Рефлексия в подготовительной группе ДОУ. Веер настроения.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Хомякова Василиса Викторовна

Рефлексивная деятельность во время проведения НОД в подготовительной группе по ФГОС и в рамках приемственности между школой и детским садом. Разработка методического пособия для рефлексивной деятельности -будет полезна не только для воспитанников подготовительной группы, но также для учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из основных задач воспитателя подготовительной группы ДОУ является  подготовка детей к школе. Чтобы ребёнок в школе стал успешным, необходимо осуществлять преемственность в работе ДОУ и школы.

По ФГОС на уроках в начальной школе особое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья учащихся. Необходимо  дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Поэтому одной из задач современной школы является рефлексивная деятельность учеников. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения. Рефлексия в современной педагогике понимается как самоанализ деятельности и ее результатов. 

Виды рефлексии, отражающие четыре сферы человеческой сущности: 

 физическая (успел – не успел, легко – тяжело),

 сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

 интеллектуальная (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

 духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду осуществляется,  в основном, в игровой форме. Но занятия в подготовительной группе по сложности образовательного материала приближен к начальной школе. Усвоение материала зачастую вызывает затруднения у некоторых дошкольников. Кроме этого, многие дети испытывают ощущение дискомфорта, стеснения, затруднения, неудовлетворенности своими действиями во время опросов и игровых  упражнений НОД.

Для осуществления рефлексивной деятельности возможно использовать раздаточные веера настроения. Каждый веер изготовлен на пластмассовой или картонной основе, вверху - смайлик (грустный, нейтральный, веселый). См. фото.

Целесообразно проводить рефлексивную деятельность в начале НОД для установления эмоционального контакта с группой (например, упражнение "Наши ожидания", "Какое у меня сейчас настроение"), а также в конце занятия, подводя итоги деятельности-ребята оценивают свою активность во время той или иной игры, свое настроение во время занятия, оценивают настроение и активность друг друга.

Кроме вееров, мы используем игру с мячом "Сегодня мне понравилось...Сегодня я узнал...."

Для воспитателя должно быть тревожным сигналом отрицательная самооценка ребенка, если ребенок регулярно показывает "грустный" смайлик во время занятий, это может сигнализировать о заниженной самооценке ребенка, возможно, потребуется помощь психолога.

Задача педагога - заметить даже самое маленькое продвижение ребенка в развитии вперед, поддержать его успех, создать атмосферу,  в которой ребенок будет себя чувствовать любимым, нужным, успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для подготовительной группы "День веселого настроения"

ЦЕЛЬ :развивать у детей речь и навыки общения-воспитывать чувство товарищества,  дружеского отношения ,желание прийти на помощь другу-закрепление знаний ,полученных на занятиях по лего конструиро...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Тема: «Город Настроения»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.                             ...

Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему: «Настроение и импровизация в музыке»

     -  Очень важно развивать у детей представление об изобразительных возможностях   музыки;- Развивать музыкальные и творческие и сенсорные способности посредств...

Утренник к 8 Марта Подготовительной группы: "Ателье весеннего настроения" 2020г.

Утренник к 8 Марта Подготовительной группы: "Ателье весеннего настроения" 2020г.Музыкальный руководитель: Орлова Н.В.Ведущие: Ворошилова Л.В. Захарова Г.А.Дети: подготовительная группа ...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Угадай настроение» Тема недели: «Профессии». Картотека №5

Задачи:Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях.Упражнять детей в двигательной импровизации.Формировать способность обладать приёмами саморасслабления.Развивать умение распознавать...

Конспект ОД по развитию эмоциональной сферы детей в подготовительной группе «Марафон хорошего настроения»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей в подготовительной группе «Марафон хорошего настроения»...

Ручной труд в подготовительной группе "Красивый веер"

Тема: «Красивый веер. Составление светлых тонов» Цель: Сформировать у детей представление о веере, выполнить красивый веер, расписанный светлыми цветами. Задачи: Развивающие: Развивать творческие с...