоятельно использовать слова большой, маленький.

Примечание:

К выше перечисленным темам подобраны ряд дидактических игр: по цвету: «Подбор к фону», «Разложить в ряд», «Грибки», «Предметное цветовое лото», «Светофор», «Что лишнее»;

по форме: «Куда подходит» (доска Сегена и почтовый ящик), «Разложи в ряд», «Что лишнее», «Что убрали»;

по величине: «Разложи в ряд», «Бирюльки», «Что лишнее», «Что изменилось» .

Используются и такие игры, как «Поиск в окружающем», «Не урони», «Чудесный мешочек», вкладных к

Собирание убов (3 куба разной величины).

Складывание трех-пятиместной матрешки.

Собирание маленькой пирамиды из 3-5 колец по убывающей величине.

Складывание простейших фигур из счетных палочек (полосок, соломки) по показу и образцу.

Складывание разрезных картинок из 2-3 частей, разрезанных по вертикали (или горизонтали) и по диагональ.

Постройка из детского строительного набора башни из 4 кубов одинакового размера, дорожки из брусков одинакового размера, башни из 3 кубиков разного размера (по убывающей величине), ворот, дома, стола и стула.

Мозаика - стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями:

- заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (без выкладывания узора);

- выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета;

- выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов;

- выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный-синий-красный;

- выкладывание на тему по образцу и показу узоров «Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых расположенных в ряд; «Башня и флаг» (три белые вертикально в ряд и один красный наверху); «Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенных треугольником и рядом внизу один красный элемент); «Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него

шесть элементов белого цвета); выкладывание тез же узоров без образца, по названию сюжета.

Ручной труд (лепка, работа с бумагой, нитками)

(70 часов, 2 часа в неделю).

Лепка

Учащиеся должны ознакомиться с пластическими свойствами материала для лепки: глиной, пластилином, воском. Их цветом. Назначением. Способами подготовки материала к работе. С организацией рабочего места. С санитарно-гигиеническими требованиями в работе.

При работе с глиной (пластилином, воском) учащиеся должны освоить следующие приемы работы: разминать пластилин (глину, воск), делить глину (воск, пластилин) на части, отщипывать кусочки глины (пластилина, воска), раскатывать глину (пластилин, воск) в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывать кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливать на поверхности шара углубления (яблоко), сплющивать между ладонями шар (лепешка, блин, шляпка гриба), соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, кукла-неваляшка из двух шаров разной величины), лепить элементы букв.

При лепке соответствующих предметов учащиеся должны различать понятия: большой, маленький, короткий, длинный.

Работа е бумагой.

Познакомить учащихся со свойствами бумаги: рвется, мнется, сгибается, впитывает влагу. Основные цвета бумаги: красный, синий, зеленый, желтый.

Выработка умений и навыков работы с бумагой:

мять бумагу и разглаживать ее ладонью; произвольно разрезать; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу пополам по прямым линиям произвольно, разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

Изготовление изделий: «книжечка" («тетрадь») из 2 листов бумаги, «закладка» .

Составление геометрических узоров из готовых геометрических фигур из цветной бумаги на полосе бумаги в указанном порядке.

Составление изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, кукла-неваляшка, дом с крышей и др.

Работа с нитками.

Разборка ниток. Размотка трикотажного срыва. Сортировка по цвету. Намотка на катушку.

Самообслуживание

(70 часов, 2 часа в неделю).

1. Гигиена тела.

Различать и называть:

а) части тела: голова, волосы, глаза, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, спина, живот, плечи, руки, ноги, пальцы, колени;

б) предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, мыльница, зубная щетка, зубная паста, мочалка, расческа, ножницы, таз, ванна, носовой платок;

в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, умываться, вытирать, чистить, причесывать, причесываться.

Объяснить учащимся необходимость содержания своего тела в чистоте для сохранения и укрепления здоровья.

Отработать с учащимися понятие утреннего и вечернего туалета, уметь выполнять его под контролем взрослого.

Закрепить с учащимися навык мытья рук, лица, умения пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом.

Учить детей подстригать ногти на руках с помощью взрослого человека. Чистить зубы.

Учить детей правильному хранению предметов туалета.

2. Одежда и обувь.

Уметь различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, колготки, трусы, майка, рубашки, брюки, платье, фартук, куртка, пальто, шуба, шапка, варежки, туфли, тапочки, спортивная обувь, спортивная одежда.

Отработать и закрепить навыки одевания и обувания под присмотром учителя и сего помощью (слабые учащиеся). Знать место хранения и   нахождения одежды и обуви.

Уметь отличить изнанку одежды от лицевой стороны.

Познакомить с приемом застегивания пуговиц и шнуровки ботинок под руководством и с помощью учителя.

Познакомить с правилами ухода за одеждой и обувью.

3. Культура поведения.

Учащиеся должны знать требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, соблюдать правила поведения при встрече и расставании, уметь пользоваться словами «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извини те», знать формы обращения с просьбой, вопросом, правильно вести себя при встрече со сверстниками и взрослыми.

Формировать у детей правила поведения за столом во время приема пищи, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу.

Формировать у детей правила поведения в классе, в школе, в транспорте и в общественных местах, уметь культурно вести себя в транспорте, в общественных местах.

Учить соблюдать чистоту в классе, уметь пользоваться корзиной для мусора.

Закрепить навык правильного пользования туалетом, соблюдать гигиениче ские нормы: не забывать мыть руки после посещения туалета.

Рисование

(70 ч., 2 часа в неделю)

Подготовительные упражнения.

Выявление навыков рисования.

Развитие умения правильно держать карандаш, восковые мелки, фломастер, кисточку.

Знакомство с понятием «верх», «низ» листа бумаги.

Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый).

Развитие умения проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (травка, дождь, забор, лесенка, шарфик т т.д.) по опорным точкам и самостоятельно.

Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка, елочка и др.)

Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, на меченным линиям, опорным точкам.

Развитие навыка правилам раскрашивания с соблюдением контура.

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов используя знания геометрических фигур.

Декоративное рисование.

Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.

Рисование узора в квадрате (квадрат по шаблону).

Рисование геометрического орнамента по трафарету.

Рисование узора в полосе из треугольников.

Рисование круга по трафарету.

Рисование узора в полосе из кругов (круги по трафарету).

Рисование с натуры.

Рисование и рассматривание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).

Рисование по точкам и раскрашивание овощей (моркови, огурца, помидора).

Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точках. Рисование по трафарету гриба (большого и маленького). Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их красками.

Рисование на темы.

Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Огоньки ночью», «Листочки дерева», «Апельсин», «Салют», «Новогодняя елка», «Цветы на поляне», «Одуванчики и жуки на лугу».

Рисование по замыслу «Что бывает круглое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей и родителей: "Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста"

Подборка игр по сенсорному развитию для занятий на досуге родителей с детьми. ...

Рабочая программа для подготовительной группы для детей с ТНР

Программа расчитана для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Сценарий игровой программы "В гости к сказке" для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии.

Сценарий игровой программы "В гости к сказке" предназначен для детей с серьезными нарушениями в интелектуальном развитии.Цель игровой программы: формирование общечеловеческих ценностей добро...

Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет — фундамент умственного развития ребенка».

Цель:    повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства путем изучения актуальной темы «Сенсорное развитие детей 2-3 лет - фундамент умственного разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Безопасность»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи образовательной деятельности. - Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в пр...

Программа "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОТ 3 ДО 9 ЛЕТ"

Программа групповых коррекционных занятий для детей с интеллектуальными нарушениями от 3 до 9 лет....