Главные вкладки

    Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
    проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Плетенская Людмила Сергеевна

    В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Поэтому в работе с родителями в ДОУ ищут новые формы работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebnyy_proekt.docx17.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

    В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС)

    В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ   с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

    Кроме того, согласно новому закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

    С целью эффективного взаимодействия с родителями в нашем детском саду были созданы родительские клубы «ОчУмелые ручки» и «Вместе с папой»

    Родительский клуб «ОчУмелые ручки» - семейная творческая гостиная.  Такая форма работы способствует созданию условий для плодотворного взаимодействия детей, родителей и воспитателей, повышению творческого потенциала семьи, оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений. Семейная творческая гостиная, как одна из форм работы с родителями, очень интересна для педагогов   ДОУ.

    Актуальность темы:

    В программе "От рождения до школы", подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДО ведущими целями взаимодействия детского сада с семьёй является создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.  Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей позволяет такая форма работы как семейная творческая гостиная. Работа в семейной творческой гостиной помогает установить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной предметной деятельности и направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, развитию самостоятельности и творческой инициативы.

    Цель: формирование педагогической компетентности, творческого мышления и навыков совместной деятельности ДОУ и семьи через различные формы взаимодействия педагога с родителями и детьми.

    Задачи:

    -создать условия для творческой самореализации участников педагогического процесса;

    -развивать у детей творческие способности, мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;

    -расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения;

    -повышать педагогическую культуру и грамотность у родителей.

      Встречи семейной творческой гостиной проводятся 1 раз в месяц. Посетить творческую гостиную может любая семья. Необходима тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, не традиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с родителями и детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной. За 1-2 недели до встречи в ДОУ готовится информационное пространство: вывешивается объявление.

       Родители должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

    Родительский клуб «Вместе с папой»

    Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

    Задачи:

    - увлечь отцов предложенной работой;

    - готовность выполнить предложенную работу;

    - поощрять родителей за активное участие в работе, подстёгивая их участием в дальнейшей работе;

    - доводить необходимую педагогическую информацию по вопросам воспитания мальчиков и роли отца в семье;

    - распространять опыт работы в данном направлении.

    Актуальность:

    Так уж повелось в нашей стране, что в воспитании своих детей отцы принимают гораздо меньше участия, чем матери. Даже все творческие конкурсы, утренники проходят в основном с матерями. Да и что говорить, папа в детском саду, да и мужчина вообще – явление редкое.

      Однако в последние годы наблюдается стойкая тенденция, когда отцов начинают привлекать к работе детского сада. Инициатива идет как от воспитателей, так и от матерей. Сначала отцы удивляются: «Ну чем я могу быть полезным в детском саду?» Однако польза отца в дошкольном учреждении огромна.

       Можно немного отвлечься от детского сада и вспомнить о гендерном воспитании в целом, которое формирует модель поведения людей в обществе. Ребенок с детства впитывает все действия, мысли и поступки взрослых людей, прежде всего своих родителей, чтобы потом, основываясь на ее началах, создать свою семью.

       Кто, как не отец, сможет привить мальчику настоящие мужские качества.

    Для девочек же общение с отцом является необходимым в силу того, что девочка всегда должна чувствовать мужскую любовь, в том числе и отца. Отец должен принимать участие в жизни ребенка. Легче всего это сделать через детский сад, потому что там ребенок проводит основное свое время.

    Чем же на практике может быть полезен папа в детском саду?

    Папы замечательно играют роль Дедов Морозов, Кощеев Бессмертных и других сказочных персонажей. А такие праздники, как День защитника Отечества или 8 марта, вообще не должны проходить без мужчин, которые должны рассказывать о роли мужчин-воинов для Родины или говорить хвалебные слова в адрес всех женщин. К тому же, во взрослом возрасте многие папы уже лишены стеснительности, поэтому сами получают огромное удовольствие от процесса.

      Считается, что мужчины менее усидчивы, поэтому с поделками для конкурсов детям помогают мамы. Однако стоит вспомнить, как мужчины увлеченно ремонтируют автомобили и технику вообще, и можно представить, что поклейка ракеты из бумаги в принципе мало отличается от замены колеса. К тому же, сколько гордости получит отец от своей поделки, ведь он будет считать ее поистине своей, наравне со своим ребенком.

       Папа в детском саду может быть полезен и непосредственно для того помещения, где находится его ребенок. Конечно, для закручивания гайки можно позвать специалиста, завхоза, однако доверительные отношения персонала детского сада и родителей вполне позволяют в виде просьбы оказать небольшую помощь. Как правило, папы всегда готовы помочь, если, конечно, им это позволяет время. Дети, видя, как их отец помогает в небольшом ремонте, постигают первые азы в трудовом воспитании. Они видят всю серьезность и сосредоточенность отца на этом процессе, что тоже передается и им.

    Одним словом, папа в детском саду, принимая участие в жизни своего ребенка, становится более самостоятельным, а также открывает внутренние резервы: творческие, игровые, спортивные, отцовские, наконец.

            Для реализации задач в данном направлении в нашем детском саду существует семейный клуб «Вместе с папой». Это неформальное объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей, педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

       При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации, её ценностная интерпретация, побуждение участников встречи к практическому действию.

        Заседания клуба проходят один раз в месяц, участниками заседаний являются воспитатели, дети и родители средних и старших возрастных групп.

         Известно, что творить хочется всем, и к этому надо отнестись с особым вниманием. Человеку свойственно стремление реализоваться в жизни, раскрыть полнее свои возможности, чувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем. Так родилась идея семейного творческого проекта «Семейная палитра - радость семейного творчества», в котором участвуют дети, родители, педагоги. Этот проект у нас в саду стал очень популярным и востребованным.

           Основная цель данного проекта - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников. Проявление своей индивидуальности через общение с другими людьми - очень важная задача (это предусмотрено уже самой идеей проекта). Каждому участнику, ребёнку или взрослому, предоставляется возможность предложить свою идею, особенную трактовку или решение поставленной творческой задачи, а также право предоставить её другим людям, детям и взрослым. Приобретение такого опыта ценно для любого человека. Понимание того, что от тебя лично и от твоего участия может что- то зависеть, измениться (даже на картине), придаёт силы и даёт мотивацию к дальнейшему раскрытию собственного творческого потенциала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

       Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...

    Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

    Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

    Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО

    В формироании личности ребенка приоритетная роль принадлежит семье. С введением "Закона об образовании в Российской Федерации" проходят изменения  во взаимодействии с семьей....

    Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования

    В статье представлены  итоги изучения  основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...

    статья ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Использование интерактивных средств на занятиях в дошкольных образовательных организациях становится неотъемлемой частью образовательного процесса, нацеленного на реализацию проекта федерального госуд...