Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «НАДО ЛИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЗНАКОМИТЬ С ПРИРОДОЙ? »
    консультация по окружающему миру на тему

    Костерина Нина Ивановна

    Знакомство детей раннего возраста с природой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

                     «НАДО ЛИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЗНАКОМИТЬ С ПРИРОДОЙ? »

    Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.        

    Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.         

    Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

    Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

    • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;

    • медленная выразительная речь, многократные повторения одного итого же;

    • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

    • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

    • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

    • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

    • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) .        

    Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в пире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.        

    Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

    В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

    Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

    Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать сними.         

    Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, на-правленой на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.        

    Таким образом, экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста построено на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают.                                         

    Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев – вызывать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.                                                                

    Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.                                                                        

    Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойствами качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.                                

    Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных Конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.                                                 

    Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.        

    Воспитатель основное внимание уделяет адаптации детей к новым для них условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома, от самых близких людей. Поэтому задача воспитателя – создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.                                                                                

    Аналогичным образом воспитатель, успокаивая детей, «разговаривает» с цветущими растениями на участке или в помещении. Ласковый тон, правильная речь взрослого (без антропоморфизма, т. е. очеловечивания) – это пример для ребенка в его будущем взаимодействии с природой. Малыш постепенно успокаивается, а первые впечатления о природе остаются с ним.                                                                

    Постепенно воспитатель начинает диагностические наблюдения за детьми – записывает (фиксирует) любые их проявления, направленные на растения и животных, которые имеются в непосредственном окружении: эмоциональные реакции, действия, поступки, словесные высказывания. Характерной особенностью детей этого возраста являются самые различные, часто непредсказуемые и неадекватные проявления. Взрослый не должен огорчаться и усматривать в них намеренные (агрессивные, недоброжелательные) проступки – это всего лишь проявление их полной неосведомленности об окружающем мире. Во всех случаях реакцией воспитателя должна быть доброжелательность по отношению к детям и природе.                                

    Поэтому, я считаю, что детей раннего возраста знакомить с природой просто необходимо!                                                                                         

    Начиная регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира и его изменениями у детей все больше и больше возникает интерес к природе. Они учатся беречь и ценить родную природу, окружающий нас мир.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

    Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....

    Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

    Консультация составлена на основе  рекомендаций  Янушко Елены Альбиновны – педагога, психолога, логопеда,  автора методик по развитию и обучению детей и более ста практических книг-посо...

    Консультация для воспитателей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

    Консультация  для воспитателей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

    Консультация для воспитателей Тема: «Адаптация детей раннего возраста»

    В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья....

    Консультация для воспитателей Тема: «Игры детей раннего возраста»

    Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предмета...

    Консультация для воспитателей «сенсорное воспитание детей раннего возраста »

    Консультация для воспитателей «сенсорное воспитание детей раннего возраста »...