Главные вкладки

    Доклад для сборника 14 - го Всероссийского интернет - педсовета на тему: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – ПЕДАГОГИ»
    статья на тему

    "Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты придется платить слишком дорого" Ю.Ф.Змановский.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon madou_no_5_g._salehard_morozova_l.a._-.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА В

    ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – ПЕДАГОГИ»

    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание не только родителей, но  и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Это означает, что система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью. 

    Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

    В дошкольном автономном учреждении функционирует инновационная площадка по теме:  «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья».

    Главная цель работы - активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни, задачами которого являются:

    • разработать и реализовать модель педагогической работы по приобщению детей и родителей ДОУ к здоровому образу жизни;
    • повысить компетентность  родителей в вопросах здоровьесбережения детей;
    • способствовать развитию коммуникативных навыков при воспитании ЗОЖ у детей и родителей, а так же произвольности и саморегуляции;
    • привлечь семьи к активному участию в воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни;

    Совместную работу с семьёй мы строим на определённых принципах, определяющих её содержание, организацию и методику. Для реализации цели информационно-аналитического исследования была разработана комплексная анкета для родителей. Анализ анкетирования позволил определить три группы родителей:

    Родители - лидеры, которые имеют определенный объем знаний в области физического воспитания ребенка, согласны принимать активное участие в образовательном процессе детского сада физкультурно-оздоровительной направленности, имеют желания к созданию атмосферы сотрудничества с педагогами, 21,8% (5 семей);

    Родители - исполнители, которые согласны принимать участие в физическом воспитании ребенка, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада при условии наличия  положительной для них мотивации, 52,2% (12 семей);

    Родители - пассивные наблюдатели, которые не проявляют интерес к организации физического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, не стремятся повысить уровень знаний этого вопроса, 26% (6 семей).

    Выявили условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье, круг вопросов интересующих родителей  по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка и возможность родителей транслировать и обогащать опыт физического воспитания детей.

    На основе обобщенных данных с родителями разработали систему организационно-теоретических и практических занятий. В систему работы с детьми входит активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. В первую очередь было проведено игровое  интервьюирование,  с целью определения уровня знаний и представлений о здоровье, которое показало повышение уровня знаний детей о здоровом образе жизни.

    Наряду с традиционными наглядными уголками для родителей, где в папках–передвижках оформлены консультации специалистов ДОУ (педагога – психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию) и уголком здоровья «Валеология», где для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления, климатотерапии, предлагаются комплексы упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата, валеологические игры и упражнения. Используются флэш -консультации на  различные темы. Акция  «Добрая почта» - предложения родителей  по тематике родительских собраний и интересующих их вопросов по физическому и эмоциональному развитию детей. Выставки методической литературы.

    Нетрадиционные родительские собрания «Здоровый торшер», «Мы за здоровый образ жизни», на которых присутствовали СМИ города, с привлечением физкультурных и медицинских работников - эта форма позволяет нам в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение, делиться впечатлениями и общаться. На информационном  стенде «Апельсин» рассказывается о проведенных мероприятиях с детьми в учреждении и в семье. Организованы встречи  с интересными людьми – учителем по физической культуре СОШ, тренером Ледового Дворца и др. Созданы рекламные буклеты «Мы в безопасности», «Здоровая еда»  и др.,

    Вышел выпуск  газеты «Здоровье», фото-газета «Спортивный портрет моей семьи».

    Организованы «Семейные встречи» - совместные катания в Ледовом дворце, на лыжной базе; прогулки на велосипедах, роликах и самокатах. Проходят они в выходные дни и позволяют детям и родителям встречаться в неформальной обстановке.

    Начато оформление «Семейной книги здоровья». «Семейная книга здоровья» оформляется семьями воспитанников. В ней отражены различные виды активного отдыха семьи, спортивные достижения, семейные традиции и т.д.

    Профилактические игры в зоне здоровья «Неболейка» или «Советы Градусника», где дети под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья, помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни,  здоровому питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

    Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Медицинской сестрой используется технология «Волшебный сон», из опыта работы детских садов г. Москва. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

    Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, рассасывание замороженной клюквы непосредственно перед прогулкой,что позволяет добиться определённого снижения уровня заболеваемости.

    Задачи психологического здоровья решает педагог-психолог. Во время «Недели психологического здоровья» проводятся игры, психотренинги с целью профилактики эмоционального перенапряжения. С родителями проводятся тренинги и консультации по запросам.

    Детский сад не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и активизирует «работу» обратной связи с родителями через совместные формы организации по воспитанию ребёнка-дошкольника.

    Повторный анализ анкетирования позволил определить изменения в группах  родителей:

    Родители - лидеры, 26% (6 семей);

    Родители - исполнители, 48% (11 семей);

    Родители - пассивные наблюдатели, 26% (6 семей).

    Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в рамках  эксперимента в совместной деятельности с родителями,     способствует повышению двигательной активности  и  успешности физкультурных мероприятий в системе физического воспитания дошкольников.

    Осуществляя комплексный подход к сохранению, укреплению здоровья воспитанников, прививая и обучая их основам здорового образа жизни, создавая здоровьесберегающее пространство в ДОУ,  мы формируем здоровую и успешную личность.

    Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для родителей. Главный результат  заключается в том, что родители не только вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, но и научились делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья  своего ребенка.

    В перспективе работы над данной темой мы решили разработать  и внедрить групповой образовательный проект «Детский сад и семья, как партнеры педагогического взаимодействия по вопросу здорового образа жизни», включить использование традиции семей воспитанников детского сада, открыть клуб «Здоровая семья» и привлечь к сотрудничеству другие ДОУ.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

    1. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание – 1995, №6.
    2. Журналы «Здоровье дошкольника», 2011г.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация проекта МТПЛ "Использование ИКТ в организации коррекционно - образовательного пространства для детей групп компенсирующей направленности

    В презентации  указаны объект, предмет, цель, задачи  исследования   МТПЛ(муниципальной творческой педагогической лаборатории).  В схеме показана материально - техническая баз...

    Создание единого психологического пространства "родитель-ребёнок-педагог"

    Некоторые аспекты, влияющие на становление процесса общения ребёнка и взрослого....

    Всероссийский интернет-педсовет «Родительское собрание предоставила материал из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста»

    Всероссийский интернет-педсовет «Родительское собрание предоставила материал из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста»...

    Педсовет на тему "Обогащение двигательного опыта ребенка посредством создания физкультурно-игровой предметной среды "

    Цель:- систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности дошкольников в различные режимные моменты, эффекктивности используемых форм и методов организации двигательной активности ...

    Из опыта работы: проект "Я красиво говорю" (совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда"

    Совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда:формирование коммуникативных отношений в процессе общения, развитие  сенсорного, слухового, зрительного воспри...