Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО
консультация на тему

В формироании личности ребенка приоритетная роль принадлежит семье. С введением "Закона об образовании в Российской Федерации" проходят изменения  во взаимодействии с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Выполнила: Кривенцова В.Е.

воспитатель группы дошкольного образования МКОУ Барсовская ООШ

В формировании личности ребёнка приоритетная роль принадлежит семье. Это отчётливо обозначено  в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе об образовании в Российской Федервции, Семейном кодексе, ФГОС дошкольного образования. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей. А дошкольное учреждение должно обеспечить психолого-  педагогическую  поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а так же оказать помощь родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, в охране и укреплении их физического и психического здоровья.        

        Дошкольное образование, как отмечают многие исследователи, в настоящее время переживает сложный, по сути,  переломный период в истории своего развития. Повод перемен всем хорошо известен – новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему  ФГОС дошкольного образования.  

        Каким  образом данные изменения влияют на процесс взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи? И что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы в рамках реализации ФГОС ДО?

        Изменились социокультурные приоритеты российского общества, и особенно ярко эти изменения коснулись ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого,    являются      интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение ими стереотипами социального поведения и конкретными знаниями.

Много лет система дошкольного образования была последовательным и логичным отражением принципов государственного устройства: с одной стороны, организация детских садов и «очагов» была выгодна экономически, давала возможность освободить для производства матерей; с другой – формирование «нового» человека необходимо было начинать  уже в раннем детстве. И это все на многие годы определило отношение детского сада к родителям и детям. В русле общего направления государственной политики образование в детском саду доминировало относительно образования в семье.

После смены социально-политического строя система на первый план в системе дошкольного образования выходит задача развития индивидуальности ребенка. Наряду  с такими важными составляющими образовательного процесса, как совершенные дидактические методы и приемы, увеличение числа педагогов, работающих с детьми, повышение их квалификации, рационально организованная предметная среда, существует еще один эффективный ресурс  - целенаправленные образовательные усилия самих родителей, осуществляемые в рамках семейного воспитания.

Большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном возрасте, но при этом типичный родитель, как показали исследования, принимает незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. И здесь две основных причины: первая заключается в том, что большинство родителей не совсем верно представляют себе источник развития ребенка в дошкольном возрасте. Вторая причина  является следствием первой: не понимая механизмов развития ребенка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении. И здесь очень важным является совпадение ожиданий родителей в том, что они хотят получить от детского сада, и непосредственной работой дошкольного учреждения, понимание целей и способов осуществления дошкольного образования.

Для обсуждения интересующих нас  вопросов принципиально важными являются изменения в содержании федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами.

Во-первых, законом предусмотрено, что  в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО,  эксклюзивная роль отводится семье. В ст. 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает насущная необходимость по-иному взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Но современная семья по ряду объективных причин с момента рождения ребенка нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, в организации профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов ДОУ, а в случае необходимости, и максимально ранней организации коррекционного процесса. Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение  ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. Общие цели в сочетании с различными   возможностями создают  и благоприятные условия для продуктивного сотрудничества.

Задача вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в основном поэтапно:

 Повышение педагогической культуры родителей, выявление уровня осведомленности в области воспитания и обучения детей (просвещение), выявление потребности родителей в образовательных услугах.

В ДОУ ежегодно проводится социологическое исследование семей воспитанников, на основе результатов которого вырабатывается тактика общения с каждой семьей. Особое внимание уделяется работе с социально-неблагополучными семьями.

        В целях планирования и выстраивания системы конструктивного взаимодействия и взаимопонимания с родителями педагогами ДОУ проводится анкетирование родителей по выявлению потребности в образовательных и оздоровительных  услугах.   Результаты анкетирования подтверждают потребность и готовность родителей в организованных формах принимать психолого-педагогическую помощь специалистов ДОУ в обучении и воспитании детей,  посещать занятия, семейные клубы, тренинги, родители  выражают желание принимать участие в совместных детско-взрослых конкурсах и проектах, оказывать помощь в оформлении группового пространства, пополнении предметно-пространственной среды и др. Родители предлагают свои формы общения с семьей, делая акцент на особенностях и предпочтениях своего ребенка.

С целью повышения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста для родителей воспитанников проводятся Дни открытых дверей, тренинги, круглый стол, семинары-практикумы, функционируют консультационные пункты. В активной форме проводятся родительские собрания, посвященные теме ФГОС ДО, размещаются  фотоотчеты о проведении родительских собраний                       в информационных уголках для родителей.

        Красочно и содержательно оформляются родительские уголки, где представляется актуальная информация для родителей  (о  ФГОС ДО,  тема недели, рекомендации специалистов ДОУ, режим дня,  объявления, тематические фотовыставки и др.). В ДОУ проводятся смотры-конкурсы родительских групповых уголков, позволившие педагогам внести коррективы в их оформление и содержание. Расширяются  границы использования ИКТ- технологии в работе с родителями за счет оснащения приемных комнат компьютерным оборудованием, представления электронного портфолио детей, актуальной информации для родителей в электронном виде.

        Информация, размещенная в родительских уголках о достижениях ребенка, персональные выставки детей позволяют педагогам вызвать интерес родителей и повысить уровень включенности в образовательную деятельность.  Демонстрация родителям положительного опыта ребенка позволяет педагогами выстраивать доброжелательные отношения с родителями  с установкой на будущее сотрудничество.

На официальных сайтах ДОУ ведутся постоянно обновляемые рубрики («Родителям», «Рекомендации специалиста», «Тематические недели» и др.) где размещаются консультативный, информационный материал для педагогического просвещения родителей, ознакомления их с ходом образовательной деятельности. Идет взаимодействие с родителями посредством электронной почты.

С целью выявления степени удовлетворенности родителей качеством услуг ДОУ  проводится анкетирование родителей воспитанников. Результаты мониторинга свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ, условиями пребывания ребенка, качеством питания, оказания образовательных услуг.

 Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

С целью укрепления взаимодействия и сотрудничества с родителями  проводятся совместные мероприятия с участием родителей: тематические выставки детско-родительского сотворчества, фотовыставки, дни открытых дверей, конкурсы, субботники, музыкально-физкультурные мероприятия, реализуются проекты.

Педагоги ДОУ предлагают  родителям заранее  прописывать свое участие в образовательном процессе, что позволяет использовать инициативу семьи для реализации образовательной программы. Одними из популярных способов включения родителей в образовательный процесс стали «Мастер-класс для детей», «Гость группы»,  в которых родители непосредственно включаются в образовательную деятельность с детьми, преподавая им секреты своего мастерства.

В целом создаются благоприятные условия, способствующие эффективному взаимодействию педагогов и родителей по вопросам образования ребенка, активно ведется поиск и апробация форм непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность, подбор форм и содержания работы по оптимизации детско- родительских отношений, используется опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ.

Введены еще и такие нововведения:

1.Оформление визитки группы  – где можно отражать личные достижения сотрудников конкретной группы  с целью усиление доверия родителей  к личности воспитателя.

2.«Почта доверия» изменила свой имидж и сегодня предлагает родителям поделиться «родительской радостью», «родительским опасением», «родительским гневом» и т.д. Разнообразие предлагаемых вариантов станет стимулом к общению.

3.Разработка планов взаимодействия педагогов и родителей с целью перераспределения ответственности  участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

4.Разработка идей-проектов эффективного социального партнерства семьи и ДОУ, отработка их содержания в рамках педагогических площадок муниципального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.В законе...

Совместная деятельность семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями ...

Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Ф...

«Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОУ» (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)

Проект  направлен на на возможность практического претворения практических идей и методик....