Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
методическая разработка по теме

Бычкова Елена Анатольевна

     Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду. Сегодня ФГОС задает направления деятельности методической службы.

       Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса ДОУ. Эту готовность призвана обеспечить  методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_na_sektsiyu.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бычкова Елена Анатольевна

муниципальное казённое дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-личностному развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Выступил: Бычкова        Елена        Анатольевна старший воспитатель МКДОУ №12

Место выступления: МКДОУ №12

п.Чегдомын

2013

  Слайд №1

     Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду. Сегодня ФГОС задает направления деятельности методической службы.

       Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса ДОУ. Эту готовность призвана обеспечить  методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников ДОУ

Слайд №2

 Цель методической работы - создание кадровых, организационно-методических, информационных условий, обеспечивающих формирование готовности ДОУ к введению ФГОС.

Слайд №3

Основные задачи методической работы:

  • Выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  • Включить каждого педагога в творческий поиск.

А также:

  • Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  • Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  • Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
  • Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  • Организация работы по изучению нормативных документов.
  • Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
  • Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Слайд №4

Диагностический подход позволяет:

– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

– точно учесть потребности воспитателя по всем направлениям развития педагогического мастерства;

– наметить программу роста педагогического мастерства каждого воспитателя путем совершенствования учебно-воспитательной работы всего коллектива;

Слайд №5

     - выявить профессиональные запросы и потребности, следовательно, на основе этого определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы методической работы, что способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

Показатель уровня практического мастерства педагогов ДОУ

Диагностический подход позволяет также:

– обеспечить  оптимальное  планирование  методической  работы в детском саду, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления.

    Планирование методической работы в ДОУ осуществляется на аналитической основе:

  • анализа внешней среды ДОУ (учёт требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного уровней);
  • анализа  состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей). 

       С учётом аналитических данных, коллегиально, с руководителем, воспитателями  ДОУ определяется  цель деятельности и необходимые средства для их реализации. Для определения перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения, разработана Программа развития ДОУ, на основе логического анализа и критического осмысления деятельности за последние годы. В ней отражены тенденции изменения детского сада, меры по обновлению содержания и организации дошкольного воспитания, управления дошкольным образованием на основе  инновационных процессов.

Слайд №6

Согласно стратегической цели развития ДОУ, анализа работы за прошедший учебный год, в соответствии с годовыми задачами  разрабатывается план методической работы по основным направлениям.

        Введение ФГОС в дошкольном образовании потребует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.

  Слайд: №7

      Повышение уровня мастерства воспитателей — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности воспитателя, его творческих способностей.

       Ежегодно, в ДОУ составляется перспективный план, в котором предусматриваются сроки курсовой подготовки и формы повышения квалификации воспитателей с целью, определения соответствия  уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории. Внешнее повышение квалификации происходит:

  • за счет посещения курсов повышения квалификации;
  • обучения в учебных заведениях;
  • участие в работе районных методических объединений.

На сегодняшний день все воспитатели  имеют курсовую подготовку, аттестованы, имеют среднее и высшее педагогическое образование, 1 воспитатель на 6 курсе пединститута.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с воспитателями.

Слайд №8

     В ДОУ практикуются как  традиционные, так и нетрадиционные формы методической работы, ориентированные на компетентностный подход, с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается: дискуссионные  (метод диалога, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций  и др.); игровые, деловые, имитационные  игры, мозговой щтурм и тд.

Слайд №9

      Воспитатели принимают  участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях. В ходе интерактивного обучения обеспечивается высокий уровень активности воспитателя, расширяется кругозор, формируются умения и навыки профессиональной деятельности, происходит развитие творческих способностей  и т.д.

    Слайд №10

       Характер внедрения в образовательный процесс учреждения современных образовательных технологий, задается социальным заказом государства, родителями, проблемой организации образовательного процесса в ДОУ, уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, результатами качества образования в ДОУ.

В  методической работе ДОУ используются информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы и средства:

  • Оформляются материалы по различным направлениям деятельности, с использованием программ Microsoft Office,Word, Excel, в том числе при разработки планов, различного вида методических мероприятий для педагогв, консультаций для родителей.
  • Мультимедийные  презентации  для повышения эффективности различных форм работы с воспитателями.
  • Используются  Internet  в педагогической деятельности с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, знакомимся с наработками других воспитателей. Для поселкового детского сада, отдалённого от краевого центра, такая форма самообразования очень актуальна и действенна, у воспитателей появилась возможность «виртуального» общения с коллегами с помощью интернет сетей.
  • Используется  цифровая  фотоаппаратура и программы редактирования для создания и демонстрации  фото-презентаций, видеофильмов.
  • В детском саду создан сайт, который постоянно обновляется и пополняется.
  • Для оформления итогов мониторинга использую  компьютерную обработку данных, что позволило в короткие сроки, оформить и проанализировать  результаты.

  Слайд  №11

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к воспитателю и его профессиональной компетентности в области использования ИКТ. Поэтому необходимо:

  1. Продолжать повышать ИКТ – грамотность педагогов, формируя знания о требованиях,  предъявляемых к средствам ИТК.
  2. Обогатить информационное пространство ДОУ.

Уровень компьютерной грамотности педагогов и материально-техническое состояние ДОУ позволяют  решать данные задачи.

Слайд №12

       Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, предъявляет к воспитателю  определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий данным методом.

Внедрение технологии проектного обучения, осуществляется второй год, и  перед методической службой ДОУ стоят задачи по активному внедрению данного метода в практику работы воспитателей:

  • Организация системы из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  • Организация целенаправленной просветительской работы с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  • Создание предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям проектного метода.
  • Разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОУ в рамках проектной деятельности.

         Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

         В ДОУ используются современные методы диагностики         образовательного процесса, с 2012 года осуществляется апробация усовершенствованной модели процедуры оценки  качества дошкольного образования.  

           Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является работа методического кабинета (имеется паспорт методического кабинета).

Слайд №13

        Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбираю с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (общеразвивающего вида, с осуществлением социально-личностного направления), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Методический кабинет, стал центром, где сосредоточена методическая, энциклопедическая, художественная литература, комплексные и парциальные, региональные программы и технологии, методические рекомендации по разным направлениям воспитательно-образовательной работы, «Педагогическая копилка» педагогов ДОУ, периодическими изданиями в области образования, наглядным материалом.

        Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ,  рассматриваю как  создание условий для его реализации. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на данном возрастом этапе.

Это обуславливает следующие направленности методической работы:

1. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей ФГТ к условиям реализации ООП, ФГОС дошкольного образования.

- С этой целью разработан проект  по инновационному подходу к созданию  предметно-развивающей среды в ДОУ.

Цель проекта: Создание современной  предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд №14

    Участие дошкольного учреждения в экспериментальной деятельности дает возможность педагогическому коллективу не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в апробации инноваций и создавать свои собственные программы. Она стимулирует развитие творческого потенциала воспитателей. Тема экспериментальной площадки дошкольного учреждения: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомление детей с родным краем в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и учреждений культуры в условиях реализации ФГТ к структуре ООП».

Приступая к инновационной работе, мы понимали, что прежнее содержание образования по развитию нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников  необходимо дополнить, искать новые подходы к реализации регионального компонента. Поэтому необходимо  организовать работу педагогического коллектива дошкольного  учреждения:

  • в направлении  нравственно-патриотического  развития личности, через ознакомление  старших дошкольников с родным краем;
  • в направлении изменения технологий педагогического воздействия с целью повышения качества и  результативности обучения и развития  воспитанников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и учреждений культуры (музей, библиотека);
  • в направлении развития педагогического  потенциала: принципов использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе воспитания и обучения,  направленных на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.

В процессе функционирования  экспериментальной площадки  ожидается:

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах нравственно-патриотического воспитания  дошкольников
  • Разработанный УМК программы  по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  • Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором я живу»

Результатом мониторинговой деятельности  стала  интерпретация и комплексная оценка работы ДОУ, прогноз дальнейшего развития, основанием для построения образовательной работы с детьми и методической  работы с педагогами.

       Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса - содействовать его обновлению.

Слайд№15        

Апробация всего нового - дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению нового федерального государственного образовательного стандарта, гарантирующей успех маленьким россиянам.

Слайд№16

Всем желаю интересной, творческой работы и успехов! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.

Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...

Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Ф...

Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования

В статье представлены  итоги изучения  основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...

статья ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Использование интерактивных средств на занятиях в дошкольных образовательных организациях становится неотъемлемой частью образовательного процесса, нацеленного на реализацию проекта федерального госуд...